Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03 апреля 2009 г. № КА-А40/2555-09

Дата публикации: 14 апреля 2009, 04:00
ПОСТАНОВЛЕНИЕ № КА-А40/2555-09



г. Москва

«03» апреля 2009 года Дело № A4O-62410/08-96-280

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю. судей Летягиной В.А., Шишовой О.А.,

от заявителя Кифоренко О.Н., доверенность № 415 от 02.03.2009 года от ответчика Лыскова А.Ю., доверенность от 14.01.2009 № 7-21; Азовцева Е.К., доверенность от 01.04.2009 № 3-56

рассмотрев 01.04.2009 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть» на решение от 18.11.2008 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Сторублевым В.В., на постановление от 19.01.2009 № 09АП-17614/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Векличем Б.С, Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В., по заявлению закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Балашихинекая электросеть» (далее -общество, ЗАО «Балашихинекая электросеть») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решением УФАС России по г. Москве (далее - Управление, антимонопольный орган) от 10.07.2008 № 7э-12/2008 о принудительной реорганизации.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 было отказано в удовлетворении требований общества.Суды, принимая решение об отказе в признании незаконным ненормативного акта УФАС России от 10.07.2008 № 7э-12/2008, мотивировали 'соответствием его закону и отсутствием нарушения прав и законных интересов общества.

ЗАО «Балашихинская электросеть», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

В обосновании своих требований приводит доводы о том, что судами при разрешении спора были неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»; статьи 48, 51 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530; неприменении, подлежащих применению статьи 6-11, 27, 35, 36, 37,40, 82 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2008 № 530, а также несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Также общество указало на нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, и отсутствие у территориального органа полномочий на принятие такого рода решений.

В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу, по доводам, изложенным в ней.

Представители антимонопольного органа возражали против удовлетворения кассационной жалобы, в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлен отзыв..

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность 'применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене решения и постановления.

Из установленных судами фактических обстоятельств дела усматривается, что ЗАО «Балашихинская электросеть» в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, присвоен статус гарантирующего поставщика, границы зоны деятельности - в границах балансовой принадлежности электрических сетей заявителя, срок деятельности в качестве гарантирующего поставщика - до определения победителя первого очередного конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика.

На момент присвоения статуса гарантирующего поставщика ЗАО «Балашихинская электросеть» являлось и является энергоснабжающей организацией, совмещающей деятельность по передаче и деятельность по купле-продаже электроэнергии, что заявителем не оспаривается.

10.07.2008 решением № 7э-12/2008 Управление Федеральной антимонопольной службе по Москве обязало общество в срок до 12.01.2009 прекратить совмещение данных видов деятельности, путем реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения), мотивировав ссылкой на статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее Закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ).

Общество, полагая, что его права нарушены, обратился с арбитражный суд с заявлением.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами, сделанными судами первой и апелляционной инстанции.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ с 1 апреля 2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, приведенные нормы запрещают совмещение деятельности по купле-продаже и передаче электрической энергии.

При этом требования статьи 6 названного Закона не распространяются на сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством РФ порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

В соответствии с нормами указанной статьи юридические лица -хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных данной статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 № 628 является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно п.п. а п. 10 Правил, утвержденных указанных Постановлением Правительства РФ, антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством РФ в случаях, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической деятельности.

Как правомерно указали суды, ЗАО «Балашихинская электросеть» не подпадает под исключения, установленные статьей 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ, и на него распространяются приведенные в норме закона запреты.

Так, согласно статье 1 ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям производственной или купленной электрической энергии.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Обществу статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта «б» п. 36 Правил, то есть как энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год для снабжения граждан-потребителей и финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, принимающие устройства которых присоединены к принадлежащим заявителю электрическим сетям.

Следовательно, законодательством РФ установлен различный статус энергоснабжающей и территориальной организаций, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика.

Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу о законности принятия антимонопольным органом решение о запрете ЗАО «Балашихинская электросеть» деятельности в соответствии со статьи 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ.

По доводу кассационной жалобы об отсутствии у территориального антимонопольного органа полномочий на принятие решения в отношении заявителя, суд полагает, что он является несостоятельным, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 628, уполномоченным органом исполнительной власти, является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства, в сфере деятельности субъектов естественных монополии (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Остальные доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом предыдущей инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что спариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому, суд кассационной инстанции считает, что при указанных обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2008 г. по делу № А40-62410/08-96-280, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Воронина

Судьи В.А. Летягина

О.А. Шишова

stdClass Object ( [vid] => 5930 [uid] => 1 [title] => Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03 апреля 2009 г. № КА-А40/2555-09 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5930 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ № КА-А40/2555-09



г. Москва

«03» апреля 2009 года Дело № A4O-62410/08-96-280

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю. судей Летягиной В.А., Шишовой О.А.,

от заявителя Кифоренко О.Н., доверенность № 415 от 02.03.2009 года от ответчика Лыскова А.Ю., доверенность от 14.01.2009 № 7-21; Азовцева Е.К., доверенность от 01.04.2009 № 3-56

рассмотрев 01.04.2009 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть» на решение от 18.11.2008 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Сторублевым В.В., на постановление от 19.01.2009 № 09АП-17614/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Векличем Б.С, Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В., по заявлению закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Балашихинекая электросеть» (далее -общество, ЗАО «Балашихинекая электросеть») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решением УФАС России по г. Москве (далее - Управление, антимонопольный орган) от 10.07.2008 № 7э-12/2008 о принудительной реорганизации.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 было отказано в удовлетворении требований общества.Суды, принимая решение об отказе в признании незаконным ненормативного акта УФАС России от 10.07.2008 № 7э-12/2008, мотивировали 'соответствием его закону и отсутствием нарушения прав и законных интересов общества.

ЗАО «Балашихинская электросеть», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

В обосновании своих требований приводит доводы о том, что судами при разрешении спора были неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»; статьи 48, 51 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530; неприменении, подлежащих применению статьи 6-11, 27, 35, 36, 37,40, 82 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2008 № 530, а также несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Также общество указало на нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, и отсутствие у территориального органа полномочий на принятие такого рода решений.

В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу, по доводам, изложенным в ней.

Представители антимонопольного органа возражали против удовлетворения кассационной жалобы, в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлен отзыв..

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность 'применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене решения и постановления.

Из установленных судами фактических обстоятельств дела усматривается, что ЗАО «Балашихинская электросеть» в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, присвоен статус гарантирующего поставщика, границы зоны деятельности - в границах балансовой принадлежности электрических сетей заявителя, срок деятельности в качестве гарантирующего поставщика - до определения победителя первого очередного конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика.

На момент присвоения статуса гарантирующего поставщика ЗАО «Балашихинская электросеть» являлось и является энергоснабжающей организацией, совмещающей деятельность по передаче и деятельность по купле-продаже электроэнергии, что заявителем не оспаривается.

10.07.2008 решением № 7э-12/2008 Управление Федеральной антимонопольной службе по Москве обязало общество в срок до 12.01.2009 прекратить совмещение данных видов деятельности, путем реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения), мотивировав ссылкой на статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее Закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ).

Общество, полагая, что его права нарушены, обратился с арбитражный суд с заявлением.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами, сделанными судами первой и апелляционной инстанции.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ с 1 апреля 2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, приведенные нормы запрещают совмещение деятельности по купле-продаже и передаче электрической энергии.

При этом требования статьи 6 названного Закона не распространяются на сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством РФ порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

В соответствии с нормами указанной статьи юридические лица -хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных данной статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 № 628 является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно п.п. а п. 10 Правил, утвержденных указанных Постановлением Правительства РФ, антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством РФ в случаях, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической деятельности.

Как правомерно указали суды, ЗАО «Балашихинская электросеть» не подпадает под исключения, установленные статьей 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ, и на него распространяются приведенные в норме закона запреты.

Так, согласно статье 1 ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям производственной или купленной электрической энергии.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Обществу статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта «б» п. 36 Правил, то есть как энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год для снабжения граждан-потребителей и финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, принимающие устройства которых присоединены к принадлежащим заявителю электрическим сетям.

Следовательно, законодательством РФ установлен различный статус энергоснабжающей и территориальной организаций, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика.

Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу о законности принятия антимонопольным органом решение о запрете ЗАО «Балашихинская электросеть» деятельности в соответствии со статьи 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ.

По доводу кассационной жалобы об отсутствии у территориального антимонопольного органа полномочий на принятие решения в отношении заявителя, суд полагает, что он является несостоятельным, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 628, уполномоченным органом исполнительной власти, является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства, в сфере деятельности субъектов естественных монополии (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Остальные доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом предыдущей инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что спариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому, суд кассационной инстанции считает, что при указанных обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2008 г. по делу № А40-62410/08-96-280, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Воронина

Судьи В.А. Летягина

О.А. Шишова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № КА-А40/2555-09

г. Москва

«03» апреля 2009 года Дело № A4O-62410/08-96-280

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2009 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:

председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю. судей Летягиной В.А., Шишовой О.А.,

от заявителя Кифоренко О.Н., доверенность № 415 от 02.03.2009 года от ответчика Лыскова А.Ю., доверенность от 14.01.2009 № 7-21; Азовцева Е.К., доверенность от 01.04.2009 № 3-56

рассмотрев 01.04.2009 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть» на решение от 18.11.2008 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Сторублевым В.В., на постановление от 19.01.2009 № 09АП-17614/2008-АК Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Векличем Б.С, Пронниковой Е.В., Якутовым Э.В., по заявлению закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть» о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Балашихинекая электросеть» (далее -общество, ЗАО «Балашихинекая электросеть») обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решением УФАС России по г. Москве (далее - Управление, антимонопольный орган) от 10.07.2008 № 7э-12/2008 о принудительной реорганизации.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2008, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 было отказано в удовлетворении требований общества.Суды, принимая решение об отказе в признании незаконным ненормативного акта УФАС России от 10.07.2008 № 7э-12/2008, мотивировали 'соответствием его закону и отсутствием нарушения прав и законных интересов общества.

