Пресс-конференция руководителя Департамента СМИ и рекламы Москвы Владимира Черникова и руководителя Управления ФАС по г. Москве Владимира Ефимова

Добрый день! Мы приветствуем посетителей сайта РБК и журналистов, собравшихся в пресс-центре медиахолдинга. Тема нашей пресс-конференции - "Наружная реклама в Москве: жизнь по новым правилам".

О том, каковы они, как они изменят внешний облик столицы, мы будем говорить сегодня с руководителем Департамента СМИ и рекламы Москвы Владимиром Черниковым и руководителем московского управления ФАС Владимиром Ефимовым.

У нашей интернет-аудитории и представителей СМИ будет возможность задать свои вопросы. Мы же начинаем нашу пресс-конференцию.
Вопрос: Давайте попытаемся проанализировать ситуацию с незаконной рекламой в целом. Каковы результаты борьбы, насколько эффективной она была?

В.Черников: Спасибо. Еще раз добрый день! Знаете, что позитивно? Мы на самом деле уже меньше боремся. Мы не боремся, а в плановом режиме осуществляем ту деятельность, какую должны осуществлять. Мы наводим порядок потихонечку и имеем понимание наших коллег, которые работают вместе с нами на этом рынке, где мы являемся в определенной степени регулятором.

Нами проделан большой объем работы. Это отмечалось руководством города, в частности, мэром Москвы. Большой объем незаконной рекламы уже демонтирован. Цифры впечатляют – более 100 тыс. кв. м так называемых сеток строительных, как их называли раньше, крупных форматов, 2,5 тыс. щитов размером 3 на 6 метров в центре города. Эти конструкции в основном размещались на заборах. 15 крышных установок попали в число незаконно установленных и были демонтированы, а также и видеоэкраны, в частности, на Новом Арбате – 4 видеоэкрана (2 уже демонтированы, 2 – в стадии демонтажа). Это только крупные форматы. По малым формам тоже продолжается работа. Надо отметить, что на сегодняшний день сопротивления у участников рынка все меньше и меньше.
Вопрос: Удается ли через суд взыскать средства, которые город тратит на демонтаж вновь появляющихся перетяжек?

В.Черников: По перетяжкам пока не удается, идет процесс, он не закончен. Мы выиграли два дела в арбитражном суде и понимаем, что доказана наша правота, пусть даже в первой инстанции, но мы уверены в своей правоте. В этом нас поддерживают наши коллеги. Когда процесс окончательно закончится, мы уверены, что добьемся своего и взыщем те средства, которые потратили на демонтаж рекламных изображений.
Вопрос: Когда большая кампания по ликвидации незаконной рекламы начиналась, то говорили о том, что бюджет Москвы не получает достаточно солидные суммы?

В.Черников: Я сейчас готов привести пример по двум аукционам, которые мы провели, – это такие расхожие примеры по наземному транспорту и по метрополитену. Цифры всем известные, но я готов их повторить. Мы увеличили в 7,5 раза доход в бюджет, в частности Мосгортранса, потому что это имущество города, и доход составил более 2 млрд руб. за 5 лет. Также увеличили доход бюджета метрополитена в 4 раза. Это тоже наше городское имущество. Доход в бюджет метрополитена за 5 лет составил более14 млрд руб. Здесь нужно отметить, что 1 млрд руб. уже поступил в бюджет метрополитена в этом году. Это огромные цифры, и они реально исполняются. Так же, как и поступают доходы в бюджет Мосгортранса. Все те, кто выиграл аукционы, полностью исполняют свои обязательства, несмотря на то, что у них непростой период – период вхождения в рынок. Многие в это не верили, но процесс идет и идет достаточно активно. Те, кто выиграл аукцион, полностью выполняют свои обязательства.

Я хочу сказать, что на сегодняшний день так называемый план по поступлению дохода в бюджет от рекламы уже перевыполнили в этом году. Поэтому я не знаю, как мне еще комментировать этот факт. План у нас составлял 2 млрд руб. в этом году, но мы уже перечислили в бюджет города более 2 млрд руб. от рекламы. При том, что нами демонтированы изображения от рекламных перетяжек. Да, бюджет мог бы быть и больше, но он уже больше, чем планировался. Это мы говорим о том, что нами пока не пересмотрено, несмотря на то, что мы сокращаем общий объем рекламы, демонтированной законно. Можно сказать, что стала более плановой работа по сбору доходов. Это позволило нам сделать так, что бюджет ничего не потерял, доходы поступают, и мы планируем, что этот доход в ближайшие годы (в частности, в следующем году) будет гораздо выше, чем сейчас.
Вопрос: Какие нарушения, выявляемые Московским управлением ФАС РФ, являются самыми распространенными?

В.Ефимов: Если говорить о самых распространенных нарушениях, то это реклама в стометровой зоне, это где-то четверть дел от общего количества, которое мы рассматриваем.

На втором месте реклама финансовых услуг. У нас есть банки, которые пренебрегают положениями закона о рекламе, мы неоднократно привлекали их к административной ответственности, штрафы измеряются несколькими сотнями тысяч рублей, в некоторых случаях - даже миллионами. У нас есть банк "Траст", он ведет активную рекламную кампанию. Я могу ошибиться, но, по-моему, у них не было ни одного рекламного щита, который соответствовал рекламному законодательству. В любом случае, количество дел, связанных с этим банком, нескончаемо и постоянно.

И на третьем месте – дела в отношении собственников транспортных средств, которые размещают рекламу на своих автомобилях. Это пресловутые "Газели". Мы сейчас стараемся выработать эффективные механизмы борьбы с этим, но, на наш взгляд, единственный правильный вариант, и мы будем выходить с такой инициативой в Госдуму, это внесение изменений в действующее законодательство, которые предусматривали бы изъятие орудия правонарушения, в данном случае автомобиля. Потому что, те автомобили, которые используются, часто "Газели", уже сложно назвать транспортным средством, в некоторых случаях они даже бывают списаны как автомобили. К сожалению, иного способа борьбы, кроме такого радикального, на самом деле не предвидится. Это полностью коррелирует с теми положениями законодательства, когда демонтируется незаконная рекламная конструкция, в этой ситуации картинка должна выглядеть точно также, иначе получаем, что в одном месте навели порядок, в другом месте – пробел.
Вопрос: Как бы вы оценили взаимодействие Департамента СМИ и рекламы Москвы с Московским УФАС? Часто ли встречаются разногласия в подходах, в оценках ситуации?

В.Ефимов: Что касается взаимодействия, то в настоящий момент у нас, можно сказать, самое тесное и продуктивное взаимодействие. Это касается, во-первых, вопросов, связанных с определением взаимных подходов по демонтажу незаконных конструкций. В том числе мы подробно обсуждали механизмы ликвидации тех самых пресловутых перетяжек, и, с нашей точки зрения, те действия, которые были совершены правительством города, те нормативные акты, которые были приняты, изданы в строгом соответствии с действующим законодательством – как законом о рекламе, так и с законом о защите конкуренции. Не было создано условий, в рамках которых интересы каких-то предпринимателей были ущемлены или поставлены в более невыгодные условия. Правительство Москвы принимало акты, которые в равной степени регулировали процесс обращения, в данном случае услуги, на соответствующем рынке.

Если говорить про текущее взаимодействие и ежедневную работу, то она тоже достаточно большая, и та работа, которая проводится департаментом и связана с ликвидацией незаконных рекламных конструкций, в первую очередь, в центре города, в том числе, помогает нам выявить ненадлежащую рекламу. Мы практически ежедневно получаем информацию от департамента о, например, рекламе пива, размещенной в 100-метровой зоне от социальных объектов, информацию об иных фактах нарушений. К сожалению, у нас нет такой возможности ежедневного мониторинга рекламных конструкций, и здесь мы очень благодарны департаменту за ту помощь, которая нам оказывается.

Более того, могу сказать, что факт демонтажа незаконных рекламных конструкций существенно облегчает и нам работу, потому что мы неоднократно раньше сталкивались с тем, что мы видим, что реклама ненадлежащая, противоречит закону о рекламе, а наказать-то некого, потому что она размещена незаконно, нет нарушения, и, соответственно, мы раньше еще обращались в комитет, сейчас – департамент, с тем, что мы выявили такую рекламу, и чтобы дальше ее демонтировать. Это, честно говоря, существенно дольше. Инициативная работа, которая проводится департаментом в этом направлении, заслуживает большого уважения и с нашей стороны – только поддержки.

В.Черников: На самом деле я считаю, что мы добились большого результата в нашей совместной деятельности, и нужно отметить, что за достаточно небольшой промежуток времени. Это стало возможным благодаря такому взаимодействию. Знаете, как спортсмены любят говорить: "Результат – на табло". Так и мы можем сказать, что у нас есть определенные результаты, и это стало возможным, потому что мы вместе делаем общее дело. По крайней мере, у нас есть полное понимание. Я скажу, что никакого секрета нет в том, что все вопросы мы обсуждаем коллегиально. У нас сложились и прекрасные личные отношения с Владимиром Владимировичем (В.Евфимовым – прим. ред.), поэтому все это понимают и чувствуют. И поэтому когда мы в полном понимании и единстве делаем наше общее дело, то мы, естественно, добиваемся результата. Это касается не только незаконной рекламы, но и всех вопросов рекламной отрасли. Видимо, мы позднее будем говорить об этом, но, например, даже ту концепцию, которую мы сегодня готовим, мы готовим с ведомством В.Ефимова. Это так.
Вопрос: На какой стадии разработка концепции размещения рекламных конструкций в столице? Можете уже сейчас рассказать о новых концептуальных подходах?

В.Черников: Вопрос можно разделить на две части. Во-первых, идея правильная, нужна концепция развития рекламной отрасли в городе. Дальше есть определенные сложности. Когда мы стали развивать эту тему, прорабатывать и реализовывать, то оказалось, что в городе на сегодняшний день существует 83 концепции развития рекламы в городе. Наша концепция должна была стать какой-то ее частью. Мы говорим о том, что под те концепции, которые готовились и в том числе принимались на заседании правительства Москвы, выпускался нормативный документ, который требовал своего исполнения. Эти концепции касались развития так называемых районов, либо трасс, либо отдельных зон, направлений. И нам было предложено разработать тут концепцию, которая касалась бы тоже части города. Мы это изучили и провели конкурс на разработку концепции, проработали ценовой вопрос, техническое задание, но за основу, к сожалению, был взят тот подход, который был заложен в основу формирования тех концепций, которые уже были. Мы посчитали, сколько это может стоить, предположили, что за разработку той концепции, которая нужна городу, мы можем заплатить примерно 4,5 млн руб., но парадокс заключался в том, что в результате открытого аукциона, который был в электронной форме, формально мы даже не знали, кто торгуется, победитель заплатил городу 1,5 млн руб. за то, чтобы эту концепцию сделать. Выиграла очень уважаемая компания на рекламном рынке – News Outdoor, разработку той самой концепции, которая сегодня у нас как бы есть. Ключевое слово – "как бы". Эта концепция не решает всех тех задач и проблем, которые стоят перед городом в развитии рекламного рынка. Мы понимаем, что эта концепция требует доработки. Наш подход, как мы его сформировали, на сегодняшний день обозначили, так и будем развивать дальше. Реклама должна помогать городу как в части развития бизнеса, так и не мешать москвичам любоваться той красотой, которая в городе есть, в том числе, не загрязнять город, делать его более красивым. У нас на сегодняшний день состояние промежуточное. Мы имеем некий документ, который позволил нам реально увидеть схему размещения рекламных конструкций сегодня, эта схема заложена в ту концепцию, которая предполагается как разработанный документ. Мы скорее всего предложим руководству города концепцию доработать, прежде всего, с учетом мнения всех заинтересованных структур, в том числе ФАС. В первую очередь, конечно же, это Москомархитектуры, Москомнаследия - это те структуры, которые отвечают за красоту в городе. Нам хотелось бы учесть опыт зарубежья, который различен, потому что у нас своя архитектура в городе. Поэтому говорить, что мы пойдем по пути Лондона или Парижа, Праги или Мадрида – несколько некорректно. Мы должны посмотреть, к какой архитектуре мы ближе. Москва - многогранный город, у нас есть что-то от архитектуры и того города, и второго, и третьего. В этом наш город уникален, и нам хотелось бы эту уникальность подчеркнуть. Мы не хотим, торопясь, навредить. У нас есть для этого время и возможности. Думаем, что мы не будем торопиться с принятием этой концепции, все-таки мы над ней еще поработаем, внимательно посмотрим. Но совершенно очевидно, что транспарант-перетяжек в концепции быть не может. Совершенно очевидно, что крупноформатной рекламы, рекламы крупных форм в центре города быть не может. Крышных установок, которые сегодня установлены у нас на крышах домов как видеоэкраны, как плакаты или как огромные щиты вдоль всего здания на крыше дома, быть не может. Чего еще не может быть? Посоветуемся с архитекторами и специалистами. Посмотрим, увидим, поработаем и уже готовый документ представим на заседании правительства. В чем особенность концепции? Это тоже должны понимать все. Концепция, конечно же, ляжет в основу той самой схемы, которую мы планируем выставить либо на аукцион, либо на конкурс, в котором, как мы опять же планируем, могут принять участие все. Мы находимся в стадии проработки вопроса с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России и говорим о том, что мы должны спланировать таким образом конкурсы и аукционы, чтобы в них могли принять участие и субъекты малого предпринимательства, то есть малый бизнес обязательно должен принять участие в аукционах и конкурсах, их интересы должны быть тоже заложены в той же самой концепции, которую мы сейчас планируем разработать. Это если говорить кратко.
Вопрос: Когда вы планируете в окончательном варианте принять концепцию размещения рекламных конструкций в столице и обнародовать документ?

В.Черников: До конца года у нас появятся подходы, уже сформулированные нами в окончательном варианте, мы не будем затягивать, потому что концепция уже проговорена. Мы ее обсудим не только со специалистами, но и с участниками рынка, которые прекрасно владеют темой. Думаю, не позднее февраля у нас появится документ.
Вопрос: У Московского управления ФАС России есть ли какие-то особые пожелания как к разработчикам, так и к заказчикам концепции?

В.Ефимов: На самом деле самое важное это то, о чем уже сказал Владимир Васильевич (В.Черников – прим. ред.). Концепция будет решать поставленную проблематику в комплексе в отношении всех видов рекламных конструкций и всего города целиком. Мы имеем на настоящий момент своего рода лоскутное одеяло. Например, ранее решили и приняли концепцию по развитию автобусных остановок, моделей информационных, еще чего-то, то есть и по каждому типу рекламы ничего не согласовано, все эти рекламные конструкции у нас размещались свободно. Порой мы видим, к сожалению, просто нагромождение одного на другое, и не пройти, не объехать, ничего посмотреть нельзя. Самая главная задача, которая решается, в том, что создается единый архитектурный облик города, который позволит решить и вторую задачу. Концепция подразумевает под собой долгосрочные правила игры. С нашей точки зрения как антимонопольного органа, самое важное - это то, что предприниматели будут понимать эти правила игры. Не то, что сегодня они делают так, завтра передумали, а послезавтра – что-то добавили новое. Будут определены правила игры, по результатам этих определений будут проведены торги на заключение долгосрочных договоров, которые позволят привлечь инвестиции и спланировать работу всем, включая и субъектов малого предпринимательства, которые получат определенные лоты. Понятно, что не идет речь о том, что концепция большая, ее всем лотом одним разыграли. Будут для этого формироваться определенные лоты – по видам конструкций, по территориям, которые позволят создать равные условия игры для всех участников рынка как для крупных, так и для малых.
Вопрос: Какие инновационные формы предполагается использовать при территориальном размещении рекламы?

В.Черников: Сегодня есть элементы из тех форм, которые мы предполагаем. Это и призматроны, которые есть в городе, и различные видеоэкраны, но лучшего разрешения. Сейчас мы убираем экран, который на Новом Арбате стоял 10 лет, таких экранов уже в мире нет, он весит несколько тонн. А есть современные видеоэкраны, соответствующие всем нормам. Мы хотим попробовать медиафасады, с нашими коллегами из Москомархитектуры мы этот вопрос уже обсуждаем. Это достаточно современная форма, ее уникальность в том, что такого вида рекламные конструкции многофункциональны, универсальны и могут использоваться и как средство рекламы, причем работать днем в одном режиме, вечером и ночью – в другом, также могут использоваться во время праздничного оформления города, что тоже немаловажно. Наша вторая задача – сделать город более светлым, ярким и запоминающимся. Потом функцию, за которую отвечает наш департамент в части праздничного оформления, тоже никто не отменял. Мы сможем сделать так, чтобы реклама стала более функциональной, в частности, мы считаем, что этому должны способствовать и новые рекламные конструкции. Идеи есть, их очень много. Наша задача – выбрать лучшее.
С.Соболев ("Коммерсантъ"): Уточните по поводу концепции. Если она будет еще дорабатываться, вы тогда примете те деньги от News Outdoor, которые они пообещали вам заплатить? И будут ли объявлены новые торги на доработку той концепции, которую делал News Outdoor?

В.Черников: Спасибо, Сергей! Деньги мы уже приняли. Спасибо коллегам за работу, это объективно так. По условиям нашего договора, концепция, проект которой они разработали и которую мы готовы принять, должна быть согласована с Москомархитектуры и с Москомнаследия. К сожалению, у наших коллег есть определенные замечания, поэтому их работу примем с замечаниями наших коллег. А уже замечания Москомархитектуры и Москомнаследия будем дорабатывать сами. Поэтому очередного какого-то конкурса мы проводить не будем, я уверен, что мы справимся своими силами и за основу возьмем ту концепцию, ту схему или те предложения, которые были заложены в концепции, предложенные нашими, условно говоря, партнерами по договору в разработке концепции.
С.Соболев ("Коммерсантъ"): Но при этом есть еще одна концепция, которая предусматривает размещение рекламы уже внутри Садового кольца, которую разрабатывал "Москомпроект-3" и которая была утверждена Градостроительным советом. Вот вы говорите, что концепций очень много, не целесообразнее ли было бы проводить аукционную разработку концепции уже по всей Москве сразу? Как теперь будет совмещаться концепция по Садовому кольцу с тем, что за пределами?

В.Черников: Это Вы правильно и говорите. Когда мы увидели, что у нас есть концепция внутри Садового кольца, то, по логике, стали разрабатывать концепцию за Садовым кольцом и до МКАДа, а потом оказалось, что у нас еще незакрытых 83 концепции, которые реально противоречат уже тем многим нашим правилам или, вернее, требованиям. Когда мы стали готовить техническое задание под концепцию, мы столкнулись фактически по некоторым случаям с неразрешимыми противоречиями, когда одна концепция противоречит другой. Совершенно очевидно, что она должна быть одна. И вы правильно об этом говорите. Наша задача сейчас – использовать все лучшее, что в концепциях заложено. Далее, скорее всего, отменим распорядительным документом все те разработанные концепции, которые у нас есть, и разработаем одну самую правильную и единственную, ту, которая должна быть в городе. Более того, под эту самую концепцию будет разработан документ "Правила размещения рекламы в городе". Никакого секрета нет, что в постановление N908, которое является главным нормативным документом г.Москвы, регулирующим деятельность рекламы как таковой, вносилось более 15 изменений за период действия этого документа. Сегодня захотелось разместить одну конструкцию, под нее вносят изменения в правила, завтра захотелось еще кому-то, опять вносились изменения в правила. Эти изменения вносились на основании так называемых концепций, которые принимались либо под кого-то, либо с какими-то другими принципами движимые. У нас подход простой. Концепция должна быть одной. Она и будет одной. Все лучшее мы используем.
А.Дуленкова ("Российская газета"): Вы говорили, что через суд будете добиваться денег, которые потратили на демонтаж. О какой сумме идет речь? Как я поняла из ваших слов, в Москве удалось более-менее решить проблему с рекламой. Есть ли у вас какие-то профессиональные советы для ваших коллег в регионах? Потому что в регионах с этим сложнее.

В.Черников: То, что нами делается, делается совместно с ФАС. Я могу сказать, что только нужна воля, разумный, законный подход к решению проблем. Мы ничего не сделали волюнтаристским путем. Все сделано в соответствии с нормативными документами. Это первое. Во-вторых, нам нужно добиваться решения проблем и идти до конца в том, что мы делаем. Хочу сказать, что это стало возможным, потому что в этом заинтересованы все – и те, кто регулирует, и те, кто осуществляет контроль. В отношении суммы по демонтажу могу сказать, что на сегодняшний день эта сумма около 10 млн руб. за демонтаж всей незаконной рекламы. Это не только перетяжки. Мы будем предъявлять претензии к собственникам, которые должны были демонтировать рекламу самостоятельно. Мы надеемся, что коллеги нас услышат, поймут и демонтируют многие рекламные конструкции самостоятельно. Нам такая работа предстоит в ближайшее время.

В.Ефимов: Что касается подхода и советов регионам, то самый правильный совет в этой ситуации – это системность подхода, установление понятных и прозрачных правил для всех участников рынка. Что мы имеем как остатки от прошлой системы? То, что тысячи рекламных конструкций являются незаконными, больше всего они сосредоточены в центре города. Это приводит к невозможности осуществления контроля за самой рекламой, снижает эффективность самой рекламы. Для того, чтобы донести информацию до потребителя, нужно разместить ее не в одной точке, а в ста точках. Когда рекламных конструкций 100 тыс., то чтобы твою рекламу заметили, нужно сделать ее во многих точках. Честные и порядочные крупные игроки рынка заинтересованы в наведении порядка. Он создает для них понятные правила игры, делает бизнес более прозрачным, эффективным, потому что всем ясно, кто за что отвечает, что можно, что нельзя. Когда город раньше не реагировал на засилье незаконной рекламы, то желание работать по правилам мало у кого возникало, потому что было понимание, что существует полная безнаказанность. Ладно, когда какая-нибудь переносная конструкция ставится около магазина, но когда в городе существовали сотни незаконных конструкции 3х6, то этого не замечать было бы как-то странно.
А.Галкин (Outdoor Media): Мы говорим о правилах жизни отрасли. Кроме концепции департамент разработал достаточно много проектов и документов, которые и обсуждались среди участников отрасли, и отправлялись в ведомства. Я имею в виду административный регламент, правила выплат арендных платежей и др. В частности, много говорили о необходимости создания реестра разрешенных конструкций в Москве. На какой стадии работа на сегодня и какие документы в ближайшее время стоит ожидать?

В.Черников: Я уже пытался это озвучить. Мы говорим о том, что проблема оказалась комплексной. Ясно, что концепция – это основное. Под нее должны быть правила. Если говорить о реестре, то мы коснулись той проблемы, которую я не скрываю. И это парадокс, оказывается, у нас был реестр рекламных мест, который вело казенное предприятие "Горинформ", наше учреждение. Был реестр "одного окна", который регистрировал все выданные разрешения, а отдельно велась система учета платежей, которая должна была соответствовать и реестру рекламных мест, и реестру "одного окна". Я никак не мог понять и меня коллеги убеждали, что ни в коей мере нельзя размещать реестр рекламных мест "одного окна" в открытом доступе, в интернете.

Знаете, в чем причина? В несоответствии реестра рекламных мест "одного окна" и нашего ГБУ "Горинформ" (казенного предприятия на сегодняшний день) в 15 тыс. мест. Вот в чем проблема! Но до нее нужно было дойти. Мы дошли, разобрались, более того, мы увидели факты, когда, к сожалению, в удаленном доступе можно было войти в базу и исправить срок действия разрешения, выданного в свое время комитетом по рекламе. Более того, возможно было выписать разрешение.

Когда мы это увидели, то стало в очередной раз немного не по себе. Я говорю об этом сейчас, не стесняясь, потому что мы сделали шаги, приняли достаточно сложное решение. Вы представляете себе, чтобы базу вела одна компания, одна организация, которая занималась ведением этой базы с момента ее формирования – более 15 лет? Когда мы постарались взять все это под контроль, у нас, к сожалению, не открылись 2-3 окна в базе, потом возникла угроза приостановки сервера, а точнее, закрытия его. Мы приняли все меры безопасности, защитили имеющуюся базу. Уверяю вас, что в течение ближайшего времени вычистим ее, наведем порядок, до конца года опубликуем наконец-то единственный и возможно единственный (потому что он один и должен быть) тот самый реестр выданных разрешений на рекламные места, который будет открытым, прозрачным и понятным для всех. Более того, система платежей, о которой вы сказали, как документ тогда и появится, когда будет понятна четкая методика расчета по оплате этих платежей. Вывод простой – кому-то это было выгодно. Нам это точно невыгодно. Мы понимаем и говорим, что рекламный рынок должен быть прозрачным и открытым, и это должно устраивать всех: и участников рынка, и департамент. Добавлю, что большинство настоящих честных участников рынка наш подход устраивает.
Е.Логачева ("Вести.ру"): Мы говорили о рекламных конструкциях, но есть еще такой вид, как реклама под ногами, на асфальте. В центре еще не так, но на окраинах ее очень много. Насколько это законно? Что с этим делать?

В.Ефимов: Что касается рекламы на асфальте, то, конечно, она не законна. Но, к сожалению, иного способа, как просто ее закрасить, нет. Практически невозможно установить того, кто эту рекламу наносит, если только за руку не поймать. Мы проводили совещания на данную тему, в том числе с правоохранительными органами, и договорились в случае фиксации таких нарушений привлекать виновных к ответственности как за мелкое хулиганство. Это наиболее действенный способ. Пока другого у нас нет.
А.Синева ("Интерфакс"): News Outdoor разработала концепцию размещения рекламы во всем городе? И еще вопрос: а сколько еще рекламы будет снято?

В.Черников: По техзаданию мы должны были разработать концепцию от Садового кольца и до МКАД. Это по первому вопросу.

По второму же вопросу, знаете, у нас обозначилась проблема, и она очень серьезная. Мы провели инвентаризацию пока только до Третьего транспортного кольца и вынуждены были немного приостановиться, потому что попали в ситуацию так называемой рекламы потребительского рынка. Почему я так говорю "так называемая"? Потому что это вывески и информационная реклама. Когда мы увидели, что так называемая информационная реклама – это крышные установки, которые незаконны: только до Третьего транспортного кольца и в центре города их 225 штук. И представьте себе, что это такое. Информационную рекламу, крышную установку, которая устанавливалась не как рекламная конструкция, а как информационная – название банка или название магазина, люди сами устанавливали, ни о чем не заявляя, никаких документов не оформляя. Эта реклама спокойно находится на крыше дома, ни с кем не согласованная – ни с жильцами, ни с собственниками дома, ни с нами, ни с Москомархитектуры. Такая реклама, к сожалению, занимает основной объем. На сегодняшний день мы направили более 5 тыс. уведомлений собственникам такой рекламы. Эта реклама не относится к операторам, те, о которых мы говорили сейчас, – владельцы зарегистрированных рекламных конструкций. Этот вал нас сейчас немножечко приостановил. Нам нужно реально разобраться с этим хаосом, который сложился, навести порядок, довести до конца все, что мы начали, и продолжить работу.

Понятно, что на самом деле в отношении сетевых операторов нам проще навести порядок. Как я уже сказал, либо это крупные форматы, либо это реклама, которая принадлежит той или иной рекламной компании. Но этим пользовались все – и рекламные компании тоже, которые вывешивали рекламу на зданиях, например, либо как крышные установки, либо как баннеры, тоже крупные форматы. Разве это вывеска, если она размером 5x15 м? Таких секретов и уловок много, и мы с ними сейчас разбираемся. Поверьте мне, это серьезная, сложная, кропотливая работа. Поэтому мы продолжим нашу работу по незаконной рекламе.

Самое главное, что у нас есть система – это ключевой наш на сегодня, если хотите, двигатель. Мы в рамках этой системы ведем очень тесную работу с префектурами, с управами. В рамках еженедельного совещания ставим определенные задачи и контролируем исполнение. У нас выявились проблемы более системного характера, как, например, театральные афиши. В городе 163 театра. Все имеют какие-то театральные рекламные конструкции, по рекламе театра, но ни один театр не имеет разрешения на эти конструкции. Мы эту проблему решаем совместно с Департаментом культуры. Уведомление отправили, мы не спешим снимать эту рекламу, потому что реклама театров нужна. Мы обратились по этому вопросу к В.Ефимову, как нам правильно поступить, как правильно классифицировать и как нам оформлять эту конструкцию – как информационную или как рекламную. Они тоже разные есть. В принципе у нас идея, чтобы наша концепция и этот вид размещения рекламы включила. Мы считаем, что такая реклама должна быть адаптированной к тем зонам, где театр расположен. Рекламная конструкция, которая стоит на бетонной плите в центре города, не может быть нормальной, цивилизованной рекламной конструкцией даже для размещения афиши. Это прошлый век или позапрошлый. Было бы правильно, если это были бы тумбы афишные, если это центр города, и так далее.

Реклама в парках – отдельная тема. Еще одна серьезная тема – реклама на железнодорожных вокзалах и в зонах при железнодорожных вокзалах. Вокзалы – не наша собственность, федеральная. К сожалению, реклама размещается так, как считают нужным размещать ее наши коллеги. Тоже с этим мы не совсем согласны и будем выносить это отдельно как вопрос. Мы будем продолжать работу по направлениям. До конца года город станет еще чище. Если вы видели, то так называемых строительных сеток в городе не осталось. Если они появляются, мы их тут же демонтируем, в течение двух-трех дней. Также мы будем стараться поступать со всей остальной рекламой, которая незаконна. Это касается и конструкции 3х6, и более крупных форм.