РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 21 января 2009 г. по делу №А40-81387/08-130-622

Дата публикации: 4 февраля 2009, 03:00
АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А40-81387/08-130-622

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2009 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Немовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Немовой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП «Ильинское ПТО КХ»

к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве о признании недействительным решения от 09.09.2008 г. по делу № 7э-9/2008 с участием:

от заявителя - Беляева Л.Ю., дов. от 17.12.2008г. № 1801, Хомякова А.Ю., дов. от 17.12.2008г. №1800

от ответчика - Азовцева Е.К., дов. от 13.01.2009г. № 3-15, Лыскова А.Ю., дов. от 14.01.2009г. №7-21

УСТАНОВИЛ:

МУП «Ильинское ПТО КХ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 г. № 7э-9/2008, которым признан факт совмещения заявителем деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии и на заявителя возложена обязанность по прекращению совмещения указанных видов деятельности путем осуществления реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неправильное применение ответчиком ст. 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.03 № 36-ФЗ (далее Федеральный закон от 26.03.03 № 36-ФЗ), в связи с наличием у МУП «Ильинское ПТО КХ» статуса гарантирующего поставщика

Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Спор возник из административных правоотношений о признании недействительными актов органа, принятых в сфере действия антимонопольного законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. ст. 197-201 АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, решением от 09.09.2008 г. по делу № 7э-9/2008 Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве признало факт совмещения заявителем деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, и, придя к выводу о том, что на МУП «Ильинское ПТО КХ» распространяются требования ст. 6 Федерального закона от 26.03.03 № 36-ФЗ о разделении естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, обязало заявителя до 09.03.2009 г. прекратить совмещение указанных видов деятельности путем осуществления реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) и в 4-дневный срок с даты исполнения указанных требований сообщить о выполнении этого решения.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято ответчиком в соответствии с его полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом ФАС России №177 от 23.05.08 г. «О территориальных органах ФАС России», а также Приказом ФАС России № 196 от 03.06.2008 г. и Приказами Федеральной антимонопольной службы России от 30.06.08 г. № 239 и от 30.06.2008 г. № 333.

Несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства судом не установлено.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 26.03.2003г.№ 36-ФЗ с 1 апреля 2006г. запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006г. не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

При этом требования статьи 6 Закона не распространяются на территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика установлен разделом II Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила).

В соответствии с п. 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обуславливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса.

В соответствии с пунктом 51 Правил в случае, если на дату наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 48 Правил (банкротство, ликвидация, нарушение обязательств) - внеочередной конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика не был проведен либо был признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, на электрических сетях которой располагаются соответствующие точки (группы точек) поставки гарантирующего поставщика на оптовом рынке.

При этом данная мера изначально определена законодателем как временная, поскольку в соответствии с пунктом 51 Правил до истечения четырех месяцев с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации объявляет и не ранее 30 дней с даты объявления проводит внеочередной конкурс в соответствующей зоне деятельности. Внеочередной конкурс проводится не реже чем каждые 3 месяца, пока не будет определен, победитель конкурса или статус гарантирующего поставщика не будет присвоен в соответствии с пунктом 26 Правил единственному участнику конкурса.

Таким образом, исключение, установленное статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, согласно которому запрет на совмещение видов деятельности не распространяется на территориальные сетевые организации, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, обусловлено именно тем, что данный статус присваивается на короткий срок.

Согласно ст.1 ФЗ от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям производственной или купленной электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 26.03.2003г.№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийкой) электрической сети.

В рассматриваемом случае заявителю статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта "б" пункта 36 Правил, а именно как энергоснабжающей организации, которая осуществляет поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащей такой организации на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям.

Таким образом, учитывая различный статус территориальной сетевой организации и энергоснабжающей организации, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика, запрет на совмещение видов деятельности, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, распространяется и на МУП «Ильинское ПТО КХ».

Следовательно, ФАС России обоснованно установлено, что МУП «Ильинское ПТО КХ», осуществляя деятельность по купле-продаже и передаче электрической энергии, нарушает требования статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных: этой статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 N 628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации, от 30.06.2004 N 331" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетику'

Таким образом, ФАС России в пределах своей компетенции обоснованно вынесено решение о принудительной реорганизации МУП «Ильинское ПТО КХ».

Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 -170, !76, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований МУП «Ильинское ПТО КХ» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 отказать полностью (проверено на соответствие Федеральному закону № 36-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.Ю. Немова

stdClass Object ( [vid] => 5916 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 21 января 2009 г. по делу №А40-81387/08-130-622 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5916 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А40-81387/08-130-622

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2009 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Немовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Немовой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП «Ильинское ПТО КХ»

к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве о признании недействительным решения от 09.09.2008 г. по делу № 7э-9/2008 с участием:

от заявителя - Беляева Л.Ю., дов. от 17.12.2008г. № 1801, Хомякова А.Ю., дов. от 17.12.2008г. №1800

от ответчика - Азовцева Е.К., дов. от 13.01.2009г. № 3-15, Лыскова А.Ю., дов. от 14.01.2009г. №7-21

УСТАНОВИЛ:

МУП «Ильинское ПТО КХ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 г. № 7э-9/2008, которым признан факт совмещения заявителем деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии и на заявителя возложена обязанность по прекращению совмещения указанных видов деятельности путем осуществления реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неправильное применение ответчиком ст. 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.03 № 36-ФЗ (далее Федеральный закон от 26.03.03 № 36-ФЗ), в связи с наличием у МУП «Ильинское ПТО КХ» статуса гарантирующего поставщика

Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Спор возник из административных правоотношений о признании недействительными актов органа, принятых в сфере действия антимонопольного законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. ст. 197-201 АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, решением от 09.09.2008 г. по делу № 7э-9/2008 Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве признало факт совмещения заявителем деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, и, придя к выводу о том, что на МУП «Ильинское ПТО КХ» распространяются требования ст. 6 Федерального закона от 26.03.03 № 36-ФЗ о разделении естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, обязало заявителя до 09.03.2009 г. прекратить совмещение указанных видов деятельности путем осуществления реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) и в 4-дневный срок с даты исполнения указанных требований сообщить о выполнении этого решения.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято ответчиком в соответствии с его полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом ФАС России №177 от 23.05.08 г. «О территориальных органах ФАС России», а также Приказом ФАС России № 196 от 03.06.2008 г. и Приказами Федеральной антимонопольной службы России от 30.06.08 г. № 239 и от 30.06.2008 г. № 333.

Несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства судом не установлено.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 26.03.2003г.№ 36-ФЗ с 1 апреля 2006г. запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006г. не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

При этом требования статьи 6 Закона не распространяются на территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика установлен разделом II Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила).

В соответствии с п. 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обуславливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса.

В соответствии с пунктом 51 Правил в случае, если на дату наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 48 Правил (банкротство, ликвидация, нарушение обязательств) - внеочередной конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика не был проведен либо был признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, на электрических сетях которой располагаются соответствующие точки (группы точек) поставки гарантирующего поставщика на оптовом рынке.

При этом данная мера изначально определена законодателем как временная, поскольку в соответствии с пунктом 51 Правил до истечения четырех месяцев с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации объявляет и не ранее 30 дней с даты объявления проводит внеочередной конкурс в соответствующей зоне деятельности. Внеочередной конкурс проводится не реже чем каждые 3 месяца, пока не будет определен, победитель конкурса или статус гарантирующего поставщика не будет присвоен в соответствии с пунктом 26 Правил единственному участнику конкурса.

Таким образом, исключение, установленное статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, согласно которому запрет на совмещение видов деятельности не распространяется на территориальные сетевые организации, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, обусловлено именно тем, что данный статус присваивается на короткий срок.

Согласно ст.1 ФЗ от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям производственной или купленной электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 26.03.2003г.№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийкой) электрической сети.

В рассматриваемом случае заявителю статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта "б" пункта 36 Правил, а именно как энергоснабжающей организации, которая осуществляет поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащей такой организации на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям.

Таким образом, учитывая различный статус территориальной сетевой организации и энергоснабжающей организации, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика, запрет на совмещение видов деятельности, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, распространяется и на МУП «Ильинское ПТО КХ».

Следовательно, ФАС России обоснованно установлено, что МУП «Ильинское ПТО КХ», осуществляя деятельность по купле-продаже и передаче электрической энергии, нарушает требования статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных: этой статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 N 628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации, от 30.06.2004 N 331" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетику'

Таким образом, ФАС России в пределах своей компетенции обоснованно вынесено решение о принудительной реорганизации МУП «Ильинское ПТО КХ».

Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 -170, !76, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований МУП «Ильинское ПТО КХ» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 отказать полностью (проверено на соответствие Федеральному закону № 36-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.Ю. Немова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД г. МОСКВЫ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Дело № А40-81387/08-130-622

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 21 января 2009 года.

Арбитражный суд в составе: судьи Немовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей Немовой О.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП «Ильинское ПТО КХ»

к ответчику - Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве о признании недействительным решения от 09.09.2008 г. по делу № 7э-9/2008 с участием:

от заявителя - Беляева Л.Ю., дов. от 17.12.2008г. № 1801, Хомякова А.Ю., дов. от 17.12.2008г. №1800

от ответчика - Азовцева Е.К., дов. от 13.01.2009г. № 3-15, Лыскова А.Ю., дов. от 14.01.2009г. №7-21

УСТАНОВИЛ:

МУП «Ильинское ПТО КХ» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 г. № 7э-9/2008, которым признан факт совмещения заявителем деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии и на заявителя возложена обязанность по прекращению совмещения указанных видов деятельности путем осуществления реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неправильное применение ответчиком ст. 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.03 № 36-ФЗ (далее Федеральный закон от 26.03.03 № 36-ФЗ), в связи с наличием у МУП «Ильинское ПТО КХ» статуса гарантирующего поставщика

Ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителя лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Спор возник из административных правоотношений о признании недействительными актов органа, принятых в сфере действия антимонопольного законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. ст. 197-201 АПК РФ.

Как усматривается из материалов дела, решением от 09.09.2008 г. по делу № 7э-9/2008 Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве признало факт совмещения заявителем деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии, и, придя к выводу о том, что на МУП «Ильинское ПТО КХ» распространяются требования ст. 6 Федерального закона от 26.03.03 № 36-ФЗ о разделении естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, обязало заявителя до 09.03.2009 г. прекратить совмещение указанных видов деятельности путем осуществления реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) и в 4-дневный срок с даты исполнения указанных требований сообщить о выполнении этого решения.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Судом установлено, что оспариваемое решение принято ответчиком в соответствии с его полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Приказом ФАС России №177 от 23.05.08 г. «О территориальных органах ФАС России», а также Приказом ФАС России № 196 от 03.06.2008 г. и Приказами Федеральной антимонопольной службы России от 30.06.08 г. № 239 и от 30.06.2008 г. № 333.

Несоответствия оспариваемого решения требованиям действующего законодательства судом не установлено.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» в целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики.

В соответствии со ст.6 ФЗ от 26.03.2003г.№ 36-ФЗ с 1 апреля 2006г. запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

В целях реализации указанных требований с 1 апреля 2006г. не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.

При этом требования статьи 6 Закона не распространяются на территориальные сетевые организации в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика установлен разделом II Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (далее - Правила).

В соответствии с п. 16 Правил статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года или при возникновении предусмотренных Правилами оснований, обуславливающих возможность смены гарантирующего поставщика до истечения 3-летнего периода с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика лицу, отобранному по результатам предыдущего конкурса.

В соответствии с пунктом 51 Правил в случае, если на дату наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 48 Правил (банкротство, ликвидация, нарушение обязательств) - внеочередной конкурс на присвоение статуса гарантирующего поставщика не был проведен либо был признан несостоявшимся, статус гарантирующего поставщика присваивается территориальной сетевой организации, на электрических сетях которой располагаются соответствующие точки (группы точек) поставки гарантирующего поставщика на оптовом рынке.

При этом данная мера изначально определена законодателем как временная, поскольку в соответствии с пунктом 51 Правил до истечения четырех месяцев с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации объявляет и не ранее 30 дней с даты объявления проводит внеочередной конкурс в соответствующей зоне деятельности. Внеочередной конкурс проводится не реже чем каждые 3 месяца, пока не будет определен, победитель конкурса или статус гарантирующего поставщика не будет присвоен в соответствии с пунктом 26 Правил единственному участнику конкурса.

Таким образом, исключение, установленное статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, согласно которому запрет на совмещение видов деятельности не распространяется на территориальные сетевые организации, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, обусловлено именно тем, что данный статус присваивается на короткий срок.

Согласно ст.1 ФЗ от 14.04.1995г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» под энергоснабжающей организацией понимается хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям производственной или купленной электрической энергии.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от 26.03.2003г.№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийкой) электрической сети.

В рассматриваемом случае заявителю статус гарантирующего поставщика был присвоен на основании подпункта "б" пункта 36 Правил, а именно как энергоснабжающей организации, которая осуществляет поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащей такой организации на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям.

Таким образом, учитывая различный статус территориальной сетевой организации и энергоснабжающей организации, а также разный порядок присвоения указанным субъектам статуса гарантирующего поставщика, запрет на совмещение видов деятельности, установленный статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ, распространяется и на МУП «Ильинское ПТО КХ».

Следовательно, ФАС России обоснованно установлено, что МУП «Ильинское ПТО КХ», осуществляя деятельность по купле-продаже и передаче электрической энергии, нарушает требования статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ.

В соответствии с указанной нормой юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных: этой статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.10.2006 N 628 "Об утверждении Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии и о внесении изменений в Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации, от 30.06.2004 N 331" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, имеющим право принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц (в форме разделения или выделения), а также обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей в случае несоблюдения ими установленного законодательством Российской Федерации об электроэнергетику'

Таким образом, ФАС России в пределах своей компетенции обоснованно вынесено решение о принудительной реорганизации МУП «Ильинское ПТО КХ».

Оспариваемое решение Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 -170, !76, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований МУП «Ильинское ПТО КХ» в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 отказать полностью (проверено на соответствие Федеральному закону № 36-ФЗ от 26.03.2003 г. «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья О.Ю. Немова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => В удовлетворении требований МУП «Ильинское ПТО КХ» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 отказано. [format] => full_html [safe_value] =>

В удовлетворении требований МУП «Ильинское ПТО КХ» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 09.09.2008 по делу № 7э-9/2008 отказано.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-04 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )