Михаил Гатов: процент обоснованных жалоб увеличился с 47 до 57

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

По просьбе редакции «БОИ» заместитель руководителя Московского УФАС  России Михаил Гатов прокомментировал некоторые итоги рассмотрения жалоб в сфере госзаказа за I полугодие текущего года.

В первом полугодии текущего года сохраняется тенденции роста количества жалоб на действия заказчиков и членов конкурсных комиссий. За этот период Московским УФАС России рассмотрено более 3200 жалоб  – против 2200, рассмотренных в аналогичный период 2012 года. Необходимо отметить, что, если в 2012 году процент обоснованных жалоб составлял 47 процентов, то за два квартала 2013 года обоснованными признаны более половины рассмотренных жалоб – 57 процентов.
 

Рост числа жалоб наблюдался сразу по нескольким направлениям. Это, прежде всего, торги второго уровня на закупку услуг по благоустройству территории, размещаемые инженерными службами (ГУИС) районов Москвы и  дирекциями ЖКХ. Таких жалоб было более 1000, и 65 процентов из них признаны обоснованными.
 

Подавляющее большинство рассмотренных Управлением жалоб на действия заказчиков связаны с нарушениями членами комиссий заказчиков порядка отбора участников торгов, выразившимися в отказе в допуске к участию в торгах по основаниям, не предусмотренным Законом о размещении заказов.
 

Довольно часто участники размещения заказа просто не знают, по какой причине им отказывают в допуске к участию в торгах. Поскольку в уведомлениях о принятом решении в отношении поданных участниками аукциона заявок, полученных от операторов электронных площадок, не содержатся необходимые сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 41.9 Закона о размещении заказов. В частности, не указываются положения документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявки на участие в нем.  Это приводит к тому, что участники размещения заказа подают жалобу на действия заказчиков, а затем антимонопольный орган, в соответствии с ч. 4 ст. 60 94-ФЗ, приостанавливает размещение государственного заказа до рассмотрения жалобы по существу. При этом нередки случаи, когда, узнав причины отказа в допуске к участию в торгах, участники размещения заказа с ними соглашаются.
 

В первом полугодии 2013 года участники размещения заказа активно обжаловали документацию о торгах. Зачастую, наряду с установленными максимальными/минимальными значениями характеристик товаров, указанных в техническом задании, в документации  содержится хаотично изложенная нормативная и справочная информация, содержащая противоречивые требования. Это создает препятствия при формировании конкретного предложения участников размещения заказа, при рассмотрении которых заказчики отказывают в допуске большинству участников (порой 17 из 20) что влечет за собой минимальное снижение начальной (максимальной) цены ввиду отсутствия конкуренции.
 

Кроме того, использование заказчиками в документации о торгах при описании минимальных и максимальных значений характеристик требуемых товаров различных союзов и знаков препинания таких как «от», «до», «/», «,», «;» и других, одновременно с отсутствием порядка разъяснения их применения, влечет неоднозначность понимания участниками размещения заказа потребностей заказчика. Вместе с тем, большое количество необоснованных жалоб связано с тем, что участники размещения заказа не пользуются правом на разъяснение положений документации о торгах, предусмотренным Законом, а предпочитают сразу обжаловать действия заказчика, при этом затрудняясь пояснить положения какой статьи Закона о размещении заказов нарушены Заказчиком.

Использование «сложной» документации об аукционе, отсутствие единых требований к содержанию первой части заявки, влечет отказ в допуске к торгам большинству участникам размещения заказа и минимальное снижение начальной (максимальной) цены. При этом,  даже в случае признания правомерными действий аукционной комиссии, принявшей решение об отклонении большинства поданных заявок по формальным причинам, в содержании документации об аукционе выявляется ряд нарушений и требований, умышленно созданных в целях ограничения количества участников размещения заказа. В результате чего государственным заказчикам выдаются обязательные для исполнения предписания, в том числе о внесении изменений в документацию об аукционе, что и как следствие, влечет за собой затягивание сроков процедуры выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров.
 

Также Московским УФАС России ведется активная работа по привлечению должностных лиц, нарушивших Закон о размещении заказов, к административной ответственности. За первое полугодие 2013 года возбуждено и рассмотрено 140 дел об административных правонарушениях в сфере размещения государственного заказа, результатом рассмотрения которых стало привлечение к ответственности лиц виновных совершении правонарушений на сумму более 1,5 млн. руб.

Объединенная редакция изданий Мэра и Правительства Москвы