Компетентная защита

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

УФАС Москвы имеет богатый опыт защиты законных интересов участников торгов.     

УФАС Москвы является компетентным государственным органом, способным защитить интересы организации при возникновении спорных ситуаций в области, например, ограничения конкуренции при проведении аукционов. Дальнейшее развитие событий в спорных ситуациях во многом зависит от правильно подготовленных документов, подлежащих передаче в УФАС. О том, как это делать, рассказывает заместитель руководителя УФАС Москвы Михаил Гатов.

Расскажите, пожалуйста,  как подать жалобу в УФАС на нарушения процедуры и нарушение условий исполнения контрактов (каков алгоритм действий)?

Порядок подачи жалобы детально описан в ст.105 Закона о контрактной системе. Там же указан перечень документов и сведений, которые должна содержать жалоба, а также сроки, в течение которых можно обжаловать действия Заказчиков. Так, например Законом определено что обжаловать действия заказчика в административном порядке в части установления требований в документации о закупок возможно исключительно до окончания срока подачи заявок, если такой срок истек – действия Заказчика по утверждению документации возможно оспорить только в судебном порядке.

Много ли жалоб поступает в ваш адрес на нарушения в ходе участия в торгах и сколько жалоб УФАС по Москве признает необоснованными?

В период с января по сентябрь в Московское УФАС России поступило более 6,5 тысяч жалоб на действия заказчиков, при осуществлении государственных закупок. Из рассмотренных Управление жалоб 55% признано обоснованными, т.е. в действиях Заказчиков выявлены нарушения Закона о контрактной системе.

В какой сфере закупок по 44-ФЗ или 223-ФЗ поступает больше жалоб?

В настоящее время гораздо чаще обжалуются действия государственных заказчиков в рамках 44-ФЗ.

Какова процедура по прекращению производства по жалобам?

Рассмотрение жалобы не проводится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по не стоимостным критериям, а также в случае если нарушены сроки обжалования, установлены ст.105 44-ФЗ.

Какие сроки рассмотрения жалоб в Москве, и какими нормативными документами регламентированы эти сроки?

Московское УФАС России при рассмотрении жалоб руководствуется Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России №498.

В течение двух рабочих дней проводится предварительное рассмотрение жалобы на ее соответствие требованиям Закона, а также принимается решение о принятии жалобы к рассмотрению по существу. При этом заседание комиссии не должно быть назначено позднее пятого рабочего дня с момента поступления жалобы в Московское УФАС России. Решение по результатам рассмотрения жалобы готовится в течение трех рабочих дней с даты заседания Комиссии.

Какие виды проверок осуществляет УФАС: плановые, внеплановые и т.д.?

Контроль государственных закупок осуществляется путем проведения плановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов и др., а также внеплановых проверок, в том числе в рамках рассмотрения жалоб, поступающих в Управление от участников закупки.

Какие сроки действия предписаний и какова юридическая сила предписаний УФАС, а также, какие санкции предусмотрены за их неисполнение в сроки, установленные действующим законодательством?

Общий срок исполнения предписания ни Административным регламентом ни Законом о контрактной системе не определен. Обычно это разумные сроки для такого исполнения (месяц, полтора), с учетом того факта что решения и предписания отправляются посредством Почты России.

Важно, что ответственность за невыполнение должностным лицом заказчика в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, предусмотрена ч.7 ст.19.5 КоАП РФ (наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей)

Расскажите, пожалуйста, много ли возбуждается административных дел,  в суде по инициативе УФАС?

В соответствии со статьёй 99 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Кроме того в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На практике предписания Московского УФАС России исполняются практически в 100% случаях.  В связи с чем иски о признании осуществленных закупок недействительными или о понуждении исполнения предписания Московским УФАС подаются в единичных случаях и практически  всегда поддерживаются судами, исключение составляет только невозможность исполнения предписания или признания закупки недействительной  на момент принятия судебного решения связанные с длительностью судебных разбирательств и особенностями бюджетного законодательства.

В настоящее время принято постановление Правительства РФ от 20.09.2014 г. № 963 «Об осуществлении банковского сопровождения контрактов». Насколько этот документ в целом способствует повышению ответственности заказчиков и поставщиков, ваше мнение?

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации должно установить порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов. Данное Постановление и утвержденные им правила вступило в силу с 4 октября 2014 г. и то на сколько он изменит ситуацию в данной сфере покажет время.

Выполняется ли условие «дорожной карты» Правительства РФ по привлечению субъектов малого и среднего бизнеса к госзакупкам?.

Законом о контрактной системе установлена обязанность Заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. Участие в таких закупках могут принимать исключительно субъекты малого предпринимательства. Субъекты малого и среднего бизнеса довольно активно принимают участие в государственных закупках.

И в заключение: много ли жалоб поступает по закупкам инновационной продукции?   

В Московское УФАС в последнее время не поступало ни одной.