Разъяснения префектурам административных округов и управам районов города Москвы о порядке вывода объектов мелкорозничной торговли с территории города Москвы

В целях недопущения необоснованного препятствования осуществления деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы и Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве разъясняют порядок вывода объектов мелкорозничной торговли с территории города Москвы.

1. Временные некапитальные объекты мелкорозничной сети (киоски, павильоны, остановочно-торговые модули) размещаются в городе Москве в порядке, определенном постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года № 1139-ПП «Об утверждении Положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства» (далее - постановление Правительства Москвы № 1139-ПП).

Земельные участки для размещения некапитальных объектов предоставляются в аренду на основании соответствующего правового акта префектуры административного округа города Москвы о предоставлении земельного участка в аренду на срок не более 5 лет, после чего Департамент земельных ресурсов города Москвы заключает соответствующий договор аренды.
 

При этом, постановлением Правительства Москвы №1139-ПП предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы при заключении договоров аренды земельных участков должен предусматривать в качестве основания досрочного расторжения договора аренды земельного участка неоднократное (два и более раз) нарушение арендатором порядка размещения объектов.

Таким образом, учитывая, что основным правоустанавливающим документом для павильона, киоска, остановочно-торгового модуля является договор аренды земельного участка, вывод таких объектов может быть осуществлен только путем расторжения договора аренды. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор аренды может быть расторгнут:

  • досрочно по соглашению сторон либо по окончанию срока договора в порядке, установленном непосредственно договором;
  • досрочно в судебном порядке по требованию одной из стороны в случае нарушений его условий другой стороной, в том числе по целевому использованию земельного участка;
  • на основании статей 621, 610 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону при аренде земельного участка за три месяца (Департамент земельных ресурсов города Москвы должен направить уведомление о расторжении за 3 месяца в случае неисполнения которого применяется судебный порядок)

В случае прекращения договора аренды земельного участка либо его расторжения некапитальные объекты подлежат демонтажу (сносу, переносу на другой участок) без ущерба для технического состояния и благоустройства освобождаемого участка за счет средств арендатора земельного участка. Если арендатор не демонтирует самостоятельно объект, префектура административного округа города Москвы вправе обратиться в суд с заявлением демонтаже объекта и освобождении земельного участка.
 

2. Нестационарные объекты мелкорозничной сети размещаются на территории города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года № 274-ПП «Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы» без оформления земельно-правовых отношений в соответствии со схемой размещения и на основании разрешения на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети.

Действие разрешения может быть прекращено до истечения срока, на которое оно выдано, по просьбе юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо по решению Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка префектуры административного округа города Москвы. 

Основаниями для досрочного прекращения действия Разрешения по решению Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка префектуры административного округа города Москвы могут служить:

  • обнаружение недостоверных данных в документах, представленных заявителем для участия в конкурсе и (или) получения разрешения;
  • наличие зафиксированных в установленном порядке систематических (два и более раз) нарушений в работе объекта;
  • невыполнение требований к организации работы объектов мелкорозничной сети.
  • невыполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
  • невыполнение условий конкурса на право размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети.
     

В случае досрочного прекращения действия разрешения территория должна быть освобождена от объекта в 2-недельный срок силами и за счет предпринимателя, на которого выдано разрешение. Если предприниматель не освобождает территорию от объекта, префектура административного округа города Москвы вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

При выводе конкретного объекта лот с адресом размещения данного объекта может быть вынесен на конкурс либо исключен из схемы по решению Межведомственной комиссии по вопросам потребительского рынка префектуры административного округа города Москвы.

Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка при Правительстве Москвы и межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка префектуры административного округа города Москвы могут также принять решение об изменении действующей схемы, исключающее дальнейшее размещение нестационарного объекта по данному адресу. В этом случае выдается уведомление с предложением другого адреса для размещения объекта на срок действия ранее выданного разрешения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2010 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции») органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Несоблюдение вышеуказанного порядка может быть рассмотрено антимонопольным органом как нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Дополнительно сообщаем, что нарушение антимонопольного законодательства органами власти влечет наложение штрафа на должностных лиц органов власти в соответствии в частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в случае повторного нарушения, дисквалификацию на срок до трех лет.
 

Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы  М.О.Орлов                                                                                                             

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве В.В. Ефимов