Ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с размещением государственного заказа.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Про работу электронных площадок...

Ваш комментарий по поводу того, как вы оцениваете действующую сегодня систему электронных торгов и аукционов. В чем есть проблемы, на ваш взгляд? Пришлось ли УФАС по Москве уже столкнуться с какими-либо нарушениями? Какого они преимущественно характера?

С.Е. - Электронные торги работают в принципе уже год. Год для федеральных заказчиков, только-только начинают размещаться на электронных торгах муниципалитеты и некоторые заказчики субъектов РФ. Проблемы могут быть самыми различными. И технического характера — профилактические работы, сбои в сети интернет, на площадках. Проблемы могут возникать у государственных заказчиков, которые пока еще не очень привыкли к данной процедуре, т.е. не имеют большой практики размещения заказов. На наш взгляд, также существует проблема и в самом законе, сейчас нет прямого запрета на подачу анонимных заявок на электронные торги. Т.е. участник размещения заказа, подавая первую часть своих заявок, может подать эту заявку на своем фирменном бланке, и в этом случае заказчик может увидеть, кто подал заявку. Мы считаем, что необходимо внести изменения в 94-ФЗ, которые запрещали бы идентифицировать на стадии первых частей заявок тех участников размещения заказов, которые подали заявки.

Достаточно ли наличие всего пяти электронных площадок для размещения государственных заказов?

Е.В. - Я считаю, что пяти площадок более чем достаточно. Такое количество, во-первых, обеспечивает конкуренцию между площадками, направленную на улучшение качества предоставляемых услуг. А во-вторых, обеспечивает безопасность и стабильность системы. То есть если из строя выходит одна из площадок, то всегда есть другие, которые смогут ее заменить.

Сегодня разные заказчики работают с разными электронными площадками, например, Федеральная таможенная служба работает с площадкой "Росселторг", другие федеральные заказчики - со "Сбербанком-АСТ" и т.д. Вопрос: чем обусловлен выбор заказчиком той или иной площадки? Какие документы регулируют данный вопрос? -

Е.В. - В настоящий момент в соответствии с положениями ч. 31 ст. 65 94-ФЗ Минэкономразвития совместно с ФАС России осуществлен отбор пяти операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме (ЗАО "Сбербанк-АСТ", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ОАО "ЕЭТП", ООО "РТС-тендер", ЗАО "ММВБ-ИТ", действующие в соответствии с положениями 94-ФЗ, а также регламентами функционирования электронных торговых площадок, утвержденными и размещенными на сайтах операторов). При этом выбор той или иной площадки осуществляется заказчиком самостоятельно исходя из того, услугами какого оператора ему удобней пользоваться.

 

Про сроки...

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о сроках и порядке обжалования действий (бездействия) заказчика в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся. Планируется ли внесение изменений в проведение этой процедуры в сторону упрощения?

Е.В. - В случае если участник размещения заказа считает, что его права и охраняемые законом интересы были нарушены действием либо бездействием государственного заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссией, то он вправе обратиться за защитой своих интересов как в упрощенном - административном порядке (порядок подачи и рассмотрения жалоб подробно регламентирован главой 8 Федерального закона N 94-ФЗ), так и в судебном порядке в соответствии с положениями АПК РФ. При этом основным плюсом обращения за защитой своих прав в контролирующий орган (административный порядок) являются сокращенные сроки рассмотрения соответствующих жалоб (5 рабочих дней), а также возможность приостановления размещения государственного заказа в соответствии с полномочиями контролирующего органа с целью недопущения дальнейшего нарушения законодательства о размещении заказов. При этом в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимися процедуры аналогичны, за исключением случая наличия государственного контракта, заключенного по результатам проведенных торгов. При таких обстоятельствах, в случае если участник размещения заказа считает, что его права были нарушены в ходе проведения торгов, целесообразней инициировать обращение в суд с иском о признании размещенного заказа недействительным и применением последствий недействительности сделки в виде расторжения государственного контракта. В настоящий момент планируется внесение изменений в ряд нормативных актов с целью упрощения (ускорения) процедуры расторжения государственных контрактов. В остальном основные положения вышеназванных процедур остаются неизменными.

Каков порядок и сроки рассмотрения разногласий, возникших при подписании проекта договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд?

Е.В. - В соответствии с действующим законодательством государственный контракт по результатам торгов не может быть подписан ранее 10 дней и позднее 20 дней с момента подведения итогов торгов. При этом в соответствии с частью 5 статьи 9 закона о размещении заказов при заключении и исполнении государственного контракта не допускается изменение его условий, определенных по результатам торгов. При подаче заявки на участие в конкурсе, аукционе участник размещения заказа соглашается со всеми условиями торгов, в том числе со всеми положениями проекта государственного контракта, в который по итогам торгов вносится только цена контракта и, в случае проведения конкурса, другие условия его исполнения, которые являлись предметом оценки. Поэтому направление победителем торгов в адрес заказчика разногласий по государственному контракту можно расценивать как уклонение от его подписания, что является основанием для включения соответствующего поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Расскажите, пожалуйста, о нововведениях, вступивших в силу с 1 января 2011 года, по вопросу обеспечения исполнения контрактов. Какие банковские гарантии предусмотрены на сегодняшний день для госзаказчиков, если победитель торгов не будет надлежащим образом исполнять контракт?

С.Е. - Как вы правильно заметили, произошли изменения в законе. По обеспечению государственных контрактов предусмотрено 3 варианта. Это — безотзывная банковская гарантия, выданная банком, или кредитной организацией; договор поручительства; передача заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада или депозита. Надо сказать, что наиболее оптимальную форму для себя выбирает участник размещения заказа самостоятельно. Основным изменением в данной сфере является то, что в настоящее время не принимаются гарантии, имитированные страховыми организациями. Страхование ответственности теперь также не предусмотрено для обеспечения государственных контрактов.

Про реестр...

Когда и какие изменения будут вноситься в порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков? В п. 6 ст. 65 ФЗ N 94 сказано об этом не очень понятно, однако это очень актуальный вопрос, который защищает интересы государственных, муниципальных и бюджетных организаций.

Е.В. - В настоящий момент порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков регламентируются положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 292. При этом внесение изменений в порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков в ближайшее время не предполагается.

Если наша организация попадет в список (реестр) недобросовестных поставщиков, через какой срок мы сможем рассчитывать на исключение из этого списка? Что необходимо сделать, чтобы ускорить этот процесс? И можно ли оспорить само решение уполномоченного органа о внесении в этот документ?

Е.В. - Сведения о поставщике исключаются автоматически через два года с момента внесения соответствующей записи. Решение уполномоченного органа о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков может быть оспорено в суде в установленном АПК РФ порядке.

 

Про юридические лица...

Обязательно ли мне надо информировать непосредственного заказчика, если  для надлежащего исполнения контракта мне необходимо привлечь другое юридическое лицо? Как правильно поступить в данной ситуации, не нарушая законодательства о гос. закупках?

Е.В. - Согласно статье 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. При этом генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком. При этом необходимость информирования государственного заказчика о привлечения третьих лиц для исполнения государственного контракта ни ГК РФ, ни законодательством о размещении заказов не предусмотрена.

Наша организация выполняет по договору государственный заказ в текущем году, но в связи с реорганизацией мы планируем изменить форму юридического лица. Есть ли какие-то особенности, которые надо учесть, чтобы не нарушить закон о государственных закупках?

Е.В. - Согласно ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя, подрядчика), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель, подрядчик) является правопреемником поставщика (исполнителя, подрядчика) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом при осуществлении реорганизации и переходе прав и обязательств по государственному контракту новому юридическому лицу необходимо будет внести изменения в действующий государственный контракт в части перемены исполнителя по государственному контракту (в соответствии с положениями ч. 5 ст. 9 94-ФЗ). Какие-либо дополнительные особенности отсутствуют.

 

О разном....

Скажите, пожалуйста, как лучше и правильнее себя вести, как быть и куда обращаться в том случае, если к заявке были выставлены требования, которые фактически не дают возможности принять участие в аукционе?

С.Е. - Необходимо обращаться в контролирующий орган в сфере размещения заказа. В первую очередь, это Федеральная антимонопольная служба. В случае, если заказчики находятся в городе Москве и торги проводились федеральными органами власти, я имею в виду центральный аппарат любого федерального органа власти, если заказ размещен с ценой контракта более 1 миллиарда рублей, то жалобы подаются в ФАС России. Если у участников размещения заказа есть жалобы на действия электронных площадок, то такие жалобы также подаются в центральный аппарат ФАС России. Все остальные жалобы на участников, которые находятся в городе Москве, - федеральных заказчиков, заказчиков субъектов РФ и на муниципалитеты – жалобы следует направлять в наше Управление.

В настоящее время появилось множество коммерческих систем, дублирующих информацию о госзакупках (seldon, trade.su и др). Можно ли доверять таким источникам информации? Насколько корректно и полно они отражают информацию, размещенную на официальных сайтах?

С.Е. - Доверять или не доверять - это личное дело каждого. Но сразу стоит оговориться, что это неофициальные сайты. Официальный сайт с 1 января 2011 года один - это zakupki.gov.ru. Это сделано для удобства предпринимателей, чтобы была у них возможность доступа к бюджетным средствами, государственным контрактам. Вся информация по размещению заказов по стране публикуется только на данном сайте.