Московское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Московская объединенная энергетическая компания»

Антимонопольный орган устанавливает причины уклонения от заключения договора теплоснабжения жилого дома.

Московское УФАС России рассмотрело обращение ТСЖ «Сретенский бульвар 6» с жалобой на действия ОАО «Московская объединенная энергетическая компания», выразившиеся в ущемлении интересов ТСЖ «Сретенский бульвар 6» путем необоснованного уклонения от заключения договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде и отопление.

ОАО «МОЭК» является субъектом естественных монополий на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии и приказом Московского УФАС России № 187 от 11.04.2006 г. включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по позиции «услуги по передаче тепловой энергии» с долей 100 % на территории города Москвы (в пределах территории, охваченной присоединенной сетью). ОАО «МОЭК» является хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги по теплоснабжению на территории города Москвы в границах присоединенной теплосети.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях», услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Доминирующим в соответствии с ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Открытое акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 77.1.23 (приказ Федеральной службы по тарифам № 8-э от 22.01.2007 г.).

1 мая 2008 г. управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Сретенский бульвар, д.6/1, стр.2, было передано Товариществу собственников жилья «Сретенский бульвар, 6», которое заключило с ГУП ДЕЗ Красносельского района договор о предоставлении коммунальных услуг.

4 декабря 2008 г. ГУП ДЕЗ Красносельского направило в адрес ТСЖ «Сретенский бульвар 6» уведомление о реорганизации ГУП ДЕЗ Красносельского района и о необходимости заключения прямого договора с теплоснабжающей организацией – ОАО «МОЭК». 4 мая 2008 г. ТСЖ направило в адрес ОАО «МОЭК» заявку на заключение договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде и отопление жилого дома, расположенного по адресу: г. Москва, Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 2, в связи с передачей дома в управление ТСЖ «Сретенский бульвар 6».

9 декабря 2008 г. ТСЖ «Сретенский бульвар 6» направило в адрес ОАО «МОЭК» повторную заявку о заключении договора на снабжение вышеуказанного жилого дома тепловой энергией и горячей водой, а также уведомило ОАО «МОЭК» об установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения.

Согласно представленной в адрес Московского УФАС России информации, договор теплоснабжения между ОАО «МОЭК» и ТСЖ «Сретенский бульвар 6» к моменту возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства не был заключен и ОАО «МОЭК» не направило в адрес ТСЖ письма с мотивированным отказом от заключения договора либо проекта договора.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.