Жители сталинских высоток переплатили миллиард за ремонт

Обслуживающие предприятия взимали с жителей московских сталинских высоток завышенную плату за жилищные услуги. По данным прокуратуры, за два года переплата за ремонт и обслуживание помещений составила примерно 1 млрд рублей. Жители рядовых домов тоже регулярно переплачивают за ЖКХ, утверждают защитники прав потребителей— как минимум в два раза.

Жители московских сталинских высоток и других «нетиповых» домов, а также компании-арендаторы помещений в этих зданиях заплатили за ремонт и услуги по содержанию помещений лишний 1 млрд рублей. Такую сумму платежей, по предварительным оценкам московской прокуратуры, необоснованно начислили в Государственном унитарном предприятии по эксплуатации административных и жилых домов (ГУП ЭВАЖД) и Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Жилищник».

Предприятия в нарушение законодательства установили тарифы с различными повышающими коэффициентами, утверждают в прокуратуре. Факты нарушений выявила проверка, которая была проведена прокуратурой в связи с многочисленными обращениями граждан и юридических лиц.

Прокуратура направила в адрес руководителей унитарного предприятия и бюджетного учреждения представления об устранении нарушений. Кроме того, 25 апреля Дорогомиловская межрайонная прокуратура направила в Дорогомиловский районный суд заявление с требованием о признании незаконными действий управляющей компании и ГБУ «Жилищник» (выполняет расчет платежей по утвержденным ГУП ЭВАЖД тарифам и выставляет платежные квитанции) по установлению тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг в 2009 и 2010 году. За этот период предприятия должны будут осуществить перерасчет платы.

В высотках работают специальные системы дымоудаления и вентиляции, скоростные лифты и т.д., поэтому их обслуживание действительно стоит дороже, чем обычных объектов, отмечает депутат Госдумы, президент ассоциации «Жилищная стратегия» Галина Хованская. «Другое дело, насколько дороже»,— говорит она. Установленную прокуратурой сумму переплаты в 1 млрд рублей она комментировать не стала— оценка зависит от площади, количества проживающих и множества других факторов, которые надо учитывать. «В то же время в данной ситуации наверняка не было ни собрания собственников, ни представления, ни обсуждения»,— предполагает Хованская.

Повышающие коэффициенты действительно могут вводиться обслуживающими предприятиями, если речь идет о зданиях и помещениях со специфическими особенностями, например, сложными в обслуживании, говорит руководитель Общества защиты прав потребителей ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков. К примеру, часто они применяются в элитных или старых домах. Но такие коэффициенты должны вводиться обоснованно и только с согласия собственников, отмечает он.

Сумма переплаты в размере 1 млрд рублей— существенная только на обывательский взгляд, уверен Аншаков. «В сфере ЖКХ, как в черной дыре, ежегодно „распиливаются“ миллиарды, и не рублей, а долларов,— говорит он.— Кроме выставления завышенных тарифов, людей часто вынуждают платить за не потребляемые ими услуги или такие услуги, которые они вовсе не обязаны оплачивать, к примеру, за обслуживание антенн или демонтаж радиоточек. „На таких услугах распиливают иногда до 100% от их стоимости“,— говорит Аншаков. Также „черными дырами“ он называет вывоз мусора, капитальные и текущие ремонты помещений. Несколько более благополучная ситуация, по его мнению, с электроэнергией.

Как государственные контролеры, так и общественные наблюдатели уверены, что за услуги ЖКХ гражданам регулярно приходится переплачивать существенные суммы. К примеру, в конце апреля руководитель УФАС РФ по Москве Владимир Ефимов заявлял, что из-за нарушений ОАО «МОЭК» москвичи ежемесячно переплачивали за коммунальные услуги от 80 тыс. рублей за дом в месяц. К этому привело то, что «МОЭК» отказалась от начислений по тарифу на горячую воду и начала начислять раздельно за тепловую энергию и холодную воду. По данным Ефимова, доля переплаты за отопление в 2010 году в общей сумме начислений бухгалтерий товариществ собственников жилья (ТСЖ) составила 42,1%.

По мнению Аншакова, россияне переплачивают за коммунальные услуги минимум 50%. Глава ОЗПП отмечает, что с 2000 года услуги ЖКХ выросли в стоимости на 800%, тогда как инфляция за тот же период составил 250%. «То есть воровать в ЖКХ стали в четыре раза больше»,— делает он вывод. Нынешнее расследование московской прокуратуры он считает «каплей в море». «Это пример, который выглядит крайне неубедительно на общем фоне»,— говорит глава ОЗПП.

В свою очередь, депутат Галина Хованская призывает граждан пользоваться своими правами в сфере жилищных услуг. «Если мы хотим тупо платить по квиточкам и у нас лишние денежки, то можно ничего не делать, а если мы интересуемся, на что наши деньги тратятся, надо посмотреть отчет управляющей организации»,— говорит Хованская.

Отчитываться такие компании обязаны на основании постановления правительства под номером 731, напоминает депутат— оно обязывает управляющие организации раскрывать перед нами всю информацию о своих услугах, а также полную бухгалтерию. «Если такой отчет отсутствует на сайте компании, можно потребовать его, сделав письменный запрос в двух экземплярах, информацию должны предоставить в месячный срок. А если этого не произошло, есть повод обращаться в прокуратуру и суд,— отмечает Хованская. За некачественные или не в полной мере предоставленные услуги можно требовать перерасчет.