Навязчивые рекламщики осаждают россиян: откуда у них телефоны и другие данные граждан?

Когда-то квартирный вопрос, как написал Михаил Булгаков, испортил москвичей. А сейчас новая напасть — настроение может испортить телефонный вопрос.

Сотни тысяч звонков. Утром, днем, вечером. Навязчивые предложения услуг и реклама. Кто так беспардонно вторгается в наше личное пространство, нарушая при этом сразу несколько законов? Кто использует данные без нашего разрешения и кто регулярно поставляет в эти колл-центры сведения личного характера?

Например, вы посетили клинику, записались на обследование и не успели еще дойти до дома, как вам позвонят и предложат эту же медицинскую услугу только в другом месте. И всегда эти звонки по какой-то неустановленной причине раздаются в самый неподходящий момент. 

Все эти раздражающие звонки нелегальны. Реклама по телефону законна, лишь если вы ее сами заказывали — скажем, узнать, когда новогодние скидки в вашем любимом магазине. А названивает бог знает кто! Купить билеты на какой-то концерт или куда-то там инвестировать — такой вот бизнес на наших нервах.

Интернет разрывается от предложений так называемых черных колл-центров — обещают предпринимателям, что после телефонного чеса новые клиенты хлынут толпами. Мы представимся компанией, которая продвигает на рынке, скажем, новые крем для лица. Во главе этого муравейника на тысячу операторов — администратор Жанна. За 20 тысяч рублей в месяц обещает досаждать вам этим кремом, 50 раз в день нарушать закон, а заодно и врачебную тайну.

«Это все нарушение. Что надо делать каждому абоненту в данном случае? Сделать скриншот этого СМС, приложить к вашему заявлению и направить. Если это телефонный звонок, необходимо его записать», — советует руководитель московского УФАС Армен Ханян.

Юрист Роман Юшин — один из немногих, кто посылает незваных рекламщиков не куда подальше, а в Федеральную антимонопольную службу.

«Как только на них обращают внимание контрольные органы, начинают задавать им вопросы, быстро прекращают свою деятельность, спешно регистрируют новое юридическое лицо и уже под новой вывеской занимаются все той же деятельностью», — рассказывает он.

Будьте готовы: здесь хорошо умеют выкручиваться. Но даже у передовиков обзвона на сотню раздраженных абонентов всего одна-две покупки.

«В таких колл-центрах сотрудники очень быстро выгорают, очень высокая текучесть кадров. Официально их не оформляют Чаще всего эти люди — приезжие, которым нужна хоть какая-то работа», — сказала руководитель учебного центра Галина Хаустова.

А где черные колл-центры берут клиентские базы? В интернете журналисты нашли десятки сайтов, свободно торгующих персональными данными россиян. За такое закон карает двумя годами тюрьмы. В среднем ваше имя, номер телефона и адрес стоят пять копеек. Данные всех документов, которые, как вам кажется, вы надежно храните — уже три рубля. Продавец прислал нам образцы клиентских баз. Вот, к примеру, сотни контактов генеральных директоров в Москве — для продажи элитных товаров, есть базы родителей или «60+» — обычно по этим телефонам пытаются продать лекарства.

Офис отправителя журналисты попытались найти по адресу, который указан на сайте, и оказались в гаражном кооперативе. Оказывается, распродает налево и направо номера некий Славик, живущий на Украине. Масштабно и безнаказанно. Съемочной группе не удалось найти ни одного случая, когда подобные продавцы получили бы реальный срок.

Отоваривают базами и допотопным способом — на дисках, из-под прилавка. Продавец на радиорынке обещает свежую, ворованную базу автовладельцев, За десять тысяч рублей — это не шутка! — 40 миллионов контактов.

Так совпало, что во время съемок этого сюжета корреспонденту тоже позвонили. Обычно таких абонентов помечают красными буквами, это не значит, что полностью решили проблему с рекламой по телефону, но какое-то время звонить не будут.