ЗАО «Балашихинская электросеть», не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, а дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

В обосновании своих требований приводит доводы о том, что судами при разрешении спора были неправильно применены нормы материального права, а именно: статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; статьи 6 Федерального закона № 36-ФЗ от 26.03.2003 года «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»; статьи 48, 51 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530; неприменении, подлежащих применению статьи 6-11, 27, 35, 36, 37,40, 82 Правил функционирования розничных рынков в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2008 № 530, а также несоответствие выводов суда, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Также общество указало на нарушение антимонопольным органом процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, и отсутствие у территориального органа полномочий на принятие такого рода решений.

В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу, по доводам, изложенным в ней.

Представители антимонопольного органа возражали против удовлетворения кассационной жалобы, в порядке, установленном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлен отзыв..

Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы жалобы и возражения на нее, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность 'применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене решения и постановления.

Из установленных судами фактических обстоятельств дела усматривается, что ЗАО «Балашихинская электросеть» в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, присвоен статус гарантирующего поставщика, границы зоны деятельности - в границах балансовой принадлежности электрических сетей заявителя, срок деятельности в качестве гарантирующего поставщика - до определения победителя первого очередного конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика.

На момент присвоения статуса гарантирующего поставщика ЗАО «Балашихинская электросеть» являлось и является энергоснабжающей организацией, совмещающей деятельность по передаче и деятельность по купле-продаже электроэнергии, что заявителем не оспаривается.

10.07.2008 решением № 7э-12/2008 Управление Федеральной антимонопольной службе по Москве обязало общество в срок до 12.01.2009 прекратить совмещение данных видов деятельности, путем реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения), мотивировав ссылкой на статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее Закон от 26.03.2003 № 36-ФЗ).

Общество, полагая, что его права нарушены, обратился с арбитражный суд с заявлением.

Суд кассационной инстанции соглашается с выводами, сделанными судами первой и апелляционной инстанции.

Так, в соответствии со статьей 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ с 1 апреля 2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

Таким образом, приведенные нормы запрещают совмещение деятельности по купле-продаже и передаче электрической энергии.

При этом требования статьи 6 названного Закона не распространяются на сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством РФ порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

В соответствии с нормами указанной статьи юридические лица -хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных данной статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким уполномоченным органом в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 № 628 является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно п.п. а п. 10 Правил, утвержденных указанных Постановлением Правительства РФ, антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством РФ в случаях, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической деятельности.

Как правомерно указали суды, ЗАО «Балашихинская электросеть» не подпадает под исключения, установленные статьей 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ, и на него распространяются приведенные в норме закона запреты.

Так, согласно статье 1 ФЗ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям производственной или купленной электрической энергии.

В соответствии со статьей 3 ФЗ от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Обществу статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта «б» п. 36 Правил, то есть как энергоснабжающей организации, осуществляющей поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт-ч в год для снабжения граждан-потребителей и финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, принимающие устройства которых присоединены к принадлежащим заявителю электрическим сетям.

Следовательно, законодательством РФ установлен различный статус энергоснабжающей и территориальной организаций, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика.

Учитывая изложенное, суды обоснованно пришли к выводу о законности принятия антимонопольным органом решение о запрете ЗАО «Балашихинская электросеть» деятельности в соответствии со статьи 6 Закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ.

По доводу кассационной жалобы об отсутствии у территориального антимонопольного органа полномочий на принятие решения в отношении заявителя, суд полагает, что он является несостоятельным, по следующим основаниям.

Так, в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 г. № 628, уполномоченным органом исполнительной власти, является Федеральная антимонопольная служба.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства, в сфере деятельности субъектов естественных монополии (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Остальные доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом предыдущей инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что спариваемый ненормативный правовой акт государственного органа соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поэтому, суд кассационной инстанции считает, что при указанных обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2008 г. по делу № А40-62410/08-96-280, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Е.Ю. Воронина

Судьи В.А. Летягина

О.А. Шишова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Отказать в удовлетворении кассационной жалобы закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть». [format] => full_html [safe_value] =>

Отказать в удовлетворении кассационной жалобы закрытого акционерного общества «Балашихинекая электросеть».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )