Кассация подтвердила: причины отклонения конкурсных заявок должны быть сформулированы четко

Сфера деятельности: Контроль проведения торгов

Московское УФАС России отстояло в кассационном суде правовую позицию относительно необходимости указания детальных причин отклонения конкурсных заявок организаторами торгов.

Согласно законодательству о закупках при проведении закупочной процедуры должен соблюдаться принцип информационной открытости этого процесса. В частности, заказчик обязан информировать участников закупки о результатах рассмотрения их заявок и подробно, со ссылкой на пункты закупочной документации, указывать причины в случае их отклонения. Такая практика исключает возможность субъективной трактовки причин отказа для организатора торгов, а их участникам позволяет понять, каким именно положениям закупочной документации и в какой части заявка не соответствовала.  

Ранее ООО «Петровский фарватер» направило в Московское УФАС России жалобу на ГУП «Московский метрополитен». Предприятие отклонило заявку Общества на участие в конкурсе на обустройство офисных помещений метрополитена без указания конкретных причин. В протоколах рассмотрения заявок участников обоснованием для отклонения заявки ООО «Петровский фарватер» послужило указание на наличие в ее составе недостоверной информации, в том числе в отношении квалификационных данных участника. Вместе с тем, эта формулировка не позволяет с достоверностью определить причины отклонения заявки, так как не указывает на то, какие именно документы, предоставленные Обществом, признаны ГУП «Московский метрополитен» недостоверными.

Использование неточных формулировок позволяет организатору конкурсной процедуры при возникновении, к примеру, судебного спора, изменить обоснование причин отказа, манипулируя вольными формулировками.

Комиссия Московского УФАС России признала ГУП «Московский метрополитен» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках[1] ввиду отсутствия в протоколе рассмотрения заявок подробного обоснования отказа в допуске заявки ООО «Петровский фарватер». ГУП «Московский метрополитен» не согласилось с правомерностью решения Московского УФАС России и обратилось в Арбитражный суд с требованием о признании решения незаконным, но суд поддержал позицию ведомства. Впоследствии суд второй инстанции также оставил жалобу Предприятия без удовлетворения.  

В дальнейшем ГУП «Московский метрополитен» подало кассационную жалобу, однако Арбитражный суд Московского округа поддержал Московское УФАС России в применении вышеуказанного правового подхода, позволяющего обеспечивать соблюдение законодательства и поддерживать принципы равноправия по отношению ко всем участникам закупочных процедур.

[1] Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках  при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в числе прочего, принципом информационной открытости закупки.