Александр Доровский рассказал о развитии государственного заказа в столице

Как электронные торги  препятствуют коррупции

 

О развитии государственного заказа в столице, а также о некоторых проблемах этой сферы  рассказывает заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Александр ДОРОВСКИЙ.

 

- Александр Николаевич,  как реализуется  Соглашение о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой России и Правительством Москвы в области развития конкуренции?

 

-В апреле 2011 года было заключено это Соглашение.  Ответственными за реализацию настоящего Соглашения определены: от ФАС России – Московское УФАС России по Москве и от Правительства Москвы – Департамент Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет).

В соответствии с Соглашением сторонами был утвержден  План совместных мероприятий  ФАС России и Правительства Москвы на 2011 год, предусматривающий подготовку предложений по совершенствованию законодательства в сфере размещения заказов,  по развитию конкуренции в отдельных отраслях. Отчет о реализации указанного плана направлен Мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину и руководителю ФАС России Игорю Артемьеву. Также утвержден План совместных мероприятий ФАС России и Правительства Москвы на 2012 год.

В целях реализации Программы модернизации здравоохранения города Москвы в 2011–2012 годах, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07. 04. 2011 № 114-ПП, заключено  Дополнительное соглашение к вышеуказанному Соглашению о взаимодействии при размещении заказа для нужд заказчиков Москвы на поставки медицинских изделий, в том числе оборудования, которое  техническими характеристиками соответствует заявленным поставщиками в документах, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, требованиям для его регистрации с целью допуска к производству, импорту, продаже и применению на территории Российской Федерации.

 

-Для эффективного развития государственного и муниципального заказа Правительством Москвы подготовлены и приняты важные документы. Они касаются методик планирования, размещения госзаказа, определения начальной цены контрактов и так далее. Расскажите, пожалуйста, о них.  Как они сегодня применяются на практике?

 

-Принятие постановления Правительства Москвы от 24.02.2012 №67-ПП «О системе закупок города Москвы» (далее – 67-ПП), безусловно, позитивно сказалось на системе размещения заказа. Указанная там  методика позволяет более подробно регламентировать процедуры размещения заказа, где немаловажную роль играет требование по формированию технического задания, а также требование о заполнении заказчиком на стадии утверждения документации (формы 2), содержащей требования по формированию участником первой части заявки.

 

-Предложенные Правительством Москвы методики обязательны для применения участниками закупочной деятельности или носят, скорее, рекомендательный характер?

 

- Эти методики носят рекомендательный характер, в связи с чем нет механизма воздействия на заказчиков, игнорирующих данные требования. Ряд крупных заказчиков, в том числе размещающие торги первого уровня, активно руководствуются на практике положениями 67-ПП. Именно этот документ позволил сделать требования технического задания наиболее прозрачными для участников размещения заказа.

Но при этом нередки случаи несоблюдения указанных требований московскими заказчиками. Это связано с тем, что пока нет санкций за нарушения требований, указанных в этом нормативном документе.

В отношении постановления Правительства Москвы от 27. 02. 2012 № 68-ПП «Об утверждении Порядка формирования начальной (максимальной) цены государственных контрактов и гражданско-правовых договоров…» следует пояснить следующее. Позиция ФАС России относительно формирования начальной максимальной цены государственного контракта (далее – НМЦ) -проверять наличие обоснования НМЦ в составе конкурсной документации. При этом проверка содержания, а также фактов завышения или занижения цены не относится к компетенции контрольного органа в сфере размещения заказа. Исключение составляет  поставка медицинской техники (постановление Правительства РФ от 14.11.2011 № 881).

В целом методика оказывает позитивное влияние при размещении заказов на поставку товаров.  Московское УФАС России участвует в направленных на предотвращение возможных нарушений законодательства о размещении заказов при планировании и размещении документации о торгах заседаниях Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных заказчиком закупок с начальной (максимальной) ценой контракта от 100 млн до 1 млрд руб. и выше. Наше участие в рабочей группе дает положительные результаты и позволяет предупредить нарушения в сфере государственного заказа

 

- Как, по вашему мнению, изменяется система заказа в городе в целом за последний год, как изменяется количество жалоб участников размещения заказа?

 

-Участники размещения заказа имею право отстаивать свои права в контрольном органе, обжалуя как содержание документации на стадии подачи заявок и  действия комиссии, так и действия, связанные с заключением государственного контракта. Так, в первом квартале 2012 года комиссией антимонопольного органа по контролю в сфере размещения заказа рассмотрено 994 жалобы, в результате чего выявлено 556 нарушений.

 

 

-Как усилилась административная ответственность с принятием третьего антимонопольного пакета ФАС России? Что следует еще предпринять законодателю, для того чтобы нарушений на торгах стало меньше?

 

-С принятием третьего антимонопольного пакета в некоторых случаях увеличена административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Между тем с точки зрения усиления ответственности более знаменательными являются предыдущие изменения антимонопольного законодательства, в соответствии с которыми были внесены, например, изменения в Уголовный кодекс РФ. Уголовная ответственность, несомненно,  является важным инструментом, предупреждающим совершение любого рода правонарушений.

Одним из самых важных факторов, позволяющих существенно снизить возможность нарушения антимонопольного законодательства торгов, является переход на электронную форму их проведения. В Москве ярким примером реализации формы проведения торгов в электронном виде являются торги на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, порядок проведения которых утвержден постановлением Правительства Москвы № 26-ПП. Соответствующие изменения были внесены в марте текущего года, и сегодня их реализация показывает свою эффективность.

 

-Какие проблемы в проведении инвестиционных аукционов на земельные участки и по праву преимущественной аренды?

 

- О каких-либо специфических проблемах при проведении аукционов на право заключения договоров по аренде земельных участков говорить не приходится. Процедура проведения торгов достаточно прозрачна и установлена земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 38 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок торгов в отношении  земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах),

ст. 38.1 – порядок организации и проведения аукционов по продаже или заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства, ст. 38.2 – для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Также постановлением Правительства РФ от 11. 11. 2002 № 808 утверждены правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков.

Порядок определения начальной цены лота – стандартный для большинства случаев и устанавливается на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случае проведения торгов на право аренды земельного участка в таком же порядке определяется начальный размер арендной платы.

С точки зрения общего совершенствования правил и процедур проведения торгов все аукционы по земельным объектам, по нашему мнению,  необходимо проводить исключительно в электронной форме. Это позволит снизить коррупционную составляющую, сделать торги прозрачными, доступными и открытыми для бизнес-сообщества.