• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ПАНДЕМИИ: СЛОЖНОСТИ И РИСКИ

Онлайн-торговля в условиях глобальной пандемии: сложности и риски
В Москве состоялся круглый стол, посвященный специфике онлайн-торговли в условиях глобальной пандемии COVID-19. Эксперты, принявшие участие в обсуждении этой темы, рассказали, с какими вызовами столкнулась отрасль, и как регулирующие ее органы власти оценивают ситуацию, сложившуюся на рынке.
Как отметил в своем вступительном слове модератор круглого стола, директор Центра политической информации Алексей Мухин, вынесенная на обсуждение тема имеет особое значение, поскольку в экстремальной ситуации, в которой оказалась наша страна, все механизмы обеспечения жизнедеятельности граждан должны работать бесперебойно. Можно считать, что перед нами своеобразный тест. Тем более это касается службы доставки, которая, как показывает опыт России и Китая, приобретает особое значение в условиях ограничения офлайн-торговли. По словам А. Мухина, для того, чтобы преодолеть возникшие сложности, институты гражданского общества и органы государственной власти должны активно взаимодействовать и действовать слаженно, как часовой механизм.
И. о. начальника Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Лариса Вовкивская отметила, что Федеральная антимонопольная служба исходит из особенностей правового регулирования, которое существует в настоящий момент. В указе Президента России Владимира Путина даны полномочия субъектам, которые принимают соответствующие решения исходя из местной специфики. Никакие необдуманные поступки либо действия, которые не соответствуют обстановке и направлены на искусственное ограничение конкуренции, в данном случае недопустимы.
Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева, развивая мысль своей коллеги, отметила, что с каждым конкретным случаем нарушений онлайн-торговли необходимо разбираться отдельно и ни в коем случае не выводить среднюю температуру по больнице, что может привести к ложным выводам.
Директор специальных программ УСПИ Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Елена Михайлова рассказала, как изменились предпочтения российских покупателей в условиях глобальной пандемии. По словам эксперта, специальных исследований, посвященных изучению онлайн-площадок, ВЦИОМ не проводил. Тем не менее, можно вполне перечислить тренды, давшие о себе знать в течение последнего месяца. Так, с начала апреля граждане значительно сократили посещение магазинов. 76% россиян (в Москве этот показатель составил 82%) ограничили посещение магазинов или полностью от них отказались. На протяжении периода самоизоляции люди наблюдали рост цен. В начале мая 66% респондентов не приобретали ни одежду, ни обувь.
По словам Е.Михайловой, сложились две основные стратегии адаптации к сложившейся ситуации. Первая из них предполагает пересмотр потребительской корзины: 25% сограждан начали отказываться от некоторых продуктов питания и пересмотрели собственное меню. Вторая стратегия, которая постепенно набирает обороты, заключается в поиске и покупке более дешевых аналогов. Если раньше, на момент начала кризиса, сторонников второго подхода было 8%, сейчас их стало 18%. Реализовать его возможно именно через онлайн-магазины, что позволяет экономить денежные средства и сокращать расходы на продовольственные товары.
"Когда мы спрашиваем россиян о трудностях самоизоляции, 60% отмечают, что они не сталкиваются с особыми трудностями, но среди тех, кто отмечал определенные неудобства и сложности, 5% из общей выборки назвали отсутствие возможности для приобретения непродовольственных товаров. В этой области существуют проблемы, поскольку люди, находясь на удаленной работе, могут столкнуться с выходом из строя самой различной техники. И если в Москве торговые площадки еще более или менее оперативно отреагировали и сейчас заказы, которые раньше формировались в течение двух-трех дней, доставляются практически в тот же день, то в регионах ситуация принципиально иная", - отметила Е.Михайлова.
Юридические аспекты обозначенной проблемы на примере онлайн-площадки iHerb, заблокированного Роскомнадзором в соответствии с решением Ульяновского областного суда, пояснил партнёр и глава московской практики международной юридической фирмы Dentons Роман Зайцев. "К сожалению, основные источники права, которые сейчас действуют в Российской Федерации и регламентируют дистанционную торговлю в различных сферах, в большинстве случаев не учитывают ряд современных реалий. В частности, есть нормативные акты, которые действуют с 1992 года. Основное постановление правительства, которое на текущий момент регламентирует дистанционную торговлю, было принято еще в 2007 году. Хотя в последующем оно и подвергалось изменениям, тем не менее многие акты действуют уже значительный промежуток времени, и мы должны прекрасно понимать, что с того момента очень серьезно изменились общественные отношения. В результате имеет место ситуация, при которой многие нормативные источники не учитывают имеющиеся реалии. В силу глобальности происходящих процессов, появилась возможность приобретать товары за пределами своей страны, как в результате поездок, так и обращаясь к интернет-сайтам", - отметил он.
В конце 2018 года прокуратура предъявила исковые требования в отношении сайта и мобильного приложения iHerb. Прокуратура, со ссылкой на приобретение инициативным лицом 10 видов продукции на сайте компании, попросила признать запрещенной информацию об этих товарах. Компания незамедлительно отреагировала на сложившуюся ситуацию и удалила спорную информацию для покупателей, находящихся в Российской Федерации. Но вслед за этим последовал второй иск прокуратуры, в котором со ссылкой на те же десять наименований товаров, предлагалось заблокировать информацию, содержащуюся в мобильном приложении. Суд первой инстанции принял во внимание, что эта информация была удалена, и отказал в удовлетворении требований, но прокуратура пошла дальше и обратилась с апелляционной жалобой. В декабре 2019 года Ульяновский областной суд отменил решение суда первой инстанции и принял акт, в котором признал незаконным и запрещенным к распространению в Российской Федерации информацию, содержащуюся в фирменном приложении iHerb. Роскомнадзор Ульяновской области, понимая, что существующее законодательство не отвечает в этой части требованиям полноты, обратился в суд за разъяснениями: что же считать запрещенной информацией? Судебное заседание по этому вопросу еще не состоялось. Оно назначено на 19 мая 2020 года. Но две недели назад федеральный Роскомнадзор, расширительно трактуя судебный акт областной инстанции, принял меры к затруднению деятельности в России как самого сайта, так и мобильного приложения iHerb. "Мы ожидаем, что точку в этом деле поставит Верховный суд", - отметил Роман Зайцев.
Член Российской Гильдии маркетологов Николай Григорьев отметил, что мегатренд на развитие сетевой торговли существовал и существует во всех странах мира, включая Россию. По его словам, пандемия послужила катализатором этого процесса. Но, если в обычных условиях прирост доли интернет-торговли не превысил бы 20-30%, то в чрезвычайных условиях этот показатель достиг в среднем 70%, в зависимости от изначальной базы той или иной платформы.
Генеральный директор iHerb в России Илья Микин сообщил, что в период пандемии активно выросли покупки товаров, укрепляющих иммунитет, витаминов C и D, санитайзеров. "Пиковый рост нагрузки было сложно выдерживать, но благодаря взаимодействию с Почтой России, заказы мы выполняем в срок", - отметил он.
PR- и коммуникационный директор магазина ОЗОН Мария Заикина отметила, что в сложившихся условиях онлайн-площадки оказались "на передовой". Конечно, есть категория людей, которая совершала покупки онлайн от случая к случаю или в связи с теми или иными праздниками. Но немало потребителей перенесли все свои покупки в онлайн еще до глобальной пандемии. "Сейчас интернет предоставляет возможности людям приобретать не только товары первой необходимости, но и поддерживать сравнительно комфортный образ жизни в условиях самоизоляции. Растут продажи товаров для хобби, занятий с детьми и спортивных тренировок в домашних условиях", - подчеркнула она.
Характеризуя сложившуюся обстановку, председатель Совета по развитию электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, руководитель подгруппы "Интернет+торговля" в Администрации президента России Алексей Федоров заявил, что на региональном уровне происходит борьба ритейла с непониманием на уровне местных властей сути онлайн-торговли, которое порой граничит с нигилизмом. Для этого подчас не хватает даже понятийного аппарата. Как выяснилось, чиновники не всегда понимают, что такое бесконтактная курьерская доставка, как работают пункты выдачи заказов (ПВЗ) и чем они отличаются от постаматов и продуктоматов. Апогеем стал указ тульских властей, где запрещалась работа интернет-торговли и ПВЗ целиком. Понадобилось несколько дней, чтобы донести до местных властей простую мысль: полное перекрытие торговли может привести к коллапсу. "С соблюдением законов, таким образом, возникли сложности, но произошло объединение рынка. Раньше ритейлеры не понимали, для чего нужны ассоциации. Сейчас такого вопроса нет, поскольку в одиночку выжить возможности практически не существует", - заметил эксперт.
"По какой-то неведомой нам причине региональные власти не думали, что за тем или иным интернет-магазином кто-то стоит, - подтвердил президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. - Предполагалось, что курьер может везти сотовый телефон для доставки в руках, и это нормально. А если машина едет со склада поставщика в распределительный центр, то это недопустимо".
Поддержал эксперт и своих коллег из iHerb. "Чтобы избежать подобной ситуации с блокировкой, в нашей стране должна быть отработана практика взаимного признания сертификатов реализуемой продукции", - заключил он.
В свою очередь, начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева напомнила, что действия местных властей должны соответствовать федеральной повестке, а деятельность регионов с целью противодействия конкуренции недопустима. Работа властей в центре и на местах должна быть соразмерна. Не уйдет ли в результате пандемии торговая сфера полностью в онлайн? "Аналитических выкладок по этому поводу нами пока не проводилось, но мы надеемся на то, что после отмены режима самоизоляции сохранится сбалансированная ситуация как в офлайн-, так и в онлайн-торговле", - отметила она