Как веселые и находчивые пожаловались в УФАС и что из этого вышло

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Как веселые и находчивые пожаловались в УФАС и что из этого вышло

В очередном списке жалоб, рассмотренных Московским управлением Федеральной антимонопольной службы и признанных обоснованными, меня заинтересовали два обращения автономной некоммерческой организации (АНО) «Клуб любителей КВН «Скворечник». И название у компании веселое, и фабула у этой истории, как оказалось, нескучная.

Столичная специфика
 

Клуб любителей КВН существует в Москве с 2001 года. Он объединяет более 6000 человек, которые участвуют в играх, – это более 250 команд и 4 лиги. Как рассказал заместитель директора АНО «Скворечник» Юрий  Ушков, в 2005 году учредители клуба решили, что пора заняться еще и организацией разного рода мероприятий на деловой, платной основе: фестивалей, выставок, ярмарок вакансий.
Ведь кто такие КВНщики, особенно те, что постарше, с опытом? Это люди, которые прежде всего умеют придумывать сценарии разнообразных шоу, а потом интересно и качественно воплощать их в жизнь.
- Мы проводим самые разные массовые мероприятия по всей России, - говорит Юрий Ушков. – Заказчиков находим и самостоятельно, и через сайт госзакупок. Сегодня у нас уже есть серьезный опыт в этой работе, но есть и проблемы. По поводу одной из них, пожалуй, самой острой, клуб любителей КВН и обратился в столичный УФАС. Что же это за проблема?
- Особенность работы в Москве, - говорит заместитель директора АНО «Скворечник», - в том, что здесь если  выиграл конкурс на проведение, допустим, какого-то фестиваля и затем его устраиваешь, то заказчик требует с тебя подробнейший финансовый отчет: сколько шариков закуплено, сколько ручек, карандашей и открыток, сколько гирлянд, какой они длины. Такая практика существует только в столице. Это причиняет исполнителю заказа огромные неудобства.

 

Ищем логику
 

- Но логика-то в этом есть, - говорю я заместителю директора. – Заказчик хочет знать, на что потрачены казенные деньги. Нет ли там приписок и распилов.
- Логики в этом нет, - категорически не согласен Ушков. - Потому что мы, подавая заявку на участие в аукционе или конкурсе по проведению того или другого массового мероприятия, предлагаем свою цену и обязуемся выполнить все условия технического задания. После этого проводим мероприятие и подписываем с заказчиком акт выполненных работ. На этом должна ставиться точка. Претензии к качеству есть? Претензий нет. В оговоренную сумму мы вписались? Вписались. А каким образом выполнялись работы, кого мы к ним привлекали, как с этими людьми рассчитывались –  наше внутреннее дело.
- Однако, - продолжает замдиректора АНО, - с нас требуют огромное количество чеков, платежных поручений и договоров со сторонними организациями. Наши бухгалтеры работают над сбором и обработкой этих документов с утра до вечера. Некоторые не выдерживают и увольняются.
- Подготовленные документы мы носим заказчику целыми коробками! – возмущенно продолжает Юрий Ушков. – Как думаете, кому-то  там нужны эти сотни чеков на копеечные шарики и блокноты?
При этом замдиректора не скрывает, что дело не только в громоздкости процесса:
- Получается, что мы, по большому счету, должны отчитаться за всю сумму, записанную в контракте. Практически все деньги должны уйти на гирлянды, ручки-блокноты и оплату сторонних баянистов. А мы ведь и сами должны что-то заработать.

Друг в беде поможет
 

До поры до времени «Скворечник», не сказать, что безропотно, но все же выполнял требования московских заказчиков. При этом не всегда успевал собрать всю гору документов. За нарушение сроков веселых и находчивых штрафовали.
- Представляете: мы проводим мероприятие, тратим на него, допустим, шесть миллионов рублей собственных денег, – говорит Юрий Ушков. - А потом опаздываем с отчетом, и нас штрафуют на 30 процентов. Мы получаем на свой счет не шесть миллионов, а четыре, то есть попадаем в «минус».
И вот однажды заместитель директора встретил старого знакомого, тоже бывшего КВНщика, который сейчас работает в одном из ведомств, имеющих отношение к госзакупкам. В разговоре Ушков упомянул о своей проблеме. Собеседник очень удивился и посоветовал написать жалобу в ФАС. Потому что, по его словам, требования относительно финотчетов  незаконны.
Руководители «Скворечника» так и поступили – пожаловались в антимонопольную службу. Но сначала они, так сказать, выманили одного из заказчиков из засады. Как раз того, который оштрафовал их на 30 процентов за несвоевременную сдачу финансового отчета.
Дело было так. Руководители клуба находчивых отыскали на сайте госзакупок два аукциона на профильные мероприятия, нашли в условиях привычную формулировку «представление финансового отчета» и написали давно знакомому заказчику письмо. Дескать, уважаемые господа, правильно ли мы поняли, что если мы не представим финотчет, то вы нам не выплатите деньги и не подпишете акт выполненных работ?
Заказчик ответил: да, все именно так. Мы не выплатим деньги и не подпишем акт. С этим ответом руководители клуба любителей КВН отправились в Московский УФАС. И там обе их жалобы (по каждому из двух предстоящих конкурсов отдельно) признали обоснованными. Заказчика обязали внести изменения в конкурсную документацию и отложить прием заявок на 20 дней.

Уроки на завтра
 

Таким образом, руководители АНО «Скворечник» создали важный прецедент. Расчистили, можно сказать, дорогу себе и коллегам, которые тоже специализируются на проведении разнообразных фестивалей и ярмарок.
Правда, есть в этой истории совсем не забавный поворот: те два мероприятия, по которым перенесли аукционы, должны были быть посвящены очень серьезным событиям: 69-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и 68-й годовщине прорыва блокады Ленинграда. В обоих случаях планировалось провести торжественную встречу с ветеранами и праздничный концерт, однако они не состоялись и теперь уже вряд ли состоятся. Поезд, как говорится, ушел.
Так, может, в следующий раз не надо оставлять проведение подобных конкурсов на последний момент? А проводить их с запасом времени, за два-три месяца? Понятно, что это вопрос не к веселым и находчивым.
Заместитель директора АНО «Скворечник» Юрий Ушков говорит, что в работе с московскими государственными заказчиками у клуба есть еще одна серьезная проблема. По закону сразу после проведения конкурса или аукциона на сайте госзакупок вывешивается готовый контракт, в который после определения победителя вписываются только реквизиты исполнителя. После этого в контракте нельзя менять ни одной буквы. В других регионах России, по словам Ушкова, за малейшие попытки поправить контракт на заказчиков налагают серьезные штрафы. А столичные заказчики, бывает, меняют практически все.
- Иногда нам звонят и говорят: «Да, ребята, вы выиграли. На сайте висит госконтракт. Теперь его нужно заполнять данными исполнителя, данными заказчика, заполнять смету…» А на самом деле там должна быть всего одна строчка: «Выполнить такие-то работы»,  - уверен Юрий Ушков. – И все. И только одна цифра. А от нас требуют расписывать детали. Бывает и так, что звонят от заказчика и сообщают: «Вы написали, что баннер будет стоить 300 рублей за квадратный метр. Это слишком дорого. Наша бухгалтерия не пропустит». И мы вынуждены менять эти суммы.
На вопрос, будут ли веселые и находчивые подавать по этому поводу жалобу в УФАС, исполнительный директор ответил, что, наверное, будут. Надо только дождаться  подходящего случая.

Опубликовано в № 4/2012 Бюллетеня Оперативной Информации "Московские Торги"