РЕШЕНИЕ по делу №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства от 8 декабря 2009 г.

Дата публикации: 23 декабря 2009, 03:00

РЕШЕНИЕ
по делу №7-43/2009

о нарушении антимонопольного законодательства

 

08 декабря 2009 года                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Управления ФАС России по Москве по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №7-43/2009 по признакам нарушения ООО «Мосрегионгаз» (адрес: 115563, г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 28Б, стр.1) п. 10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» с жалобой на действия ООО «Мосрегионгаз», относительно навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части  применения штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного объема за месяц поставки в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила следующее.

ООО «Мосрегионгаз» (адрес: 115563, г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 28Б, стр.1) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного Общим собрания участников (Протокол №2 от 06.08.2009 г.). ООО «Мосрегионгаз» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.10.2000 г. инспекцией МНС России по г. Домодедово Московской области за основным государственным регистрационным номером 1035002001594.

В соответствии с п. 2.1. Устава, целью деятельности ООО «Мосрегионгаз» является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям г. Москвы, Московской области и иных регионов при наличии ресурсов и экономической целесообразности в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

ООО «Мосрегионгаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказы Московского УФАС России №1024 от 30.11.2001 г. и №374 от 27.10.2005 г.) на товарном рынке (реализация природного газа) в границах Московского региона (Москва и Московская область) с долей более 65%.

Таким  образом, ООО «Мосрегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа на территории Московской области.

ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» (адрес: 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Гагарина, д. 5) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением участника №1 от 30.10.2000 г. ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.05.2007 г. Межрайонной ИФНС №20 по Московской области за основным государственным регистрационным номером 2075012023580.

В сентябре 2007 года ООО «Мосрегионгаз» направило в адрес ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» проект долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. Предметом указанного договора является обязанность ООО «Мосрегионгаз» поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012 г., а ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Ежегодный объем поставки газа в период с 2008 по 2012 года составляет 18,607 тыс. куб.м. (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

03.06.2008 г. ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» направило в адрес ООО «Мосрегионгаз» письмо с просьбой пересмотреть условия долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части применения  штрафных санкций за перерасход газа без предварительного согласования с поставщиком (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

Письмами от 17.06.2009 г. (исх. №ВК-2134) и от 18.06.2009 г. (исх. №МС-2156) ООО «Мосрегионгаз» отказало ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» во внесении изменений в долгосрочный договор поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

В соответствии с п. 3.5 указанного договора, штраф за суммарный объем газа, выбранный Покупателем (ООО «ХК «Экспромт») сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки рассчитывается следующим образом:

- в период с 15 апреля по 15 сентября – с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа;

          - в период с 16 сентября по 14 апреля – с применением штрафного коэффициента  в размере 1,5.

          Одновременно п. 3.5 Договора установлено применение повышающих коэффициентов в соответствии с п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в размере:

- с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

- с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

В соответствии с п. 12  и п. 13 Правил, поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенным договором поставки газа, а также отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости – по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

В соответствии  со ст. 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной договором.

Неустойкой (штрафом) в соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен оплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией. Применение повышающих коэффициентов является обязательным в размере, установленном настоящим пунктом Правил:

- с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

- с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

Комиссией установлено, что ООО «Мосрегионгаз» одновременно применяет несколько мер ответственности за неравномерное потребление газа, т.е. применение штрафных коэффициентов, как меры ответственности, и повышающих коэффициентов, как элемента ценообразования, ущемляет интересы ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ».

В период с 01.01.2008 г. по август 2009 г., ООО «Мосрегионгаз» выставляло ООО «Холдинговая компания «Экспромт» счета за потребленный газ с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил, и штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и 1,5 в период с 16 сентября по 14 апреля. Общая сумма штрафа за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» составляет 6 174,82 (шесть тысяч сто семьдесят четыре рубля восемьдесят две копейки)(вх. №10098 от 16.09.2009 г.).

Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «Мосрегионгаз» ущемляет интересы ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» путем навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части применения штрафных коэффициентов в размере 1,9 и 1,5 при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз», и путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на природный газ.

ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» не оплачена сумма в размере     6 174,82 рублей, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.). 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также нарушение установленного нормативными актами правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссией установлено, что 30.10.2009 г. между ООО «Мосрегионгаз» и ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» заключено Дополнительное соглашение №1/09 к договору №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г., в соответствии с которым долгосрочный договор поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. прекращает свое действие с 01.11.2009 г. (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.). 

Одновременно, 30.10.2009 г. между ООО «Мосрегионгаз» и ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» заключен договор поставки газа №61-13-3150/09 сроком действия с 01.11.2009 г. по 31.12.2009 г.

Указанный договор поставки газа №61-13-3150/09 от 30.10.2009 г. не содержит условий о применении штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.).

Таким образом, на момент вынесения Решения Комиссией Управления ООО «Мосрегионгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства путем исключения из договора поставки газа №61-13-3150/09 от 30.10.2009 г., заключенного с ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ», условия о применении штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз».

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ст.48,  ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.               Установить в действиях ООО «Мосрегионгаз» факт нарушения п.3 и п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа потребителям Московской области, выразившегося в ущемлении интересов ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» путем навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 08.09.2007 г. в части применения штрафных коэффициентов в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и 1,5 в период с 16 сентября по 14 апреля при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз», и путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на природный газ.

2.               Предписание по делу №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 5873 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства от 8 декабря 2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5873 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №7-43/2009

о нарушении антимонопольного законодательства

 

08 декабря 2009 года                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Управления ФАС России по Москве по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №7-43/2009 по признакам нарушения ООО «Мосрегионгаз» (адрес: 115563, г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 28Б, стр.1) п. 10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» с жалобой на действия ООО «Мосрегионгаз», относительно навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части  применения штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного объема за месяц поставки в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила следующее.

ООО «Мосрегионгаз» (адрес: 115563, г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 28Б, стр.1) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного Общим собрания участников (Протокол №2 от 06.08.2009 г.). ООО «Мосрегионгаз» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.10.2000 г. инспекцией МНС России по г. Домодедово Московской области за основным государственным регистрационным номером 1035002001594.

В соответствии с п. 2.1. Устава, целью деятельности ООО «Мосрегионгаз» является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям г. Москвы, Московской области и иных регионов при наличии ресурсов и экономической целесообразности в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

ООО «Мосрегионгаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказы Московского УФАС России №1024 от 30.11.2001 г. и №374 от 27.10.2005 г.) на товарном рынке (реализация природного газа) в границах Московского региона (Москва и Московская область) с долей более 65%.

Таким  образом, ООО «Мосрегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа на территории Московской области.

ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» (адрес: 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Гагарина, д. 5) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением участника №1 от 30.10.2000 г. ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.05.2007 г. Межрайонной ИФНС №20 по Московской области за основным государственным регистрационным номером 2075012023580.

В сентябре 2007 года ООО «Мосрегионгаз» направило в адрес ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» проект долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. Предметом указанного договора является обязанность ООО «Мосрегионгаз» поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012 г., а ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Ежегодный объем поставки газа в период с 2008 по 2012 года составляет 18,607 тыс. куб.м. (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

03.06.2008 г. ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» направило в адрес ООО «Мосрегионгаз» письмо с просьбой пересмотреть условия долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части применения  штрафных санкций за перерасход газа без предварительного согласования с поставщиком (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

Письмами от 17.06.2009 г. (исх. №ВК-2134) и от 18.06.2009 г. (исх. №МС-2156) ООО «Мосрегионгаз» отказало ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» во внесении изменений в долгосрочный договор поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

В соответствии с п. 3.5 указанного договора, штраф за суммарный объем газа, выбранный Покупателем (ООО «ХК «Экспромт») сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки рассчитывается следующим образом:

- в период с 15 апреля по 15 сентября – с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа;

          - в период с 16 сентября по 14 апреля – с применением штрафного коэффициента  в размере 1,5.

          Одновременно п. 3.5 Договора установлено применение повышающих коэффициентов в соответствии с п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в размере:

- с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

- с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

В соответствии с п. 12  и п. 13 Правил, поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенным договором поставки газа, а также отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости – по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

В соответствии  со ст. 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной договором.

Неустойкой (штрафом) в соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен оплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией. Применение повышающих коэффициентов является обязательным в размере, установленном настоящим пунктом Правил:

- с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

- с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

Комиссией установлено, что ООО «Мосрегионгаз» одновременно применяет несколько мер ответственности за неравномерное потребление газа, т.е. применение штрафных коэффициентов, как меры ответственности, и повышающих коэффициентов, как элемента ценообразования, ущемляет интересы ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ».

В период с 01.01.2008 г. по август 2009 г., ООО «Мосрегионгаз» выставляло ООО «Холдинговая компания «Экспромт» счета за потребленный газ с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил, и штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и 1,5 в период с 16 сентября по 14 апреля. Общая сумма штрафа за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» составляет 6 174,82 (шесть тысяч сто семьдесят четыре рубля восемьдесят две копейки)(вх. №10098 от 16.09.2009 г.).

Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «Мосрегионгаз» ущемляет интересы ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» путем навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части применения штрафных коэффициентов в размере 1,9 и 1,5 при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз», и путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на природный газ.

ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» не оплачена сумма в размере     6 174,82 рублей, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.). 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также нарушение установленного нормативными актами правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссией установлено, что 30.10.2009 г. между ООО «Мосрегионгаз» и ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» заключено Дополнительное соглашение №1/09 к договору №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г., в соответствии с которым долгосрочный договор поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. прекращает свое действие с 01.11.2009 г. (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.). 

Одновременно, 30.10.2009 г. между ООО «Мосрегионгаз» и ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» заключен договор поставки газа №61-13-3150/09 сроком действия с 01.11.2009 г. по 31.12.2009 г.

Указанный договор поставки газа №61-13-3150/09 от 30.10.2009 г. не содержит условий о применении штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.).

Таким образом, на момент вынесения Решения Комиссией Управления ООО «Мосрегионгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства путем исключения из договора поставки газа №61-13-3150/09 от 30.10.2009 г., заключенного с ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ», условия о применении штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз».

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ст.48,  ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.               Установить в действиях ООО «Мосрегионгаз» факт нарушения п.3 и п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа потребителям Московской области, выразившегося в ущемлении интересов ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» путем навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 08.09.2007 г. в части применения штрафных коэффициентов в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и 1,5 в период с 16 сентября по 14 апреля при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз», и путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на природный газ.

2.               Предписание по делу №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ
по делу №7-43/2009

о нарушении антимонопольного законодательства

 

08 декабря 2009 года                                                                                             г. Москва

 

Комиссия Управления ФАС России по Москве по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №7-43/2009 по признакам нарушения ООО «Мосрегионгаз» (адрес: 115563, г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 28Б, стр.1) п. 10 ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135,

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» с жалобой на действия ООО «Мосрегионгаз», относительно навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части  применения штрафных коэффициентов за превышение договорного месячного объема за месяц поставки в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила следующее.

ООО «Мосрегионгаз» (адрес: 115563, г. Москва, ул. Шипиловская, вл. 28Б, стр.1) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного Общим собрания участников (Протокол №2 от 06.08.2009 г.). ООО «Мосрегионгаз» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 31.10.2000 г. инспекцией МНС России по г. Домодедово Московской области за основным государственным регистрационным номером 1035002001594.

В соответствии с п. 2.1. Устава, целью деятельности ООО «Мосрегионгаз» является обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям г. Москвы, Московской области и иных регионов при наличии ресурсов и экономической целесообразности в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.

ООО «Мосрегионгаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказы Московского УФАС России №1024 от 30.11.2001 г. и №374 от 27.10.2005 г.) на товарном рынке (реализация природного газа) в границах Московского региона (Москва и Московская область) с долей более 65%.

Таким  образом, ООО «Мосрегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа на территории Московской области.

ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» (адрес: 143960, Московская область, г. Реутов, ул. Гагарина, д. 5) является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного Решением участника №1 от 30.10.2000 г. ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 22.05.2007 г. Межрайонной ИФНС №20 по Московской области за основным государственным регистрационным номером 2075012023580.

В сентябре 2007 года ООО «Мосрегионгаз» направило в адрес ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» проект долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. Предметом указанного договора является обязанность ООО «Мосрегионгаз» поставлять с 01.01.2008 по 31.12.2012 г., а ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами. Ежегодный объем поставки газа в период с 2008 по 2012 года составляет 18,607 тыс. куб.м. (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

03.06.2008 г. ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» направило в адрес ООО «Мосрегионгаз» письмо с просьбой пересмотреть условия долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части применения  штрафных санкций за перерасход газа без предварительного согласования с поставщиком (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

Письмами от 17.06.2009 г. (исх. №ВК-2134) и от 18.06.2009 г. (исх. №МС-2156) ООО «Мосрегионгаз» отказало ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» во внесении изменений в долгосрочный договор поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. (вх. №3978 от 18.09.2008 г.).

В соответствии с п. 3.5 указанного договора, штраф за суммарный объем газа, выбранный Покупателем (ООО «ХК «Экспромт») сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки рассчитывается следующим образом:

- в период с 15 апреля по 15 сентября – с применением штрафного коэффициента в размере 1,9 к стоимости газа;

          - в период с 16 сентября по 14 апреля – с применением штрафного коэффициента  в размере 1,5.

          Одновременно п. 3.5 Договора установлено применение повышающих коэффициентов в соответствии с п. 17 Правил поставки газа в Российской Федерации в размере:

- с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

- с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

В соответствии с п. 12  и п. 13 Правил, поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенным договором поставки газа, а также отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости – по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

В соответствии  со ст. 329 Гражданского Кодекса Российской Федерации, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной договором.

Неустойкой (штрафом) в соответствии со ст. 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен оплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Пунктом 17 Правил определены ценовая политика и порядок оплаты газа, потребленного покупателем сверх договорного объема без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией. Применение повышающих коэффициентов является обязательным в размере, установленном настоящим пунктом Правил:

- с 15 апреля по 15 сентября – 1,1;

- с 16 сентября по 14 апреля – 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

Комиссией установлено, что ООО «Мосрегионгаз» одновременно применяет несколько мер ответственности за неравномерное потребление газа, т.е. применение штрафных коэффициентов, как меры ответственности, и повышающих коэффициентов, как элемента ценообразования, ущемляет интересы ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ».

В период с 01.01.2008 г. по август 2009 г., ООО «Мосрегионгаз» выставляло ООО «Холдинговая компания «Экспромт» счета за потребленный газ с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 17 Правил, и штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и 1,5 в период с 16 сентября по 14 апреля. Общая сумма штрафа за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» составляет 6 174,82 (шесть тысяч сто семьдесят четыре рубля восемьдесят две копейки)(вх. №10098 от 16.09.2009 г.).

Комиссией Московского УФАС России установлено, что ООО «Мосрегионгаз» ущемляет интересы ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» путем навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. в части применения штрафных коэффициентов в размере 1,9 и 1,5 при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз», и путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на природный газ.

ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» не оплачена сумма в размере     6 174,82 рублей, рассчитанная с применением повышающих коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.). 

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора, а также нарушение установленного нормативными актами правовыми актами порядка ценообразования.

Комиссией установлено, что 30.10.2009 г. между ООО «Мосрегионгаз» и ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» заключено Дополнительное соглашение №1/09 к договору №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г., в соответствии с которым долгосрочный договор поставки газа №61-4-3176/08 от 04.09.2007 г. прекращает свое действие с 01.11.2009 г. (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.). 

Одновременно, 30.10.2009 г. между ООО «Мосрегионгаз» и ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» заключен договор поставки газа №61-13-3150/09 сроком действия с 01.11.2009 г. по 31.12.2009 г.

Указанный договор поставки газа №61-13-3150/09 от 30.10.2009 г. не содержит условий о применении штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз» (Протокол заседания Комиссии №1 от 08.12.2009 г.).

Таким образом, на момент вынесения Решения Комиссией Управления ООО «Мосрегионгаз» устранило нарушение антимонопольного законодательства путем исключения из договора поставки газа №61-13-3150/09 от 30.10.2009 г., заключенного с ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ», условия о применении штрафных коэффициентов за перерасход газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз».

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1-4 ст.41, ст.48,  ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1.              

Установить в действиях ООО «Мосрегионгаз» факт нарушения п.3 и п.10 ч.1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положение на рынке оказания услуг по реализации природного газа потребителям Московской области, выразившегося в ущемлении интересов ООО «Холдинговая компания «ЭКСПРОМТ» путем навязывания невыгодных условий долгосрочного договора поставки газа №61-4-3176/08 от 08.09.2007 г. в части применения штрафных коэффициентов в размере 1,9 в период с 15 апреля по 15 сентября и 1,5 в период с 16 сентября по 14 апреля при перерасходе газа без предварительного согласования с ООО «Мосрегионгаз», и путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на природный газ.

2.              

Предписание по делу №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать в связи с устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Материалы дела №7-43/2009 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => В действиях ООО «Мосрегионгаз» установлен факт нарушения п. 3 и п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». [format] => full_html [safe_value] =>

В действиях ООО «Мосрегионгаз» установлен факт нарушения п. 3 и п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-23 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-23 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )