ПАО «Мегафон» признано нарушившим часть 1 статьи 18 Закона о рекламе. 

Рассмотрено дело в отношении ПАО «Мегафон», возбужденное на основании заявления физического лица и материалов по факту распространения на телефонный номер рекламы посредством СМС-сообщений в отсутствие согласия абонента на получение рекламы.

В качестве подтверждения наличия согласия заявителя на получение рекламы ПАО «Мегафон» сообщило, что рассылка рекламных СМС-сообщений производилась только пользователям специальных сервисов, в том числе и заявителю, которые являются участниками программы лояльности, а также приняли оферту по оказанию услуг от ПАО «Мегафон». По мнению ПАО «Мегафон», соглашаясь с условиями программы лояльности, а также с условиями оказания услуг, заявитель предоставил своё согласие на получение рекламной СМС-рассылки. 

Как неоднократно подтверждено правоприменительной практикой Московского УФАС России, включение обязательного условия о даче согласия при заключении договора на оказание каких-либо услуг, противоречит принципу добровольности, на котором строятся гражданские правоотношения. У потенциального клиента сервисов нет объективной возможности каким-либо образом повлиять на условия договора. Подобное навязывание клиенту услуг, прямо не связанных с основным предметом договора, не может рассматриваться в качестве надлежащего согласия абонента на получение рекламной информации. Таким образом, ПАО «Мегафон» фактически лишило пользователя возможности самостоятельной реализации своего права на выражение согласия на получение рекламы.

По мнению Московского УФАС России, при получении согласия на распространение пользователю рекламных материалов абоненту должна быть представлена возможность изначально отказаться от получения рекламных рассылок. Следовательно, форма согласия должна недвусмысленно выражать соответствующее согласие абонента (пользователя) на получение рекламы. Включение условия о согласии на получение рекламной рассылки в Условия Программы лояльности, а также в Условия оказания услуг противоречит целям защиты прав и законных интересов абонента как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях. 

 На основании изложенного Комиссия Московского УФАС Росии установила в действиях ПАО «Мегафон» нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе и выдала оператору связи предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

"За нарушение хозяйствующими субъектами законодательства Российской Федерации о рекламе в части запрета распространения спама, нарушителям грозит штраф до 500 тыс. ру. в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ", - отмечает Павел Олейник, заместитель руководителя Московского УФАС России.