Поэзия и проза жизни Московского УФАС

По мнению главы ведомства, единые нормы для всех видов торгов нужны, как единые правила правописания для писателей всех жанров

 

 

В Федеральной антимонопольной службе произошли серьезные перемены. Ведомство получило новые полномочия, которые позволили еще эффективнее реагировать на обращения участников рынка. О том, как эти полномочия реализуются на практике, какие трудности и достижения на счету антимонопольщиков в уходящем году рассказал журналу Бюллетень оперативной информации "Московские торги" руководитель Московского УФАС России Рачик Петросян.

 

- Рачик Ашотович, как вы оцениваете работу вашего ведомства в 2012-м году?

 

- Работу нашего ведомства оценивать не нам. Это объективнее сделают наши заявители – организации и физические лица, которые обращаются к нам с жалобами, надеясь на восстановление своих нарушенных прав. При этом самая горячая пора – как раз конец года. Мы же к своей работе стараемся относиться критически и постоянно ищем, что еще можно в ней улучшить.

 

- Если сравнивать нынешний год с предыдущим, что можно сказать о количестве жалоб – больше их стало или меньше?

 

- Количество жалоб за истекший период 2012 года выросло приблизительно на 20% по сравнению с прошлым годом. Но это общая цифра. В отдельных же сферах повышение куда существеннее. Так, по госзаказу количество поступающих жалоб в расчете на одного сотрудника увеличилось на 75%! Ну, а больше всего жалоб – в сфере закупок госкомпаний, в плане применения ФЗ-223. За ними следуют торги на сдачу в аренду государственного имущества по статье 17.1 Закона о защите конкуренции.

При этом в связи с плановым сокращением численности органов власти, произошло сокращение и нашего управления на 11%, что еще серьезнее увеличило нагрузку на сотрудников. Приходится проявлять чудеса изобретательности в организации работы, чтобы обеспечить выполнение возложенных на нас обязанностей.

 

- А каков процент обоснованных среди всех этих жалоб?

 

- Приблизительно половина.

 

- Что было самым трудным в вашей работе?

 

- Необходимость мириться с тем, что не всегда удается повернуть ситуацию в верное русло. Наши полномочия четко очерчены законодательством, и иногда, хоть и видим несправедливость, но отреагировать не можем. В таких ситуациях мы стараемся направить материалы в правоохранительные органы, чтобы привлечь их внимание, в надежде, что хоть им удастся что-либо сделать.

 

- Что бы вы могли назвать главным событием года для УФАС?

 

- С точки зрения наиболее значимых новшеств, которые поменяли нашу жизнь и ситуацию во вверенной нам сфере – это, конечно, вступление в силу в январе этого года «третьего антимонопольного пакета поправок», согласно которому мы получили новые полномочия по контролю процедуры торгов в сфере имущественных отношений и закупок госкомпаний. Это продажа и аренда земель, государственного имущества, конфиската, торгов по банкротству и многое другое.

Как раз к предыдущему вопросу. Раньше мы, получив жалобу на очевидные нарушения при проведении торгов, мало что могли сделать. Надо было провести длительную процедуру возбуждения и расследования антимонопольного дела, в ходе которой изучить рынок и доказать ограничение конкуренции. И когда, наконец, мы могли признать нарушение, предписание выдавать было уже поздно, поскольку договор заключен и восстановить справедливость зачастую просто невозможно. Сейчас же мы за 7 рабочих дней на основании выявленного процедурного нарушения выдаем обязательное для исполнения предписание и восстанавливаем нарушенные права заявителей. Уже с начала года более 500 торгов в таком режиме рассмотрели.

И еще, конечно, радостное для нас событие: мы, наконец, переехали в новое здание в Мясницком проезде, где работать намного комфортнее и приятнее, за что очень хочется поблагодарить Правительство Москвы.

 

- Насколько успешно применяется в Москве ФЗ-223?

 

- Половина всех жалоб, которые мы рассмотрели по новой процедуре – это как раз жалобы на закупки госкомпаний по этому закону. Ситуация, конечно, очень сложная. Закон установил только обязанность публиковать информацию о закупках и порядок обжалования, а процедуры закупки компании пишут себе сами, и зачастую приходится лицезреть просто удивительные художества. Чего только не делают, чтобы избежать хотя бы минимального законодательного регулирования! Например, конкурсы и аукционы переименовывают по всякому, чтобы даже минимальные требования Гражданского кодекса к проведению торгов не соблюдать. Здесь удалось сформировать положительную судебную практику – спасибо судам – теперь как торги не назови, а если они являются таковыми по существу, соблюдать правила их проведения придется.

 

- Чем вы объясняете, что торгов в рамках ФЗ-223 проводится больше, чем по ФЗ-94?

 

- Большой объем закупок госкомпаниями объясняется прежде всего большим количеством таких компаний и колоссальной долей государственного участия в экономике в целом.

 

- Каким образом нужно изменить законодательство, чтобы нарушений при проведении торгов стало меньше?

 

- Необходимо ввести единообразные стандарты проведения торгов, при этом не вмешиваясь в существо закупки, специфику которой заказчик должен определять сам. Выражаясь образно, необходимо чтобы все говорили на одном языке, а вот кто какие стихи и прозу будет слагать – это их дело, лишь бы правила правописания соблюдали.

 

- А есть ли способ заставить всех участников торгов, включая корпорации, проводить их по какому-то единому стандарту?

 

- Лучший способ – это ввести эти требования законодательно. Однако пока этого не сделано, мы вышли с инициативой к Мэру Москвы об установлении минимальных стандартов закупок для московских государственных компаний, и Сергей Семенович нас поддержал. Соответствующая работа ведется. Мы надеемся, что до конца года она будет завершена.

 

- Можно ли сказать, что ФАС стала полноценным регулятором в сфере торгов?

 

- Конечно, нам открылся новый огромный пласт работ в сфере регулирования торгов, и то, что мы сейчас начинаем видеть – лишь вершина айсберга. Насколько нам удастся изменить в лучшую сторону эту сферу, зависит, конечно, в первую очередь, от нас самих, а кроме того – от воли законодателей, от того, насколько будет урегулирована данная сфера, получит ли она понятные и прозрачные для предпринимателей правила или останется «минным полем», пройти по которому смогут лишь немногие.

 

- Какие задачи вы ставите перед собой на будущий год?

 

- Задач множество. Они поставлены практически по всем направлениям деятельности, в том числе в сфере контроля торгов, демонополизации различных отраслей городской экономики. С этой целью готовим совместный с Правительством Москвы план мероприятий и Программу развития конкуренции в городе.

 

 

Справочно:

 

За 2012 год число жалоб выросло на 20%, по госзаказу, на одного сотрудника – на 75%, а больше всего жалоб – в сфере корпоративных закупок по ФЗ-223. При этом произошло сокращение штата УФАС на 11%. Приходится проявлять чудеса изобретательности в организации работы, чтобы обеспечить выполнение возложенных на управление обязанностей.

 

Самое трудное – необходимость мириться с тем, что не всегда удается повернуть ситуацию в верное русло. Полномочия УФАС четко очерчены законодательством, и иногда, хоть и видим несправедливость, отреагировать не можем. Стараемся направить материалы в правоохранительные органы, чтобы привлечь их внимание, в надежде, что хоть им удастся что-либо сделать.