Дело Московского УФАС России признано лучшим

Дело о злоупотреблении ФПК и РЖД доминирующим положением, рассмотренное Московским УФАС России, было признано Президиумом ФАС России лучшим в соответствующей категории по итогам деятельности территориальных органов ФАС России в 2019 году.

Основанием для возбуждения дела послужили сведения о том, что ФПК при оказании услуги перевозки собственникам грузобагажных вагонов в составе своих поездов систематически не экипировало вагоны углем в целях их обогрева в холодное время года.

Такая обязанность предусмотрена законодательно, а затраты на экипировку уже включены в тариф ФПК на услугу перевозки.

В результате собственники вагонов были вынуждены самостоятельно обеспечивать их углем в целях сохранения грузов и обеспечения надлежащих условий труда проводникам.

Более того, ФПК, ссылаясь на нарушение техники безопасности, ограничивала возможность самостоятельной экипировки собственниками вагонов, что приводило к рискам отказа в перевозке.

Такими действиями ФПК вынуждала к заключению возмездных договоров экипировки вагонов в пути следования, несмотря на оплату контрагентами данной услуги в рамках тарифа на перевозку.

В рамках рассмотрения дела антимонопольное ведомство установило, что экипировка вагонов зависит не только от действий перевозчика ФПК, но и действий собственника инфраструктуры РЖД на станциях в пути следования.

Несмотря на наличие положений об экипировке вагонов в инфраструктурном договоре между ФПК и РЖД, потребности контрагентов в экипировке, в том числе Почты России, систематически не удовлетворялись.

Это произошло, в том числе из-за отсутствия должной регламентации процесса экипировки вагонов в пути следования, что приводило к созданию дискриминационных условий.

Столичное антимонопольное ведомство выдало транспортным монополистам сразу два предупреждения:

- ФПК о прекращении необоснованного навязывания возмездных договоров на экипировку в пути следования вагонов сторонних собственников в рамках оказания услуги по перевозке;

- группе лиц ФПК и РЖД о необходимости неукоснительного соблюдения обязанности по экипировке вагонов всех собственников, путем утверждения единого (недискриминационного) порядка.

Исполнение предупреждения со стороны ФПК позволило оперативно устранить навязывание необоснованных дополнительных финансовых обязательств сторонним собственникам вагонов, которые являются прямым конкурентом ФПК в части грузобагажных перевозок.

ФПК и РЖД утвердили единый регламент экипировки вагонов сторонних собственников на территории всей Российской Федерации, что является беспрецедентным случаем разработки монополистами подобного рода документов во исполнение предупреждения антимонопольного органа.

В рамках дела были успешно применены оперативные меры по устранению признаков нарушения антимонопольного законодательства, что благоприятно скажется на рынке железнодорожных перевозок на территории всей Российской Федерации.

Отметим, что дела Московского УФАС России признаются лучшими в соответствующей категории по итогам деятельности территориальных органов ФАС России второй год подряд.