Метро накормит своих пассажиров

Московский метрополитен решил создать под землей собственную сеть общественного питания. Первый полноценный магазин-кафетерий открылся 26 сентября в подуличном переходе у выхода со станции «Сретенский бульвар». Второй появится до конца этого года на станции «Митино».

«Сеть планируется постепенно расширять и открывать точки питания на других станциях», — рассказала руководитель пресс-службы Московского метрополитена Светлана Царева.

Главное отличие открывшегося заведения от уже существующих в столичной подземке точек питания заключается в том, что оно находится в собственности метрополитена. Все прежние точки создавались инвесторами по системе партнерства со службами метро.

— В наших собственных кафетериях цены будут умеренные — доступные для всех, а качество — высоким, потому что будут использоваться продукты отечественных производителей. К тому же это то же подразделение, которое сейчас обеспечивает работу внутренних столовых и буфетов нашей организации, — пояснила представитель столичной подземки. — В ассортименте будут холодные и горячие напитки, кондитерские изделия, пироги, шоколад, салаты. Вся продукция будет поставляться специальным подразделением метрополитена, занимающимся вопросами питания.  

По словам Царевой, в кафе будут созданы все удобства для пассажиров. «В частности, для клиентов будет работать кондиционер», — добавила она.

Ресторатор, президент федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров считает проект метрополитена крайне перспективным. «В столичном метро действительно есть места, где можно расположить кафе без ущерба для пассажиропотока, а востребованность этих точек будет огромной, — пояснил Бухаров. — Кафе не будут платить аренду, а это значит, что цены должны быть ниже, чем в частных метрокафе. К тому же за безопасностью и санитарно-экологическим благополучием, что для метро немаловажно, будет следить проще».

У Федеральной антимонопольной службы (ФАС) к метрополитену — владельцу новой сети кафе — претензий нет. «Метрополитен в этом случае выступает от имени собственника и имеет право распоряжаться своим имуществом, — рассказал руководитель управления ФАС по Москве Владимир Ефимов. — Форма предприятия — ГУП — позволяет им заниматься разными видами коммерческой деятельности». 

Что же касается возможности доступа в метро других коммерческих структур, то, по словам Владимира Ефимова, «планируется проводить аукционы на право аренды и сделать этот рынок более открытым». В настоящее время, по данным риелторов, стоимость аренды павильона в переходе метро в зависимости от удаленности станции и ее «пропускной способности» стоит от 7 тыс. до 30 тыс. рублей за 1 кв. м в месяц.

Однако некоторые эксперты убеждены, что кроме высоких ставок конкурентный общепит в метро ждут определенные трудности. «То, что кафе будет открывать сам собственник — метрополитен, — конечно, должно сделать схему появления соответствующих точек в метро менее коррупционноемкой», — говорит председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Но, по его словам, все равно еще остается возможность непрозрачного распределения прибыли этих кафе.