РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 9 апреля 2009 г. по делу № A40-53973/08-121-419

Дата публикации: 14 апреля 2009, 04:00
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

107996, г. Москва, ул. Новая Басманная, дом 10

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г, Москва Дело № А40-53973/08-121-419

09 апреля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2009 г. Полный текст решения изготовлен 09.04.2009 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе: председательствующего - судьи Каменской О.В., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт» к Управлению ФАС России по г.Москве третье лицо - МУП «Троицкая электросеть»

о признании незаконным постановления о наложении административного штрафа по делу №А7-6/2008 об административном правонарушении от 24.07.2008г.

в заседании приняли участие: от заявителя - Гелашвили Н.В. (дов. от 02.02.2009г.), от ответчика - Лыскова А.Ю. (дов. от 14.01.2009г.), Азовцева Е.К. (дов. от 13.01.2009г.), от третьего лица - неявка (извещен),

Установил:

Заявитель просит признать незаконным постановление от 24.07.2008г. № А7-6/2008 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ, вынесенное Управлением ФАС России по г.Москве.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, поддержал отзыв, доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого постановления, пояснил, что в действия заявителя есть событие преступлении.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, письменный отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ не представил, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ч.1, 3, 5 ст. 122 АПК РФ, в связи с чем дело слушается в его отсутствие в порядке п. Зет. 156 АПК РФ.

В судебном заседании с 11 час. 15 мин. 26.03.2009 г. до 15 час. 00 мин. 02 апреля 2009 г. объявлялся перерыв в судебном заседаний, что указано в протоколе судебного заседания.

Выслушав заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не

связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 24 июля 2008 года Управлением Федеральной

антимонопольной службы по г. Москве вынесено постановление о наложении административного штрафа по делу № А7-6/2008 об административном правонарушении на основании ст .14.31 КоАП РФ. ОАО «Мосэнергосбыт» назначено административное наказание в виде административного штрафа на необоснованное уклонение от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

Заявитель в обосновании доводов указывает на обстоятельства отсутствия события правонарушения, в устной форме, в судебном заседании указал на обстоятельство неполучения извещения о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Оценка доказательств показала следующие:

На основании заявления МУП «Троицкая электросеть» Комиссией УФАС по Москве возбуждено дело №7-8/2008 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О конкуренции», по результатам рассмотрения которого принято решение от 21.03.2008 о наличии в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке по реализации (купле-продаже) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Троицкого района Московской области, выразившегося в ограничении конкуренции на розничном рынке электрической энергии и ущемлении интересов МУП «Троицкая электросеть» путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» под оптовым рынком электрической энергии (мощности) понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом N 35 -ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом №35-Ф3 порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона № 35-ФЗ основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона №35-Ф3.

Как указано в пункте 1 статьи 31 Закона №35-Ф3, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом N 35-ФЗ, а также администратор торговой .; системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка определен в статье 35 Закона №35-Ф3.

В этой статье определено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического



характера и иных мероприятий, вступление в члены администратора торговой системы оптового рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1).

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии, устанавливается основными положениями функционирования оптового рынка (пункты 3 и 4 статьи 35 Закона №35-Ф3).

В силу статьи 21 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.

Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются определенные требования, в том числе (подпункт «б») выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным данными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

В пункте 17 Правил указано, что организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Следовательно, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который впоследствии включает такое юридическое лицо в "Реестр субъектов оптового рынка. При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004) определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового



рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка, а также порядок оказания этих услуг (пункт 1).

Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы "и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 5 Правил недискриминационного доступа).

Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее -заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.

Согласно положениям пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором. Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения v указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Как видно из материалов административного дела во исполнение требований Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг МУП «Троицкая электросеть» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» (смежному по отношению к МУП «Троицкая электросеть» участнику оптового рынка электроэнергии)

Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть» (исх. №566 от 17.10.2007). Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки электрической энергии, направленный МУП «Троицкая электросеть» в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» 17.10.2007, не согласован ОАО «Мосэнергосбыт» в срок, установленный указанными Правилами.

В период с 17.10.2007 по 07.02.2008 ОАО «Мосэнергосбыт» не направляло в адрес МУП «Троицкая сеть» согласованный Перечень.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе перечисленные в пунктах 1-10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия ОАО «Мосэнергосбыт» квалифицированы УФАС по Москве как злоупотребление доминирующим положением на рынке купли -продажи (поставки) на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Троицкого района Московской области, выразившегося в ограничении конкуренции на розничном рынке электрической энергии и ущемлении интересов МУП «Троицкая электросеть» путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

Статьей Закона о защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих

субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Критерии признания хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение также определены указанной статьей.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Московской области 1ротокол Правления Топливно-энергетического комитета Московской области № 5 от 3.10.2006).

Приказом Федеральной службы по тарифам № 68-э/6 от 11.03.2005 ОАО «Мосэыергосбыт» присвоен статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка.

Решением Топливно-энергетического комитета Московской области №17 от 5.12.2007 в 2008 году в перечень энергосбытовых организаций, осуществляющих покупку- продажу электрической энергии на территории Московской области включены следующие организации: ОАО «Мосэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности, ООО «Русэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), ОАО Энергосбытовая компания Московской области»- независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ, ОАО ВСК - Энерго» - независимая энергосбытовая компания, субъект РЭМ, ООО «Химэнергосбыт» - энергосбытовая компания, субъект розничного рынка.

Одновременно, в соответствии с указанным решением Топливно-энергетического комитета Московской области с 01.01.2008 для МУП «Троицкая электросеть», приобретающего электрическую энергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика ОАО «Мосэнергосбыт» установлены отпускные тарифы на электрическую знергию.

Пунктом 4.16 указанного Решения установлен и введен в действие с 01.01.2008 отпускной тариф на электрическую энергию ОАО «Мосэнергосбыт» для МУП «Троицкая электросеть», городской округ Троицк Московской области, в размере 751,76 руб./МВт.ч. Приказ № 46-Т от 25.12.2007 г.).

С учетом вышеприведенных положений, заявитель (ОАО «Мосэнергосбыт»), являясь единственным субъектом оптового рынка - гарантирующим поставщиком, у которого МУП «Троицкая электросеть» может приобретать электрическую энергию для дальнейшей перепродажи, занимает доминирующее положение на рынке по реализации электрической энергии на территории Троицкого района Московской области, что подтверждается и указанным Решением Топливно-энергетического комитета Московской области, которым установлено, что МУП «Троицкая электросеть» должно приобретать электрическую энергию у ОАО «Мосэнергосбыт» по тарифам покупки, установленным для покупки МУП «Троицкая электросеть» электрической энергии у ОАО «Мосэнергосбыт».

Согласно ч. в ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден и установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено в действиях заявителя событие правонарушения. При оценке процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, размера наложенного административного штрафа, суд установил следующие.

В соответствии с определением о продлении срока административного расследования от 08.05.2008г. административным органом было определено о результате административного расследования по делу № А7-6/2008 объявить 06 июня 2008года в 14 часов 00 минут по адресу: 119017 г. Москва, Пыжевский пер., д. 6 ком. 324.

Как указано заявителем, извещение о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении им не получено.

Как следует из материалов административного дела, определения от 08.05.2008г,, в данных доказательствах также отсутствует указание о том, что по итогам административного расследования будет решен вопрос о составлении протокола об административном правонарушении, отсутствуют указания на необходимость явки представителя на составление протокола.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, размер административного

штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара

(работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не

может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от

реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в

котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель .не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем

календарном году.

В соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Как видно из материалов административного дела, административным органом размер штрафа рассчитан исходя из размера суммы выручки, не очищенной, в соответствии с положениями ст. 248,249 НК РФ от налогов и определена, в нарушение положений ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ не за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, а за год в котором нарушение совершено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, 14.31 КоАП РФ, ст.ст. 64, 65, 71,75, 156, 167-170, 176,210,211 АПК РФ,

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве .от 24.04.2008г. о наложении штрафа по делу № А7-6/2008 об административном правонарушении о привлечении по ст. 14.31 КоАП РФ ОАО «Мосэнергосбыт» зарегистрированного в качестве юридического лица по адресу: г. Москва ул. Вавилова д. 9.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Председательствующий О.В. Каменская



stdClass Object ( [vid] => 5932 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 9 апреля 2009 г. по делу № A40-53973/08-121-419 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5932 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

107996, г. Москва, ул. Новая Басманная, дом 10

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г, Москва Дело № А40-53973/08-121-419

09 апреля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2009 г. Полный текст решения изготовлен 09.04.2009 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе: председательствующего - судьи Каменской О.В., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт» к Управлению ФАС России по г.Москве третье лицо - МУП «Троицкая электросеть»

о признании незаконным постановления о наложении административного штрафа по делу №А7-6/2008 об административном правонарушении от 24.07.2008г.

в заседании приняли участие: от заявителя - Гелашвили Н.В. (дов. от 02.02.2009г.), от ответчика - Лыскова А.Ю. (дов. от 14.01.2009г.), Азовцева Е.К. (дов. от 13.01.2009г.), от третьего лица - неявка (извещен),

Установил:

Заявитель просит признать незаконным постановление от 24.07.2008г. № А7-6/2008 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ, вынесенное Управлением ФАС России по г.Москве.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, поддержал отзыв, доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого постановления, пояснил, что в действия заявителя есть событие преступлении.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, письменный отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ не представил, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ч.1, 3, 5 ст. 122 АПК РФ, в связи с чем дело слушается в его отсутствие в порядке п. Зет. 156 АПК РФ.

В судебном заседании с 11 час. 15 мин. 26.03.2009 г. до 15 час. 00 мин. 02 апреля 2009 г. объявлялся перерыв в судебном заседаний, что указано в протоколе судебного заседания.

Выслушав заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не

связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 24 июля 2008 года Управлением Федеральной

антимонопольной службы по г. Москве вынесено постановление о наложении административного штрафа по делу № А7-6/2008 об административном правонарушении на основании ст .14.31 КоАП РФ. ОАО «Мосэнергосбыт» назначено административное наказание в виде административного штрафа на необоснованное уклонение от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

Заявитель в обосновании доводов указывает на обстоятельства отсутствия события правонарушения, в устной форме, в судебном заседании указал на обстоятельство неполучения извещения о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Оценка доказательств показала следующие:

На основании заявления МУП «Троицкая электросеть» Комиссией УФАС по Москве возбуждено дело №7-8/2008 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О конкуренции», по результатам рассмотрения которого принято решение от 21.03.2008 о наличии в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке по реализации (купле-продаже) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Троицкого района Московской области, выразившегося в ограничении конкуренции на розничном рынке электрической энергии и ущемлении интересов МУП «Троицкая электросеть» путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» под оптовым рынком электрической энергии (мощности) понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом N 35 -ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом №35-Ф3 порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона № 35-ФЗ основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона №35-Ф3.

Как указано в пункте 1 статьи 31 Закона №35-Ф3, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом N 35-ФЗ, а также администратор торговой .; системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка определен в статье 35 Закона №35-Ф3.

В этой статье определено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического



характера и иных мероприятий, вступление в члены администратора торговой системы оптового рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1).

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии, устанавливается основными положениями функционирования оптового рынка (пункты 3 и 4 статьи 35 Закона №35-Ф3).

В силу статьи 21 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.

Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются определенные требования, в том числе (подпункт «б») выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным данными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

В пункте 17 Правил указано, что организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Следовательно, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который впоследствии включает такое юридическое лицо в "Реестр субъектов оптового рынка. При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004) определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового



рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка, а также порядок оказания этих услуг (пункт 1).

Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы "и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 5 Правил недискриминационного доступа).

Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее -заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.

Согласно положениям пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором. Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения v указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Как видно из материалов административного дела во исполнение требований Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг МУП «Троицкая электросеть» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» (смежному по отношению к МУП «Троицкая электросеть» участнику оптового рынка электроэнергии)

Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть» (исх. №566 от 17.10.2007). Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки электрической энергии, направленный МУП «Троицкая электросеть» в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» 17.10.2007, не согласован ОАО «Мосэнергосбыт» в срок, установленный указанными Правилами.

В период с 17.10.2007 по 07.02.2008 ОАО «Мосэнергосбыт» не направляло в адрес МУП «Троицкая сеть» согласованный Перечень.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе перечисленные в пунктах 1-10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия ОАО «Мосэнергосбыт» квалифицированы УФАС по Москве как злоупотребление доминирующим положением на рынке купли -продажи (поставки) на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Троицкого района Московской области, выразившегося в ограничении конкуренции на розничном рынке электрической энергии и ущемлении интересов МУП «Троицкая электросеть» путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

Статьей Закона о защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих

субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Критерии признания хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение также определены указанной статьей.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Московской области 1ротокол Правления Топливно-энергетического комитета Московской области № 5 от 3.10.2006).

Приказом Федеральной службы по тарифам № 68-э/6 от 11.03.2005 ОАО «Мосэыергосбыт» присвоен статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка.

