Московское УФАС России ведет производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Мосэнерго».

В апреле 2009 г. в адрес антимонопольного органа поступило обращение ООО «Горжилкомплекс» (управляющая организация многоквартирными домами, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Нежинская, д. 8, корпуса 1-4,) с жалобой на действия ОАО «Мосэнерго». Заявитель указывал на необоснованное уклонение энергоснабжающей организации от заключения договора теплоснабжения.

Во второй половине 2008 г. по решениям общих собраний собственников помещений в указанных домах, и в соответствии с требованиями ст.ст. 44, 161 ЖК РФ, ООО «Горжилкомплекс» выбрано управляющей компанией многоквартирными домами.

Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

8 декабря 2008 г. ООО «Горжилкомплекс» направило в адрес ОАО «Мосэнерго» заявку о заключении договора теплоснабжения вышеуказанных жилых домов в связи с изменением управляющей организации. 12 декабря 2008 г. ОАО «Мосэнерго» направлена повторная заявка на заключение договоров теплоснабжения.

В мае, принимая решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мосэнерго», должностные лица Московского УФАС России учитывали, что, мотивированный письменный отказ от заключения договора теплоснабжения ОАО «Мосэнерго» в адрес ООО «Горжилкомплекс» не направляло и указанный договор не заключен.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ, договор энергоснабжения (в том числе водоснабжения и водоотведения) является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

В соответствии с п.1 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты.

В соответствии со ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.