Регламент для банков

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Финансовые гарантии и поручительство подвергнут тщательной проверке

 

Мэр Москвы Сергей Собянин утвердил регламент проверки заказчиками города банковских гарантий и поручительств, предоставляемых победителями торгов в качестве обеспечения исполнения контракта. Устанавливая, в частности, жесткие сроки для таких проверок - один день, регламент развивает и детализирует комплекс мер, которые вот уже несколько месяцев последовательно принимают федеральные и – особенно - столичные власти для наведения порядка в сфере госзаказов.

Виды финансовых гарантий

 

Закон весьма любезно дает потенциальному исполнителю госзаказа право выбрать финансовый инструмент, который гарантировал бы заказчику исполнение контракта  или компенсацию в случае неисполнения: денежный залог, безотзывную банковскую гарантию или поручительство солидной организации. 
Обеспечению подлежит сумма аванса исполнителя, который должен составлять не менее 30% стоимости всего контракта. Понятно, что  залог при этих условиях представляет собой немалую сумму, и если заказчику  он давал бы самую надежную гарантию, то для исполнителя контракта этот способ обеспечения оказывается наименее выгодным. Поэтому на практике  обычно избираются два других способа: банковская гарантия или поручительство. Был и еще один - страхование контракта, но государство от него отказалось из-за того, что слишком часты были случаи «липовой» страховки.
Впрочем, обстановка, благоприятная  для массовых проявлений недобросовестности в области госзаказа, создалась потому, что она была  так или иначе выгодна всем участникам процесса. Причем такой парадокс обеспечивало действующее законодательство, диктующее в качестве главного критерия госзаказа цену. Чтобы ее снизить, потенциальные подрядчики зачастую прибегали к подлогу, используя поддельные инструменты обеспечения. Для наглядности эксперты финансово-кредитной компании «Интерсоюз» привели пример. Они рассказали, как им доводилось видеть предложение от представителей некоего банка, по которому банковская гарантия  выдавалась под 0,03% гарантируемой суммы. Между тем обычная комиссия банка колеблется между 2 и 4%, и цифры эти обоснованны.
 

По словам Юрия Жигалова, генерального директора финансово-кредитной компании «Интерсоюз», от злоупотребления в сфере госзаказа страдают интересы не только заказчика, но и законопослушных и квалифицированных участников рынка.
Дело в том, что банк, выдавший гарантию, не имеет возможности произвольно и сколько угодно снижать комиссионные. Ведь он обязан, чтобы подкрепить свою гарантию реальными финансами, зарезервировать, то есть заморозить, часть собственных активов. А это означает, что у любого банка  должен быть лимит на общую сумму его гарантий,  и он не может  раздавать их направо и налево. Эта логика работает и в отношении поручителей, точнее,   подлинных гарантов и поручителей.
Но такие оказались в меньшинстве. Безудержное тиражирование отдельными субъектами финансового рынка своих гарантий и поручительств, которые, таким образом, теряют всякое практическое  значение, – это одна из форм злоупотреблений на этом рынке. Но, к сожалению, не единственная.

 

Документы из «липы»

 

Фальшивые гарантии и поручительства нередко оказываются  липовыми документами, изделиями ловких мошенников, как это часто происходит с  любыми другими справками и свидетельствами, которые требует власть у своих граждан. В минувшем году, например, было выпущено множество фальшивых гарантий Сбербанка.
 

Долгое время мошенники орудовали вполне легально, пользуясь тем, что на финансовом рынке гарантии  принимались не только от банков. Достаточно было назваться инвестиционной компанией или финансово-кредитным учреждением: вывеска сходила любая. Однако скоро их пришлось свернуть: из-за массовых злоупотреблений в этой сфере право выдавать банковские  гарантии остались  только за банками. И это право - исключительное.
 

Но и банки, как известно, не без греха. Стремясь получить солидные комиссионные, привлечь на свою сторону богатого клиента – ради этого они  готовы рискнуть своей репутацией и допустить ряд нарушений в практике госзаказа. Схема для этого проста: недобросовестная организация вступает в сотрудничество с тем или иным банком, распространяет от его имени гарантии, а комиссионные принимает на свой счет. При этом банк может сделать вид, что не принимал в этом деле никакого участия. А если  приходит официальный запрос по поводу «авторства» гарантий, может от него отказаться.
 

Минувшим летом получил широкую огласку случай с ООО «Сфера», которое в обеспечение госконтракта представило гарантию «Юниаструм банка», а тот в ходе проверки отказался от авторства этого документа. Поскольку ООО «Сфера» не постеснялось обратиться в столичное УФАС с жалобой  на заказчика, который, получив отрицательный ответ банка, отказал «Сфере»  в контракте, можно предположить, что в этом случае жертвой обмана банка оказалось ООО.
 

По данным экспертного сообщества,  далеко не все соискатели гарантий и поручительств бывают добросовестны. Липовые бумажки стоят им дешевле, нежели подлинные документы, и оформить их можно проще и быстрее. Причем многих нарушителей толкает на этот путь вынужденная необходимость. Допустим, госзаказ фирме жизненно необходим, а средств на то, чтобы его получить, то есть обеспечить исполнение, не хватает. Вот и стараются получить его любыми путями.
Борьба со злоупотреблениями в сфере заказа неизбежно сократит число претендентов среди малых предприятий  и  привлечет крупных и стабильных игроков рынка госзаказа.

 

Учет и контроль

 

Для защиты интересов государственного заказчика закон ставит перед исполнителем заказа жесткие условия обеспечения его исполнения. В качестве иллюстрации стоит привести здесь официальный перечень требований к поручителю:
-капитал и резервы поручителя, указанные в соответствующем разделе бухгалтерской отчетности, должны составлять не менее чем 300 млн рублей и превышать размер поручительства не менее чем в 10 раз;
-чистая прибыль поручителя должна превышать не менее чем в 3 раза размер поручительства или же размер чистой прибыли поручителя должен составлять более чем 100 млн рублей;
-стоимость основных средств (в части зданий) поручителя должна составлять не менее чем 300 млн рублей и превышать не менее чем в 10 раз размер поручительства, или же стоимость указанных основных средств (в части зданий) должна составлять более чем 1 млрд рублей.
 

Вот эти миллионно-миллиардные суммы и фигурируют в поддельных  справках недобросовестных изготовителей. Проверять подлинность этих и подобных им данных как раз и требуют документы, изданные мэрией столицы и ее тендерным комитетом. Следует подчеркнуть: к глубокому удовлетворению законопослушных участников рынка.
Истину обычно устанавливают в налоговой инспекции, а при обнаружении подлога итоги проверки доводятся до сведения правоохранительных органов. Как известно, нарушителям грозит потеря не только доброго имени.

 

Опубликовано в № 13/2011 Бюллетеня Оперативной Информации "Московские Торги"