Решением Топливно-энергетического комитета Московской области №17 от 5.12.2007 в 2008 году в перечень энергосбытовых организаций, осуществляющих покупку- продажу электрической энергии на территории Московской области включены следующие организации: ОАО «Мосэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности, ООО «Русэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), ОАО Энергосбытовая компания Московской области»- независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ, ОАО ВСК - Энерго» - независимая энергосбытовая компания, субъект РЭМ, ООО «Химэнергосбыт» - энергосбытовая компания, субъект розничного рынка.

Одновременно, в соответствии с указанным решением Топливно-энергетического комитета Московской области с 01.01.2008 для МУП «Троицкая электросеть», приобретающего электрическую энергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика ОАО «Мосэнергосбыт» установлены отпускные тарифы на электрическую знергию.

Пунктом 4.16 указанного Решения установлен и введен в действие с 01.01.2008 отпускной тариф на электрическую энергию ОАО «Мосэнергосбыт» для МУП «Троицкая электросеть», городской округ Троицк Московской области, в размере 751,76 руб./МВт.ч. Приказ № 46-Т от 25.12.2007 г.).

С учетом вышеприведенных положений, заявитель (ОАО «Мосэнергосбыт»), являясь единственным субъектом оптового рынка - гарантирующим поставщиком, у которого МУП «Троицкая электросеть» может приобретать электрическую энергию для дальнейшей перепродажи, занимает доминирующее положение на рынке по реализации электрической энергии на территории Троицкого района Московской области, что подтверждается и указанным Решением Топливно-энергетического комитета Московской области, которым установлено, что МУП «Троицкая электросеть» должно приобретать электрическую энергию у ОАО «Мосэнергосбыт» по тарифам покупки, установленным для покупки МУП «Троицкая электросеть» электрической энергии у ОАО «Мосэнергосбыт».

Согласно ч. в ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден и установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено в действиях заявителя событие правонарушения. При оценке процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, размера наложенного административного штрафа, суд установил следующие.

В соответствии с определением о продлении срока административного расследования от 08.05.2008г. административным органом было определено о результате административного расследования по делу № А7-6/2008 объявить 06 июня 2008года в 14 часов 00 минут по адресу: 119017 г. Москва, Пыжевский пер., д. 6 ком. 324.

Как указано заявителем, извещение о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении им не получено.

Как следует из материалов административного дела, определения от 08.05.2008г,, в данных доказательствах также отсутствует указание о том, что по итогам административного расследования будет решен вопрос о составлении протокола об административном правонарушении, отсутствуют указания на необходимость явки представителя на составление протокола.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, размер административного

штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара

(работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не

может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от

реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в

котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель .не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем

календарном году.

В соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Как видно из материалов административного дела, административным органом размер штрафа рассчитан исходя из размера суммы выручки, не очищенной, в соответствии с положениями ст. 248,249 НК РФ от налогов и определена, в нарушение положений ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ не за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, а за год в котором нарушение совершено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, 14.31 КоАП РФ, ст.ст. 64, 65, 71,75, 156, 167-170, 176,210,211 АПК РФ,

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве .от 24.04.2008г. о наложении штрафа по делу № А7-6/2008 об административном правонарушении о привлечении по ст. 14.31 КоАП РФ ОАО «Мосэнергосбыт» зарегистрированного в качестве юридического лица по адресу: г. Москва ул. Вавилова д. 9.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Председательствующий О.В. Каменская



[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

107996, г. Москва, ул. Новая Басманная, дом 10

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г, Москва Дело № А40-53973/08-121-419

09 апреля 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2009 г. Полный текст решения изготовлен 09.04.2009 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе: председательствующего - судьи Каменской О.В., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт» к Управлению ФАС России по г.Москве третье лицо - МУП «Троицкая электросеть»

о признании незаконным постановления о наложении административного штрафа по делу №А7-6/2008 об административном правонарушении от 24.07.2008г.

в заседании приняли участие: от заявителя - Гелашвили Н.В. (дов. от 02.02.2009г.), от ответчика - Лыскова А.Ю. (дов. от 14.01.2009г.), Азовцева Е.К. (дов. от 13.01.2009г.), от третьего лица - неявка (извещен),

Установил:

Заявитель просит признать незаконным постановление от 24.07.2008г. № А7-6/2008 о привлечении к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ, вынесенное Управлением ФАС России по г.Москве.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, поддержал отзыв, доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемого постановления, пояснил, что в действия заявителя есть событие преступлении.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, письменный отзыв в порядке ст. 131 АПК РФ не представил, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке ч.1, 3, 5 ст. 122 АПК РФ, в связи с чем дело слушается в его отсутствие в порядке п. Зет. 156 АПК РФ.

В судебном заседании с 11 час. 15 мин. 26.03.2009 г. до 15 час. 00 мин. 02 апреля 2009 г. объявлялся перерыв в судебном заседаний, что указано в протоколе судебного заседания.

Выслушав заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не

связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 24 июля 2008 года Управлением Федеральной

антимонопольной службы по г. Москве вынесено постановление о наложении административного штрафа по делу № А7-6/2008 об административном правонарушении на основании ст .14.31 КоАП РФ. ОАО «Мосэнергосбыт» назначено административное наказание в виде административного штрафа на необоснованное уклонение от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

Заявитель в обосновании доводов указывает на обстоятельства отсутствия события правонарушения, в устной форме, в судебном заседании указал на обстоятельство неполучения извещения о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.

Оценка доказательств показала следующие:

На основании заявления МУП «Троицкая электросеть» Комиссией УФАС по Москве возбуждено дело №7-8/2008 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О конкуренции», по результатам рассмотрения которого принято решение от 21.03.2008 о наличии в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» нарушения ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке по реализации (купле-продаже) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Троицкого района Московской области, выразившегося в ограничении конкуренции на розничном рынке электрической энергии и ущемлении интересов МУП «Троицкая электросеть» путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

В соответствии со статьей 3 Закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» под оптовым рынком электрической энергии (мощности) понимается сфера обращения особого товара - электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с Законом N 35 -ФЗ Правительством Российской Федерации. Субъектами оптового рынка являются юридические лица, получившие в установленном Законом №35-Ф3 порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона № 35-ФЗ основными принципами организации оптового рынка являются свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Закона №35-Ф3.

Как указано в пункте 1 статьи 31 Закона №35-Ф3, в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном Законом N 35-ФЗ, а также администратор торговой .; системы оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор.

Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка определен в статье 35 Закона №35-Ф3.

В этой статье определено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе проведение мероприятий технического



характера и иных мероприятий, вступление в члены администратора торговой системы оптового рынка и (или) подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1).

Порядок получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка - участника оборота электрической энергии, устанавливается основными положениями функционирования оптового рынка (пункты 3 и 4 статьи 35 Закона №35-Ф3).

В силу статьи 21 Закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка, основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, а равно правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы оптового рынка и правила оказания этих услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 №643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода.

Согласно пункту 16 названных Правил для получения статуса субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии (мощности) на оптовом рынке и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки предъявляются определенные требования, в том числе (подпункт «б») выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, а именно: обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка администратору торговой системы данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным данными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии (мощности) в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.

В пункте 17 Правил указано, что организации, предоставившие администратору торговой системы документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 Правил, и согласовавшие с системным оператором и администратором торговой системы группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их администратором торговой системы в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Следовательно, для получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка ему необходимо получить доступ к услугам администратора, который впоследствии включает такое юридическое лицо в "Реестр субъектов оптового рынка. При этом для получения доступа к услугам администратора юридическое лицо обязано представить соответствующий комплект документов.

Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004) определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового



рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка, а также порядок оказания этих услуг (пункт 1).

Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы "и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 5 Правил недискриминационного доступа).

Юридическое лицо, желающее получить доступ к услугам администратора (далее -заявитель), подает заявление об этом и представляет администратору информацию и документы, указанные в пункте 6 Правил недискриминационного доступа.

Согласно положениям пункта 8 Правил недискриминационного доступа в целях получения данных о фактическом производстве и потреблении энергии, а также проведения расчетов на оптовом рынке электрической энергии (мощности) заявитель представляет документы, свидетельствующие о соответствии системы коммерческого учета обязательным техническим требованиям и условиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, в порядке, установленном администратором. Смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения v указанных документов обязаны обеспечить согласование с ним документов, подтверждающих обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка.

Как видно из материалов административного дела во исполнение требований Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг МУП «Троицкая электросеть» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» (смежному по отношению к МУП «Троицкая электросеть» участнику оптового рынка электроэнергии)

Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть» (исх. №566 от 17.10.2007). Перечень средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки электрической энергии, направленный МУП «Троицкая электросеть» в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» 17.10.2007, не согласован ОАО «Мосэнергосбыт» в срок, установленный указанными Правилами.

В период с 17.10.2007 по 07.02.2008 ОАО «Мосэнергосбыт» не направляло в адрес МУП «Троицкая сеть» согласованный Перечень.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе перечисленные в пунктах 1-10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанные действия ОАО «Мосэнергосбыт» квалифицированы УФАС по Москве как злоупотребление доминирующим положением на рынке купли -продажи (поставки) на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии в границах присоединенной сети на территории Троицкого района Московской области, выразившегося в ограничении конкуренции на розничном рынке электрической энергии и ущемлении интересов МУП «Троицкая электросеть» путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки в сечении ОАО «Мосэнергосбыт» и МУП «Троицкая электросеть».

Статьей Закона о защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих

субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Критерии признания хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение также определены указанной статьей.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Московской области 1ротокол Правления Топливно-энергетического комитета Московской области № 5 от 3.10.2006).

Приказом Федеральной службы по тарифам № 68-э/6 от 11.03.2005 ОАО «Мосэыергосбыт» присвоен статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка.

Решением Топливно-энергетического комитета Московской области №17 от 5.12.2007 в 2008 году в перечень энергосбытовых организаций, осуществляющих покупку- продажу электрической энергии на территории Московской области включены следующие организации: ОАО «Мосэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности, ООО «Русэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ), ОАО Энергосбытовая компания Московской области»- независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ, ОАО ВСК - Энерго» - независимая энергосбытовая компания, субъект РЭМ, ООО «Химэнергосбыт» - энергосбытовая компания, субъект розничного рынка.

Одновременно, в соответствии с указанным решением Топливно-энергетического комитета Московской области с 01.01.2008 для МУП «Троицкая электросеть», приобретающего электрическую энергию на розничном рынке у гарантирующего поставщика ОАО «Мосэнергосбыт» установлены отпускные тарифы на электрическую знергию.

Пунктом 4.16 указанного Решения установлен и введен в действие с 01.01.2008 отпускной тариф на электрическую энергию ОАО «Мосэнергосбыт» для МУП «Троицкая электросеть», городской округ Троицк Московской области, в размере 751,76 руб./МВт.ч. Приказ № 46-Т от 25.12.2007 г.).

С учетом вышеприведенных положений, заявитель (ОАО «Мосэнергосбыт»), являясь единственным субъектом оптового рынка - гарантирующим поставщиком, у которого МУП «Троицкая электросеть» может приобретать электрическую энергию для дальнейшей перепродажи, занимает доминирующее положение на рынке по реализации электрической энергии на территории Троицкого района Московской области, что подтверждается и указанным Решением Топливно-энергетического комитета Московской области, которым установлено, что МУП «Троицкая электросеть» должно приобретать электрическую энергию у ОАО «Мосэнергосбыт» по тарифам покупки, установленным для покупки МУП «Троицкая электросеть» электрической энергии у ОАО «Мосэнергосбыт».

Согласно ч. в ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись и законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден и установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено в действиях заявителя событие правонарушения. При оценке процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, размера наложенного административного штрафа, суд установил следующие.

В соответствии с определением о продлении срока административного расследования от 08.05.2008г. административным органом было определено о результате административного расследования по делу № А7-6/2008 объявить 06 июня 2008года в 14 часов 00 минут по адресу: 119017 г. Москва, Пыжевский пер., д. 6 ком. 324.

Как указано заявителем, извещение о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении им не получено.

Как следует из материалов административного дела, определения от 08.05.2008г,, в данных доказательствах также отсутствует указание о том, что по итогам административного расследования будет решен вопрос о составлении протокола об административном правонарушении, отсутствуют указания на необходимость явки представителя на составление протокола.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ, размер административного

штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара

(работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не

может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от

реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в

котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель .не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем

календарном году.

В соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Как видно из материалов административного дела, административным органом размер штрафа рассчитан исходя из размера суммы выручки, не очищенной, в соответствии с положениями ст. 248,249 НК РФ от налогов и определена, в нарушение положений ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ не за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, а за год в котором нарушение совершено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.5, 14.31 КоАП РФ, ст.ст. 64, 65, 71,75, 156, 167-170, 176,210,211 АПК РФ,

решил:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве .от 24.04.2008г. о наложении штрафа по делу № А7-6/2008 об административном правонарушении о привлечении по ст. 14.31 КоАП РФ ОАО «Мосэнергосбыт» зарегистрированного в качестве юридического лица по адресу: г. Москва ул. Вавилова д. 9.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия.

Председательствующий О.В. Каменская



[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Суд  удовлетворил иск ОАО «Мосэнергосбыт» о признании незаконным и отмене  постановления Московского УФАС России.

[format] => full_html [safe_value] =>

Суд  удовлетворил иск ОАО «Мосэнергосбыт» о признании незаконным и отмене  постановления Московского УФАС России.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )