• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Замглавы УФАС по Москве рассказал, как защитить себя от навязчивой рекламы и спама

Достаточно оставить где-то свои данные — почту или номер мобильного телефона, как пользователя начинают заваливать спамом и рекламной информацией. Заместитель руководителя Московского УФАС Павел Олейник в эфире сетевого вещания «Вечерней Москвы» отметил, что согласие на распространение рекламы должно быть открытым и явно выраженным.

— Мы считаем недопустимым, что такие согласия вписывались в договоры, если в магазине вы автоматически соглашались на распространение рекламы. Каждое такое СМС, отправленное вам, или телефонный звонок, или письмо на почту, если вы не выразили явного согласия на их получение, являются незаконными, — сообщил Олейник.

Специалист добавил, что гражданин вправе пожаловаться в антимонопольный орган, если он столкнулся со спамом:

— Сообщения, получаемые от компании, делятся на три вида: информационные (например, что товар готов к выдаче), реклама, которую вы ждете, и спам. К последнему относится информация, на которую вы не подписывались, не просили и не ждали.

Сотрудники УФАС рекомендуют компаниям при оформлении подобных опросов давать потребителю выбор, чтобы он ставил галочку в одно из окон —  «Да» или «Нет». Это лишает компанию и потребителя возможных разногласий в будущем.

— Если вы ставите галочку рядом с графой «Я не хочу получать информацию об услугах компании», это тоже неплохо, потому что такая форма защищает в первую очередь вас, — подчеркнул Олейник. — За последние несколько лет произошел скачок в защите прав граждан. Его согласие клиента на обработку данных является обязательным и без него человек не получит услугу, то это незаконно.

По словам сотрудника УФАС по городу Москве, первая подобная реклама, полученная без вашего согласия, может быть прислана в антимонопольный орган, и распространитель рекламы получит штраф.

— Бремя по доказательству того, что согласие на рекламное распространение было дано, лежит на рекламораспространителе. Нарушителя ждет административное наказание, штраф до 500 тысяч рублей. Штраф накладывается за каждый факт СМС. То есть если в ходе рекламной кампании было отправлено 1000 СМС, и 30 человек на них пожаловались, будет 30 штрафов, — уточнил собеседник.

Каждое следующее нарушение, совершенное в течение года, ведет за собой увеличение штрафа. Если мы штрафуем за спам какой-то магазин, то надо понимать, что в распространении спама участвует не только он. Это еще и операторы мобильной связи, сервисный центр, все это вычисляется быстро. Каждый, кто участвовал в распространении спама, получит штраф, отметил Олейник.

Формально жалобу на спам можно отправить разными способами: либо на бумаге и почтой, либо по электронной почте. На сайте УФАС есть отдельный раздел, в котором можно подать жалобу на спам. В заявлении нужно обозначить, что вам пришло сообщение, на получение которого вы не соглашались. К заявлению обязательно приложить согласие на обработку персональных данных на раскрытие тайны связи. Скрин фото самого сообщения с датой и временем. Мы просим приложить детализацию этого сообщения с сайта оператора связи. Так будет ускорен процесс рассмотрения заявления и наказания нарушителя. Однако, если вам звонят с навязчивыми рекламными предложениями, от вас, помимо вышеописанной информации, нужна будет запись телефонного разговора.