РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 10 марта 2009 г. по делу № A40-87363/08-106-488

Дата публикации: 30 марта 2009, 04:00
АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Гор. Москва

10 марта 2009 года

Дело № A40-87363/08-106-488

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009 года Полный текст решения изготовлен 10 марта 2009 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филь Н.Н.

с участием:

от заявителя - Фадеевой Е.В. под дов. от 25.12.2008 № 91-01-468,

от ответчика- Клименко Е.С. подов, от 17.01.09 № 3-44; Грачева И.М. по дов. от

14.01.09 №7-25,

от третьих лиц: ОАО «МОЭСК» - Баркова А.А. по дов. от 01.01.2009 № 949-Д,

от ГПС МЧС России - Битера СИ. по дов. от 02.02.2009 № 129-507, Черемхина Р.Б.

по дов. от 02.02.2009 № 130-5-7

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт»

к Московскому УФАС России

3-й лица: ОАО «МОЭСК», Академия ГПС МЧС России

о признании незаконным решения от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении

антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Мосэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московского УФАС России от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» комиссией не был установлен факт надлежащего технологического присоединения электроустановок Академии ГПС МЧС. Полагает, что действия ОАО, «Мосэнергосбыт» не противоречат ст. 426, 445 ГК РФ, п.4 ст.26, ст.37 Федерального закона «Об электроэнергетике», п.З Перечня потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) и, следовательно, не противоречат ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что ОАО «Мосэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, не выполнил требований, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» при получении оферты на заключение договора на оказание услуг энергоснабжения. Считает оспариваемое решение принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, Московским УФ АС России в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» вынесено решение от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.

Данное решение принято в связи тем, что установлен факт нарушения ч1.ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г.Москвы, выразившегося в ущемлении интересов Академии ГПС МЧС России путем уклонения от заключения договора энергоснабжения (государственного контракта), а также прекращения оказания услуг энергоснабжения в комплексе зданий и сооружений стадиона «Авангард», расположенных по адресу: г.Москва, ш.Энтузиастов, д.ЗЗ.

ОАО «Мосэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей реализацию (продажу) электрической энергии (мощности) потребителям на территории г. Москвы и Московской области.

Протоколом правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006 № 5 ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Пункт 2 ст. 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» предусматривает, что в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным. При



необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.

В соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Учитывая данные нормы права, Академией ГПС МЧС России в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» 15.05.2008 была направлена оферта о заключении договора электроснабжения.

Однако, ОАО «Мосэнергосбыт» являясь стороной, для которой заключение договоре энергоснабжения является обязательным, не совершило ни одного действия предусмотренного п. 1 ст. 445 ГК РФ, в связи с чем нарушило положения ст. ст. 3, 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 3 ст. 426 ГК РФ.

На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.11.2005 № 2444-р «О закреплении недвижимого имущества за Академией ГПС МЧС России» и Приказом МЧС России от 20.07.2005 № 570 комплекс зданий и сооружений стадиона «Авангард» и с 01.01.2006 сам стадион, расположенные по адресу: 111123, г.Москва, шоссе Энтузиастов д. 33 приняты и поставлены на баланс Академии ГПС МЧС России от прежнего балансодержателя Центрального спортивного клуба МЧС России.

В связи со сменой собственника комплекса зданий и сооружений стадиона «Авангард» - с Центрального спортивного клуба МЧС России - на Академию ГПС МЧС России, Академией ГПС МЧС России 15.05.2008 направлена заявка на заключение договора электроснабжения.

Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего энергоснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого, хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электр о сетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства полежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Предыдущий балансодержатель Центральный спортивный клуб МЧС России имел положительное разрешение на присоединение мощности с единовременной нагрузкой 200 кВА (разрешение от 21.02.1994 №КС-45-17-7р/1736, от 27.07.1998 №КС-418-17-7р/8464, от 28.12.1999 №КС-418-17-7р/18228), договор энергоснабжения № 56701769 от 31.01.2000 и акт по разграничению балансовой принадлежности.

Управлением в ходе рассмотрения дела № 7-31/2008 установлено, что фактическая мощность стадиона «Авангард» составляет не более 80 кВА. Увеличение мощностей более 200 кВА Академией ГПС МЧС России не запланировано.

Таким образом, соблюдены все условия для заключения договора электроснабжения с новым собственником стадиона «Авангард», Академией ГПС МЧС России, предусмотренные ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, а именно: надлежащее технологическое присоединение, виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего энергоснабжения и категории надежности электроснабжения.

Однако заявитель сослался на отсутствие разрешительных документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта после передачи недвижимого имущества, расположенного по адресу: 111123 г.Москва, ш.Энтузиастов, д. 33 из оперативного управления Центрального спортивного клуба МЧС России в оперативное управление Академщ ЦТС ,МЧС России, что противоречит п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3, которая предусматривает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств носит однократный характер.

Ссылка заявителя на п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, как подтверждение представления необходимой документации, является несостоятельной, поскольку не предусматривает права гарантирующего поставщика, ОАО «Мосэнергосбыт», на оставление без ответа поступившую оферту о заключении договора электроснабжения.

Более того, п. 61 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, предусматривает, что в случае отказа от заключения договора гарантирующий поставщик должен в пятидневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Между тем доказательств направления такого отказа заявителем также не представлено.

Таким образом, заявитель не выполнил требования, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ для гарантирующего поставщика электроэнергии, в связи с чем решение Московского УФАС России от 26.09.2008 по делу № 7-31/2008 принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ПО, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Московского УФ АС России от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства, проверенного на соответствие Федеральному закону «Об электроэнергетике», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья _ С.А. Кузнецова

stdClass Object ( [vid] => 5925 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 10 марта 2009 г. по делу № A40-87363/08-106-488 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5925 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Гор. Москва

10 марта 2009 года

Дело № A40-87363/08-106-488

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009 года Полный текст решения изготовлен 10 марта 2009 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филь Н.Н.

с участием:

от заявителя - Фадеевой Е.В. под дов. от 25.12.2008 № 91-01-468,

от ответчика- Клименко Е.С. подов, от 17.01.09 № 3-44; Грачева И.М. по дов. от

14.01.09 №7-25,

от третьих лиц: ОАО «МОЭСК» - Баркова А.А. по дов. от 01.01.2009 № 949-Д,

от ГПС МЧС России - Битера СИ. по дов. от 02.02.2009 № 129-507, Черемхина Р.Б.

по дов. от 02.02.2009 № 130-5-7

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт»

к Московскому УФАС России

3-й лица: ОАО «МОЭСК», Академия ГПС МЧС России

о признании незаконным решения от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении

антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Мосэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московского УФАС России от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» комиссией не был установлен факт надлежащего технологического присоединения электроустановок Академии ГПС МЧС. Полагает, что действия ОАО, «Мосэнергосбыт» не противоречат ст. 426, 445 ГК РФ, п.4 ст.26, ст.37 Федерального закона «Об электроэнергетике», п.З Перечня потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) и, следовательно, не противоречат ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что ОАО «Мосэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, не выполнил требований, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» при получении оферты на заключение договора на оказание услуг энергоснабжения. Считает оспариваемое решение принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, Московским УФ АС России в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» вынесено решение от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.

Данное решение принято в связи тем, что установлен факт нарушения ч1.ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г.Москвы, выразившегося в ущемлении интересов Академии ГПС МЧС России путем уклонения от заключения договора энергоснабжения (государственного контракта), а также прекращения оказания услуг энергоснабжения в комплексе зданий и сооружений стадиона «Авангард», расположенных по адресу: г.Москва, ш.Энтузиастов, д.ЗЗ.

ОАО «Мосэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей реализацию (продажу) электрической энергии (мощности) потребителям на территории г. Москвы и Московской области.

Протоколом правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006 № 5 ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Пункт 2 ст. 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» предусматривает, что в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным. При



необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.

В соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Учитывая данные нормы права, Академией ГПС МЧС России в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» 15.05.2008 была направлена оферта о заключении договора электроснабжения.

Однако, ОАО «Мосэнергосбыт» являясь стороной, для которой заключение договоре энергоснабжения является обязательным, не совершило ни одного действия предусмотренного п. 1 ст. 445 ГК РФ, в связи с чем нарушило положения ст. ст. 3, 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 3 ст. 426 ГК РФ.

На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.11.2005 № 2444-р «О закреплении недвижимого имущества за Академией ГПС МЧС России» и Приказом МЧС России от 20.07.2005 № 570 комплекс зданий и сооружений стадиона «Авангард» и с 01.01.2006 сам стадион, расположенные по адресу: 111123, г.Москва, шоссе Энтузиастов д. 33 приняты и поставлены на баланс Академии ГПС МЧС России от прежнего балансодержателя Центрального спортивного клуба МЧС России.

В связи со сменой собственника комплекса зданий и сооружений стадиона «Авангард» - с Центрального спортивного клуба МЧС России - на Академию ГПС МЧС России, Академией ГПС МЧС России 15.05.2008 направлена заявка на заключение договора электроснабжения.

Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего энергоснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого, хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электр о сетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства полежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Предыдущий балансодержатель Центральный спортивный клуб МЧС России имел положительное разрешение на присоединение мощности с единовременной нагрузкой 200 кВА (разрешение от 21.02.1994 №КС-45-17-7р/1736, от 27.07.1998 №КС-418-17-7р/8464, от 28.12.1999 №КС-418-17-7р/18228), договор энергоснабжения № 56701769 от 31.01.2000 и акт по разграничению балансовой принадлежности.

Управлением в ходе рассмотрения дела № 7-31/2008 установлено, что фактическая мощность стадиона «Авангард» составляет не более 80 кВА. Увеличение мощностей более 200 кВА Академией ГПС МЧС России не запланировано.

Таким образом, соблюдены все условия для заключения договора электроснабжения с новым собственником стадиона «Авангард», Академией ГПС МЧС России, предусмотренные ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, а именно: надлежащее технологическое присоединение, виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего энергоснабжения и категории надежности электроснабжения.

Однако заявитель сослался на отсутствие разрешительных документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта после передачи недвижимого имущества, расположенного по адресу: 111123 г.Москва, ш.Энтузиастов, д. 33 из оперативного управления Центрального спортивного клуба МЧС России в оперативное управление Академщ ЦТС ,МЧС России, что противоречит п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3, которая предусматривает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств носит однократный характер.

Ссылка заявителя на п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, как подтверждение представления необходимой документации, является несостоятельной, поскольку не предусматривает права гарантирующего поставщика, ОАО «Мосэнергосбыт», на оставление без ответа поступившую оферту о заключении договора электроснабжения.

Более того, п. 61 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, предусматривает, что в случае отказа от заключения договора гарантирующий поставщик должен в пятидневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Между тем доказательств направления такого отказа заявителем также не представлено.

Таким образом, заявитель не выполнил требования, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ для гарантирующего поставщика электроэнергии, в связи с чем решение Московского УФАС России от 26.09.2008 по делу № 7-31/2008 принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ПО, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Московского УФ АС России от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства, проверенного на соответствие Федеральному закону «Об электроэнергетике», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья _ С.А. Кузнецова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Гор. Москва

10 марта 2009 года

Дело № A40-87363/08-106-488

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009 года Полный текст решения изготовлен 10 марта 2009 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего - судьи Кузнецовой С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филь Н.Н.

с участием:

от заявителя - Фадеевой Е.В. под дов. от 25.12.2008 № 91-01-468,

от ответчика- Клименко Е.С. подов, от 17.01.09 № 3-44; Грачева И.М. по дов. от

14.01.09 №7-25,

от третьих лиц: ОАО «МОЭСК» - Баркова А.А. по дов. от 01.01.2009 № 949-Д,

от ГПС МЧС России - Битера СИ. по дов. от 02.02.2009 № 129-507, Черемхина Р.Б.

по дов. от 02.02.2009 № 130-5-7

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ОАО «Мосэнергосбыт»

к Московскому УФАС России

3-й лица: ОАО «МОЭСК», Академия ГПС МЧС России

о признании незаконным решения от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении

антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Мосэнергосбыт» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московского УФАС России от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в соответствии с п.4 ст.26 Федерального закона «Об электроэнергетике» комиссией не был установлен факт надлежащего технологического присоединения электроустановок Академии ГПС МЧС. Полагает, что действия ОАО, «Мосэнергосбыт» не противоречат ст. 426, 445 ГК РФ, п.4 ст.26, ст.37 Федерального закона «Об электроэнергетике», п.З Перечня потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) и, следовательно, не противоречат ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве, указав на то, что ОАО «Мосэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, не выполнил требований, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» при получении оферты на заключение договора на оказание услуг энергоснабжения. Считает оспариваемое решение принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ в соответствии с задачами, функциями и полномочиями антимонопольного органа.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иным нормативным правовым актам и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.

Как следует из материалов дела, Московским УФ АС России в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» вынесено решение от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства.

Данное решение принято в связи тем, что установлен факт нарушения ч1.ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г.Москвы, выразившегося в ущемлении интересов Академии ГПС МЧС России путем уклонения от заключения договора энергоснабжения (государственного контракта), а также прекращения оказания услуг энергоснабжения в комплексе зданий и сооружений стадиона «Авангард», расположенных по адресу: г.Москва, ш.Энтузиастов, д.ЗЗ.

ОАО «Мосэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией, осуществляющей реализацию (продажу) электрической энергии (мощности) потребителям на территории г. Москвы и Московской области.

Протоколом правления Топливно-энергетического комитета Московской области от 23.10.2006 № 5 ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.

Пункт 2 ст. 37 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 «Об электроэнергетике» предусматривает, что в случае, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора для него является обязательным. При

необоснованном уклонении гарантирующего поставщика от заключения договора купли-продажи электрической энергии потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить указанный договор.

В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным.

В соответствии с п. 3 ст. 426 ГК РФ отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Согласно п. 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Учитывая данные нормы права, Академией ГПС МЧС России в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» 15.05.2008 была направлена оферта о заключении договора электроснабжения.

Однако, ОАО «Мосэнергосбыт» являясь стороной, для которой заключение договоре энергоснабжения является обязательным, не совершило ни одного действия предусмотренного п. 1 ст. 445 ГК РФ, в связи с чем нарушило положения ст. ст. 3, 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 3 ст. 426 ГК РФ.

На основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.11.2005 № 2444-р «О закреплении недвижимого имущества за Академией ГПС МЧС России» и Приказом МЧС России от 20.07.2005 № 570 комплекс зданий и сооружений стадиона «Авангард» и с 01.01.2006 сам стадион, расположенные по адресу: 111123, г.Москва, шоссе Энтузиастов д. 33 приняты и поставлены на баланс Академии ГПС МЧС России от прежнего балансодержателя Центрального спортивного клуба МЧС России.

В связи со сменой собственника комплекса зданий и сооружений стадиона «Авангард» - с Центрального спортивного клуба МЧС России - на Академию ГПС МЧС России, Академией ГПС МЧС России 15.05.2008 направлена заявка на заключение договора электроснабжения.

Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об электроэнергетике» в случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего энергоснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого, хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электр о сетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства полежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

Предыдущий балансодержатель Центральный спортивный клуб МЧС России имел положительное разрешение на присоединение мощности с единовременной нагрузкой 200 кВА (разрешение от 21.02.1994 №КС-45-17-7р/1736, от 27.07.1998 №КС-418-17-7р/8464, от 28.12.1999 №КС-418-17-7р/18228), договор энергоснабжения № 56701769 от 31.01.2000 и акт по разграничению балансовой принадлежности.

Управлением в ходе рассмотрения дела № 7-31/2008 установлено, что фактическая мощность стадиона «Авангард» составляет не более 80 кВА. Увеличение мощностей более 200 кВА Академией ГПС МЧС России не запланировано.

Таким образом, соблюдены все условия для заключения договора электроснабжения с новым собственником стадиона «Авангард», Академией ГПС МЧС России, предусмотренные ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ, а именно: надлежащее технологическое присоединение, виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего энергоснабжения и категории надежности электроснабжения.

Однако заявитель сослался на отсутствие разрешительных документов, подтверждающих технологическое присоединение объекта после передачи недвижимого имущества, расположенного по адресу: 111123 г.Москва, ш.Энтузиастов, д. 33 из оперативного управления Центрального спортивного клуба МЧС России в оперативное управление Академщ ЦТС ,МЧС России, что противоречит п. 4 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3, которая предусматривает, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств носит однократный характер.

Ссылка заявителя на п. 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период формирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, как подтверждение представления необходимой документации, является несостоятельной, поскольку не предусматривает права гарантирующего поставщика, ОАО «Мосэнергосбыт», на оставление без ответа поступившую оферту о заключении договора электроснабжения.

Более того, п. 61 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 №530, предусматривает, что в случае отказа от заключения договора гарантирующий поставщик должен в пятидневный срок со дня обращения заявителя в письменной форме уведомить его об отказе от заключения договора с указанием причин такого отказа.

Между тем доказательств направления такого отказа заявителем также не представлено.

Таким образом, заявитель не выполнил требования, предусмотренные ГК РФ и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ для гарантирующего поставщика электроэнергии, в связи с чем решение Московского УФАС России от 26.09.2008 по делу № 7-31/2008 принято с соблюдением норм действующего законодательства РФ и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ПО, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании незаконным решения Московского УФ АС России от 26.09.2008 по делу №7-31/2008 о нарушении антимонопольного законодательства, проверенного на соответствие Федеральному закону «Об электроэнергетике», - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья _ С.А. Кузнецова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Отказ в удовлетворении заявления ОАО «Мосэнергосбыт». [format] => full_html [safe_value] =>

Отказ в удовлетворении заявления ОАО «Мосэнергосбыт».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-03-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )