В товарищах согласья нет

Еще осенью Ольга Крылова из Сокольников с удивлением узнала, что состоит в товариществе собственников жилья «На Барболина». «Выяснилось, что три соседних дома организовали одно ТСЖ и в протоколе стоят подписи более половины жителей, в том числе и моя», - вспоминает Крылова. Потом Крылова нашла этот документ на сайте налоговой службы. У ее ТСЖ даже обнаружился учредитель - пенсионерка Галина Ивановна Кафафова из того же подъезда. Разумеется, она об этом тоже не подозревала: и ее подпись была подделана. Первое судебное заседание назначено в Преображенском районном суде на 27 мая.



Официальной статистики нет, но можно утверждать, что подавляющее большинство товариществ собственников жилья - ТСЖ - созданы в Москве по поддельным документам. Собственники квартир не стали создавать ТСЖ, когда появилась такая возможность. За них это сделал кто-то другой. Теперь, по данным Newsweek, московская прокуратура уже проводит массовую проверку городских ТСЖ - из-за шквала обращений от москвичей.

ТСЖ - это юридическая форма объединения владельцев квартир в многоэтажном доме. ТСЖ организует оплату коммунальных услуг: например, может нанять управляющую компанию, фирму-менеджера, а та уже договаривается с коммунальщиками. Большинство ТСЖ так и делают.

Коммунальщикам - горячая вода, отопление, вывоз мусора - надо платить. Надо платить фирме-менеджеру. Надо платить главе ТСЖ. Объем этого рынка в Москве эксперты оценивают в 250–300 млрд рублей в год. Эти деньги и проходят в результате через управляющие компании - бывшие ДЕЗы или вновь созданные фирмы. Управляющую компанию можно выбрать и без ТСЖ, но это труднее - снова нужны жильцы.

Вообще-то люди давно должны были сами решить, как им управлять своими домами. К этому их обязывал Жилищный кодекс. Есть три способа, поясняет депутат Галина Хованская: ТСЖ, управляющая компания и непосредственное управление (для маленьких домов), и надо было выбрать один из них. Но люди не торопились. В Жилищном кодексе есть решение: если жильцы тормозят, за них сделает выбор орган местного самоуправления. Он же и проведет конкурс среди управляющих компаний. Но в любом случае без жильцов не обойтись - понадобятся их подписи. А это значит, что жильцов надо собирать, объяснять, уговаривать.

Люди сами создают ТСЖ, только когда у них конфликт с властями и приходится защищаться, объясняет депутат Хованская, например, когда сносят дом. «Вот власть и решила взять все в свои руки», - продолжает собеседник Newsweek в Федеральной антимонопольной службе. По данным ФАС, в целом в России к концу прошлого года в 66% домов жильцы выбрали управляющую компанию сами с помощью ТСЖ, в 12% это за них сделали муниципалитеты.

Но это, похоже, видимость. Еще в конце прошлого года глава УФАС по Москве Владимир Ефимов заявил, что в России сфальсифицированы результаты около 95% собраний собственников жилья, где выбирали способ управления домами. 12 апреля уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский написал главе ГУВД Владимиру Колокольцеву, что за последние два года в связи с созданием фальшивых ТСЖ по статье 327 УК (подделка документов) возбуждены 16 дел. Это не так много на фоне 95 поданных в суды исков и более полутора тысяч жалоб в префектуры по тому же поводу, если верить департаменту ЖКХ и благоустройства Москвы. В столице не меньше 90% ТСЖ, зарегистрированных в налоговой службе, фальшивые, утверждает Вячеслав Гуменюк, член Общественного совета Москвы.

Налоговики не обязаны проверять учредительные документы, поясняет депутат Олег Шеин. Что происходит до этого, тоже понятно: мэрия составляет графики ТСЖ для префектур, а те, в свою очередь, дают распоряжения управам, объясняет Александр Музыкантский. В последнее время процесс набирает обороты: «Сотрудники управ и ГУ ИС подошли к [созданию ТСЖ] топорно, но активно, - продолжает Музыкантский. - За последние три года появилось около 10 000 ТСЖ, а за предыдущие 15 лет - 2500». Префект Северного округа Олег Митволь возражает. Он говорит, что дело обстоит ровно наоборот: «Есть принципиальная позиция мэра - разогнать фальшивые ТСЖ. Я теперь сам с ними борюсь».

Дело не только в том, что в документах о создании ТСЖ стоят фальшивые подписи. Еще и сотрудники ГУ ИС (государственное учреждение «Инженерная служба») часто незаконно эти ТСЖ возглавляют. Московское ТСЖ обычно платит своему председателю от 20 000 до 85 000 рублей в месяц.

Инженерные службы могут принимать участие в собраниях жильцов, когда создается ТСЖ, однако возглавить его имеет право только собственник. Но бывает, что один и тот же сотрудник возглавляет ТСЖ в нескольких домах сразу, возмущается Галина Хованская. «Мне позвонил сотрудник ГУ ИС Даниловского района и пожаловался, что его заставляют возглавить 20 ТСЖ, - смеется эксперт думского комитета по строительству и земельным отношениям Виктор Федорук. - Мы ему помогли, но это единичный случай сознательности». В доме 17/3 по Никитинской улице глава ТСЖ на суде призналась, что возглавляет еще 27 товариществ.

Чем быстрее идет формирование ТСЖ в Москве, тем опаснее руководить ими. Только в апреле в Москве были убиты два председателя ТСЖ - один в Северном, другой в Северо-Восточном округе. Всего в России, по оценке Олега Шеина, через ТСЖ проходит около 4 трлн рублей в год. Это деньги Фонда реформирования ЖКХ (Москва от них отказалась) - на капремонт зданий, коммунальные платежи и региональные дотации. Власти способствуют тому, чтобы в управляющие компании были отобраны свои или аффилированные структуры, говорит руководитель управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян. Москва тоже оплачивает за горожан часть коммунальных услуг - до 50%.

Жильцы вряд ли выигрывают от того, что кто-то распоряжается их деньгами, а они не следят за этим. «Деньги за коммунальные услуги могут пойти невесть куда, - продолжает Олег Шеин. - Фальшивое ТСЖ может задолжать подрядчикам, коммунальщикам, придется невыполненные работы оплачивать». В Москве жители домов 25 и 27 улицы Девятая Рота узнали, что состоят в ТСЖ и даже уже задолжали подрядчику, только из объявлений, которые развесили коммунальщики. И подрядчик обещал применить штрафные санкции.

В типовом уставе ТСЖ есть пункт «Обязательные платежи», рассказывает Гуменюк из Общественного совета Москвы. В него включены такие «обязательные» вещи, как озеленение, интернет или содержание кассира: «По 360 рублей в месяц с каждой старушки - и набегает неплохая сумма». И никто не шевелится, пока не вскрылись хищения или не выросли реальные платежи за коммунальные услуги, согласен Виктор Федорук.

Теперь те, кого без их ведома записали в ТСЖ, пытаются из них выйти. Это непросто. Валентина Таралова (Москва, ул. Паршина, д. 21/2) пошла в управу спросить про капремонт и узнала, что в доме есть ТСЖ, оно и решит. Оказалось, что 13 соседних домов в Хорошево-Мневниках давно объединены в одно ТСЖ и за него проголосовали 90% жителей. Через полгода Хорошевский суд, придравшись к какой-то мелочи, отказался удовлетворить иск жильцов. Зато в решении суда Таралова с другими истцами нашли два одинаковых отзыва департамента жилищной политики - на ее дом и на соседний, - в которых они выступают против создания нового ТСЖ, не имея на это права. «Значит, это санкционировано мэрией», - объясняет Таралова.

Вместо того чтобы признать фальшивые документы незаконными, суды советуют людям ликвидировать эти незаконные ТСЖ самостоятельно. Для этого надо собрать больше 50% жильцов и проголосовать - и возникают уже знакомые всем проблемы. Тем более когда надо расформировать ТСЖ, обслуживающее 13 домов. «В Саратове, например, власти записали 400 домов в одно ТСЖ, там теперь люди выйти могут только по решению суда», - говорит Шеин.

Перед тем как идти в суд, Ольга Крылова и другие активисты из ТСЖ «На Барболина» решили собрать жильцов и объяснить им, что происходит. Общее собрание назначили на 20.00. Со всей двенадцатиэтажки пришли 30 человек - женщины за шестьдесят и два подвыпивших мужичка. «Пока не будет ТСЖ, капремонт делать не будут», - прохрипел помятый мужчина в кепке. «Сломает кто-то на шестом этаже дверь, а скидываться - всему подъезду», - перебила его женщина в синем фартуке. «Лужков по телевизору говорил, что нельзя ТСЖ создавать, пока ремонт нам не сделают», - сообщила соседка в цветастом халате. Через час жители дома все же решили расписаться в том, что ТСЖ не создавали, но кворума-то все равно не было.
 

Русский Newsweek

Дарья Гусева, Надежда Иваницкая