Решение от 21 июля 2009 года по делу № 7к-27/2008, возбужденному в отношении ОАО «Мосэнергосбыт»

Дата публикации: 14 сентября 2009, 04:00
РЕШЕНИЕ

по делу № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства

21 июля 2009 года г. Москва



Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 7к-27/2008 по признакам нарушения ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,



УСТАНОВИЛА:



В адрес Московского УФАС России поступило обращение Закрытого акционерного общества «Московский шинный завод-М» с жалобой на неправомерные действия Открытого акционерного общества «Мосэнергосбыт», выразившиеся в ущемлении интересов заявителя путём необоснованного расторжения договора энергоснабжения и прекращения оказания услуг поставки электроэнергии (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Открытое акционерное общество «Мосэнергосбыт» (сокращенное наименование Общества по Уставу - ОАО «Мосэнергосбыт») является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием акционеров (протокол № 5 от 19 июня 2007 г.). ОАО «Мосэнергосбыт» внесено в единый государственный реестр юридических лиц 01 апреля 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1057746557329. Место нахождения юридического лица: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9.

В соответствии с п. 3.2 Устава ОАО «Мосэнергосбыт» одним из видов деятельности Общества является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 20.10.2006 г. № 43 «О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

Приказом Московского УФАС России от 19.12.2006 г. № 572 ОАО «Мосэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 65 % (шестидесяти пяти процентов) по позиции – реализация электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы.

Закрытое акционерное общество «Московский шинный завод-М» (сокращенное наименование Общества по Уставу – ЗАО «МШЗМ») является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (редакция № 3), утвержденного Решением единственного акционера ЗАО «Московский шинный завод-М» (№ 1 от 01 августа 2008 года) и зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве 13 августа 2008 года (ГРН 2087759361369). ЗАО «МШЗМ» внесено в единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 22 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы 29 апреля 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1037722024262. Место нахождения юридического лица: 115008, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1.

Комиссией установлено, что 21 февраля 2008 года ОАО «МОЭСК» выдано Разрешение на присоединение мощности к сети ОАО «Московская городская электросетевая компания» № МГЭсК/17/7р/1183 с переоформлением мощности установленной 19000 кВт и единовременной 9000 кВт для электроснабжения ЗАО «Московский шинный завод-М» по адресу: г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1, на основании согласия на передачу мощности ОАО «Московский шинный завод» - ЗАО «Московский шинный завод-М» в письме № 1-23/15 от 22 января 2008 года (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

01 марта 2008 года между ОАО «Мосэнергосбыт» и ЗАО «Московский шинный завод – М» заключен договор энергоснабжения. В соответствии с п. 1.2 Договора энергопринимающее оборудование Абонента расположено по адресу: г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1.

Согласно приложению № 2 к Договору энергоснабжения «Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности», указанный договор заключен на основании Разрешения службы присоединения № МГЭсК/17/7р/1183 от 21 февраля 2008 года. Акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № МГЭсК-35-/1506, являющийся неотъемлемой частью договора, составлен сторонами 27 февраля 2008 года (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

19.03.2008 г. МТУ Ростехнадзора ЗАО «Московский шинный завод-М» выдан акт допуска в эксплуатацию электроустановок потребителя № 2.1/268/600Д.

Комиссией установлено, что 11 сентября 2008 года ОАО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ЗАО «МШЗМ» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии 12.09.2008 г., в связи с аннулированием ОАО «МОЭСК» Разрешения на присоединение мощности заявителя и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (на основании абзаца 5 части 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике») (исх. № ИП/14-1155/8).

29 сентября 2008 года ОАО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ЗАО «Московский шинный завод-М» уведомление о расторжении договора энергоснабжения, с указанием на то, что Разрешение на присоединение мощности заявителя и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности оформлены в нарушение действующих нормативно-правовых актов в электроэнергетике, технологическое присоединение энергопринимающих устройств отсутствует, в связи с чем, ЗАО «Мосэнергосбыт» предложило подписать Соглашение о расторжении договора на основании ст. 451, 452 ГК РФ и п.п. 61, 62 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

Определением от 16 января 2009 года рассмотрение дела № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено в связи с рассмотрением в Арбитражном суде г. Москвы дела № А40-58490/08-5-515, возбужденного по исковому заявлению ЗАО «Московский шинный завод-М» к ОАО «Мосэнергосбыт» с требованием о восстановлении режима потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с договором энергоснабжения № 10807101 от 01.03.2008 г. и выданным разрешением.

Определением от 27 марта 2009 года рассмотрение дела №7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено в связи с принятием Девятым Арбитражным апелляционным судом г. Москвы постановления по делу № А40-58490/08-5-515 (вх. № 2844 от 16.03.2009 г.).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2009 года № 09АП-1933/2009-ГК ОАО «Мосэнергосбыт» обязано восстановить режим потребления электрической энергии (мощности) ЗАО «Московский шинный завод-М» в соответствии с договором энергоснабжения от 01 марта 2008 года № 10807101 и выданным разрешением № МГЭсК/17/7р/1183.

В соответствии с пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.) ограничение режима потребления электроэнергии может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Таким образом, Комиссией установлено, что прекращение ОАО «Мосэнергосбыт» оказания услуг энергоснабжения ЗАО «МШЗМ» произведено с нарушением требований Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

Комиссией установлено, что ОАО «Мосэнергосбыт» возобновило энергоснабжение ЗАО «МШЗМ» с момента вступления в силу Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2009 года № 09АП-1933/2009-ГК (Протокол № 2 от 21 июля 2009 года).

Согласно ст. 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,



РЕШИЛА:

1. Установить в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы, выразившегося в ущемлении интересов ЗАО «МШЗМ» путем введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО «МШЗМ».

2. Дело № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства производством прекратить.

3. Предписание ОАО «Мосэнергосбыт» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Материалы дела № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 5817 [uid] => 1 [title] => Решение от 21 июля 2009 года по делу № 7к-27/2008, возбужденному в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5817 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => РЕШЕНИЕ

по делу № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства

21 июля 2009 года г. Москва



Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 7к-27/2008 по признакам нарушения ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,



УСТАНОВИЛА:



В адрес Московского УФАС России поступило обращение Закрытого акционерного общества «Московский шинный завод-М» с жалобой на неправомерные действия Открытого акционерного общества «Мосэнергосбыт», выразившиеся в ущемлении интересов заявителя путём необоснованного расторжения договора энергоснабжения и прекращения оказания услуг поставки электроэнергии (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Открытое акционерное общество «Мосэнергосбыт» (сокращенное наименование Общества по Уставу - ОАО «Мосэнергосбыт») является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием акционеров (протокол № 5 от 19 июня 2007 г.). ОАО «Мосэнергосбыт» внесено в единый государственный реестр юридических лиц 01 апреля 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1057746557329. Место нахождения юридического лица: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9.

В соответствии с п. 3.2 Устава ОАО «Мосэнергосбыт» одним из видов деятельности Общества является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 20.10.2006 г. № 43 «О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

Приказом Московского УФАС России от 19.12.2006 г. № 572 ОАО «Мосэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 65 % (шестидесяти пяти процентов) по позиции – реализация электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы.

Закрытое акционерное общество «Московский шинный завод-М» (сокращенное наименование Общества по Уставу – ЗАО «МШЗМ») является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (редакция № 3), утвержденного Решением единственного акционера ЗАО «Московский шинный завод-М» (№ 1 от 01 августа 2008 года) и зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве 13 августа 2008 года (ГРН 2087759361369). ЗАО «МШЗМ» внесено в единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 22 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы 29 апреля 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1037722024262. Место нахождения юридического лица: 115008, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1.

Комиссией установлено, что 21 февраля 2008 года ОАО «МОЭСК» выдано Разрешение на присоединение мощности к сети ОАО «Московская городская электросетевая компания» № МГЭсК/17/7р/1183 с переоформлением мощности установленной 19000 кВт и единовременной 9000 кВт для электроснабжения ЗАО «Московский шинный завод-М» по адресу: г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1, на основании согласия на передачу мощности ОАО «Московский шинный завод» - ЗАО «Московский шинный завод-М» в письме № 1-23/15 от 22 января 2008 года (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

01 марта 2008 года между ОАО «Мосэнергосбыт» и ЗАО «Московский шинный завод – М» заключен договор энергоснабжения. В соответствии с п. 1.2 Договора энергопринимающее оборудование Абонента расположено по адресу: г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1.

Согласно приложению № 2 к Договору энергоснабжения «Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности», указанный договор заключен на основании Разрешения службы присоединения № МГЭсК/17/7р/1183 от 21 февраля 2008 года. Акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № МГЭсК-35-/1506, являющийся неотъемлемой частью договора, составлен сторонами 27 февраля 2008 года (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

19.03.2008 г. МТУ Ростехнадзора ЗАО «Московский шинный завод-М» выдан акт допуска в эксплуатацию электроустановок потребителя № 2.1/268/600Д.

Комиссией установлено, что 11 сентября 2008 года ОАО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ЗАО «МШЗМ» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии 12.09.2008 г., в связи с аннулированием ОАО «МОЭСК» Разрешения на присоединение мощности заявителя и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (на основании абзаца 5 части 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике») (исх. № ИП/14-1155/8).

29 сентября 2008 года ОАО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ЗАО «Московский шинный завод-М» уведомление о расторжении договора энергоснабжения, с указанием на то, что Разрешение на присоединение мощности заявителя и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности оформлены в нарушение действующих нормативно-правовых актов в электроэнергетике, технологическое присоединение энергопринимающих устройств отсутствует, в связи с чем, ЗАО «Мосэнергосбыт» предложило подписать Соглашение о расторжении договора на основании ст. 451, 452 ГК РФ и п.п. 61, 62 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

Определением от 16 января 2009 года рассмотрение дела № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено в связи с рассмотрением в Арбитражном суде г. Москвы дела № А40-58490/08-5-515, возбужденного по исковому заявлению ЗАО «Московский шинный завод-М» к ОАО «Мосэнергосбыт» с требованием о восстановлении режима потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с договором энергоснабжения № 10807101 от 01.03.2008 г. и выданным разрешением.

Определением от 27 марта 2009 года рассмотрение дела №7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено в связи с принятием Девятым Арбитражным апелляционным судом г. Москвы постановления по делу № А40-58490/08-5-515 (вх. № 2844 от 16.03.2009 г.).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2009 года № 09АП-1933/2009-ГК ОАО «Мосэнергосбыт» обязано восстановить режим потребления электрической энергии (мощности) ЗАО «Московский шинный завод-М» в соответствии с договором энергоснабжения от 01 марта 2008 года № 10807101 и выданным разрешением № МГЭсК/17/7р/1183.

В соответствии с пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.) ограничение режима потребления электроэнергии может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Таким образом, Комиссией установлено, что прекращение ОАО «Мосэнергосбыт» оказания услуг энергоснабжения ЗАО «МШЗМ» произведено с нарушением требований Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

Комиссией установлено, что ОАО «Мосэнергосбыт» возобновило энергоснабжение ЗАО «МШЗМ» с момента вступления в силу Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2009 года № 09АП-1933/2009-ГК (Протокол № 2 от 21 июля 2009 года).

Согласно ст. 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,



РЕШИЛА:

1. Установить в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы, выразившегося в ущемлении интересов ЗАО «МШЗМ» путем введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО «МШЗМ».

2. Дело № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства производством прекратить.

3. Предписание ОАО «Мосэнергосбыт» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Материалы дела № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

по делу № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства

21 июля 2009 года г. Москва

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 7к-27/2008 по признакам нарушения ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Московского УФАС России поступило обращение Закрытого акционерного общества «Московский шинный завод-М» с жалобой на неправомерные действия Открытого акционерного общества «Мосэнергосбыт», выразившиеся в ущемлении интересов заявителя путём необоснованного расторжения договора энергоснабжения и прекращения оказания услуг поставки электроэнергии (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.

Открытое акционерное общество «Мосэнергосбыт» (сокращенное наименование Общества по Уставу - ОАО «Мосэнергосбыт») является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием акционеров (протокол № 5 от 19 июня 2007 г.). ОАО «Мосэнергосбыт» внесено в единый государственный реестр юридических лиц 01 апреля 2005 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве за основным государственным регистрационным номером 1057746557329. Место нахождения юридического лица: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 9.

В соответствии с п. 3.2 Устава ОАО «Мосэнергосбыт» одним из видов деятельности Общества является реализация (продажа) электрической энергии на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности) потребителям (в том числе гражданам).

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 20.10.2006 г. № 43 «О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

Приказом Московского УФАС России от 19.12.2006 г. № 572 ОАО «Мосэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов с долей более 65 % (шестидесяти пяти процентов) по позиции – реализация электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» является энергоснабжающей организацией и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы.

Закрытое акционерное общество «Московский шинный завод-М» (сокращенное наименование Общества по Уставу – ЗАО «МШЗМ») является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (редакция № 3), утвержденного Решением единственного акционера ЗАО «Московский шинный завод-М» (№ 1 от 01 августа 2008 года) и зарегистрированного Межрайонной инспекцией ФНС России № 46 по г. Москве 13 августа 2008 года (ГРН 2087759361369). ЗАО «МШЗМ» внесено в единый государственный реестр юридических лиц Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 22 по Юго-Восточному административному округу г. Москвы 29 апреля 2003 года за основным государственным регистрационным номером 1037722024262. Место нахождения юридического лица: 115008, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1.

Комиссией установлено, что 21 февраля 2008 года ОАО «МОЭСК» выдано Разрешение на присоединение мощности к сети ОАО «Московская городская электросетевая компания» № МГЭсК/17/7р/1183 с переоформлением мощности установленной 19000 кВт и единовременной 9000 кВт для электроснабжения ЗАО «Московский шинный завод-М» по адресу: г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1, на основании согласия на передачу мощности ОАО «Московский шинный завод» - ЗАО «Московский шинный завод-М» в письме № 1-23/15 от 22 января 2008 года (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

01 марта 2008 года между ОАО «Мосэнергосбыт» и ЗАО «Московский шинный завод – М» заключен договор энергоснабжения. В соответствии с п. 1.2 Договора энергопринимающее оборудование Абонента расположено по адресу: г. Москва, ул. 1-я Дубровская, д. 13А, стр. 1.

Согласно приложению № 2 к Договору энергоснабжения «Реестр источников энергоснабжения, энергопринимающего оборудования и средств коммерческого учета электроэнергии и мощности», указанный договор заключен на основании Разрешения службы присоединения № МГЭсК/17/7р/1183 от 21 февраля 2008 года. Акт по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон № МГЭсК-35-/1506, являющийся неотъемлемой частью договора, составлен сторонами 27 февраля 2008 года (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

19.03.2008 г. МТУ Ростехнадзора ЗАО «Московский шинный завод-М» выдан акт допуска в эксплуатацию электроустановок потребителя № 2.1/268/600Д.

Комиссией установлено, что 11 сентября 2008 года ОАО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ЗАО «МШЗМ» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии 12.09.2008 г., в связи с аннулированием ОАО «МОЭСК» Разрешения на присоединение мощности заявителя и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (на основании абзаца 5 части 4 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике») (исх. № ИП/14-1155/8).

29 сентября 2008 года ОАО «Мосэнергосбыт» направило в адрес ЗАО «Московский шинный завод-М» уведомление о расторжении договора энергоснабжения, с указанием на то, что Разрешение на присоединение мощности заявителя и акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности оформлены в нарушение действующих нормативно-правовых актов в электроэнергетике, технологическое присоединение энергопринимающих устройств отсутствует, в связи с чем, ЗАО «Мосэнергосбыт» предложило подписать Соглашение о расторжении договора на основании ст. 451, 452 ГК РФ и п.п. 61, 62 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии (вх. № 4595 от 02.10.2008 г.).

Определением от 16 января 2009 года рассмотрение дела № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства было приостановлено в связи с рассмотрением в Арбитражном суде г. Москвы дела № А40-58490/08-5-515, возбужденного по исковому заявлению ЗАО «Московский шинный завод-М» к ОАО «Мосэнергосбыт» с требованием о восстановлении режима потребления электрической энергии (мощности) в соответствии с договором энергоснабжения № 10807101 от 01.03.2008 г. и выданным разрешением.

Определением от 27 марта 2009 года рассмотрение дела №7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства возобновлено в связи с принятием Девятым Арбитражным апелляционным судом г. Москвы постановления по делу № А40-58490/08-5-515 (вх. № 2844 от 16.03.2009 г.).

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2009 года № 09АП-1933/2009-ГК ОАО «Мосэнергосбыт» обязано восстановить режим потребления электрической энергии (мощности) ЗАО «Московский шинный завод-М» в соответствии с договором энергоснабжения от 01 марта 2008 года № 10807101 и выданным разрешением № МГЭсК/17/7р/1183.

В соответствии с пунктом 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.) ограничение режима потребления электроэнергии может вводиться в следующих случаях:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст. 546 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.

Таким образом, Комиссией установлено, что прекращение ОАО «Мосэнергосбыт» оказания услуг энергоснабжения ЗАО «МШЗМ» произведено с нарушением требований Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утв. постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 г.).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

Комиссией установлено, что ОАО «Мосэнергосбыт» возобновило энергоснабжение ЗАО «МШЗМ» с момента вступления в силу Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 марта 2009 года № 09АП-1933/2009-ГК (Протокол № 2 от 21 июля 2009 года).

Согласно ст. 22 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Установить в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы, выразившегося в ущемлении интересов ЗАО «МШЗМ» путем введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО «МШЗМ».

2. Дело № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства производством прекратить.

3. Предписание ОАО «Мосэнергосбыт» о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Материалы дела № 7к-27/2008 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Московское УФАС России установило в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы, выразившегося в ущемлении интересов ЗАО «МШЗМ» путем введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО «МШЗМ». [format] => full_html [safe_value] =>

Московское УФАС России установило в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по реализации электрической энергии на территории г. Москвы, выразившегося в ущемлении интересов ЗАО «МШЗМ» путем введения ограничения режима потребления электрической энергии ЗАО «МШЗМ».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-09-14 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )