Решение по делу в отношении ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица».

Дата публикации: 1 сентября 2010, 19:39

РЕШЕНИЕ

г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» июля 2010 г.

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей:
ЗАО «АКАДО-Столица» ;
ГУ «ИС ЮВАО» ;
ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино»
рассмотрев дело №7-64/2009 по признакам нарушения ЗАО «АКАДО-Столица», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС Юго-Восточного административного округа» п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения гр. С.И.А., проживающего по адресу: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 19, с жалобой на действия ЗАО «АКАДО-Столица», выразившиеся в ущемлении интересов жителей ЮВАО г. Москвы путем включения платы за услугу связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания, оказываемую ЗАО «АКАДО-Столица», в единый платежный документ (ЕПД) на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Комиссией установлено, что формирование Единых платежных документов (далее по тексту — ЕПД) для жилых домов по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, д. 19 осуществляет ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино».
При формировании ЕПД на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2009 г. в перечень услуг, подлежащих оплате, включена услуга «антенна АКАДО».
Согласно заявлению гр. Смирнова И.А., он не является абонентом ЗАО «АКАДО-Столица»..
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 г. №476-ПП «О создании единых информационно-расчетных центров», функции по формированию и организации доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов возложены на Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ, Государственное учреждение инженерная служба — ГУ ИС).
Согласно п. 3.3. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299 «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации» ГУ ИС районов имеют ведомственную подчиненность Управам соответствующих районов г. Москвы.
В соответствии с п. 2.1.4. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299 и Постановлением Правительства Москвы от 01.03.2005 г. №111-ПП «О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений», ГУ ИС районов не наделены функциями по заключению договоров об организации расчетов с населением.
Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 05.06.2007 №1208 (ред. От 30.04.2010) «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в Юго-Восточном административном округе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом РФ», изданным во исполнение Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299, а также п. 2.1.3. Устава ГУ ИС г. Москвы «ИС ЮВАО», утвержденным Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 14.06.2007 г. №1248» установлено, что в функции ГУ «ИС ЮВАО» входит оптимизация системы договорных отношений и развитие рыночных хозяйственно-финансовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
07.09.2009 г. между ГУ «ИС ЮВАО», ЗАО «АКАДО-Столица», АКБ «Банк Москвы» и ГУП «МосгорЕИАЦ» (далее — Стороны) заключен четырехсторонний договор об организации расчетов населения за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне) на основании Единого платежного документа.
В соответствии с п. 1.1. договора от 07.09.2009 г., предметом настоящего Договора являются действия Сторон, осуществляемые в целях организации расчетов населения - собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в жилых домах, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы и указанных в Приложении 1 к настоящему Договору (абонентам) за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне), оказываемых ЗАО «АКАДО-Столица». Для достижения указанных целей ЗАО «АКАДО-Столица» поручило ГУ «ИС ЮВАО» обеспечить выполнение ГУ ИС районов, помимо прочего, ежемесячных начислений платежей абонентам за услуги ЗАО «АКАДО-Столица», осуществление формирования и организацию доставки абонентам ЕПД на оплату жилья, коммунальных и прочих услуг.
Комиссией установлено, что Приложение 1 к договору от 07.09.2009 г., предусматривающее перечисление абонентов ЗАО «АКАДО-Столица» проживающих на территории ЮВАО по состоянию на дату заключения договора, не оформлено надлежащим образом.
Согласно п.2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. №785, абонент — пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор об оказании услуг связи для целей телерадиовещания с выделением для этого уникального кода идентификации.
Согласно п. 12 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор между оператором связи и абонентом или вещателем заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию пользователя, имеющего намерение заключить договор (далее - заявитель), может быть заключен срочный договор.
В связи с изложенным, договор от 07.09.2009 г. предусматривает включение платы за услуги оказываемые ЗАО «АКАДО-Столица» всем проживающим на территории Юго-Восточного округа г. Москвы, не зависимо от наличия или отсутствия договорных отношений между гражданином и ЗАО «АКАДО-Столица».
Согласно п.п. 20 и 21 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор оказания услуг между оператором и абонентом среди прочих должен содержать следующие существенные условия: адрес и способ доставки счета за оказанные услуги связи для целей телерадиовещания или иной вид информирования о состоянии счета или оказанных услугах; система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания; порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.
В соответствии с п. 30 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания оплата абонентом услуг связи для целей телерадиовещания может осуществляться посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Таким образом, оператор связи обязан предоставить абоненту право выбора системы оплаты оказанных услуг связи, которая закрепляется в конкретном договоре.
Если договором не установлен определенный порядок оплаты, право выбора порядка оплаты должно быть предоставлено абоненту в расчетном документе.
Согласно п .10 Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 г. №476-ПП, с момента выставления потребителю ЕПД считаются утратившими силу формы платежных документов поставщиков ресурсов и услуг.
Форма ЕПД, предоставляемого в электронном виде с использованием системы, утверждена Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 г. №590-ПП «О вводе в промышленную эксплуатацию и утверждении положения об информационной системе «Электронная приемная».
Внесение изменений в итоговую сумму ЕПД, подлежащую оплате абонентом не предусмотрено.
Одновременно, Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания не предусмотрено поручение оператором связи третьему лицу осуществлять расчеты с абонентом.
На основании изложенного, установлено, что жители Юго-Восточного округа г. Москвы, не являющиеся абонентами ЗАО «АКАДО-Столица», обязаны оплачивать услуги связи ЗАО «АКАДО-Столица», включенные в ЕПД.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, обязанность по оплате товаров (работ, услуг) возникает у стороны из договора (соглашения) заключенного между сторонами.
Таким образом, включение платы за услуги связи ЗАО «АКАДО-Столица» в ЕПД ограничивает права жителей на получение ими только необходимых им услуг.
Комиссия установила, что ограничение прав жителей и навязывание им невыгодных условий договора стало возможным после заключения между ГУ «ИС ЮВАО», ЗАО «АКАДО-Столица», АКБ «Банк Москвы» и ГУП «МосгорЕИАЦ» договора от 07.09.2009 г.
Одновременно, установлено, что действия ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино», ГУ «ИС ЮВАО» и ЗАО «АКАДО-Столица» являются самостоятельными и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно п.п. 1.3. - 1.7. Уставов ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС ЮВАО», данные государственные учреждения являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, лицевой и иные счета, финансируются частично из бюджета г. Москвы, имеют право от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности.
Согласно п.п. 2.3.-2.6. Устава ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино», имеет право осуществлять платные услуги и предпринимательскую деятельность для достижения целей, для осуществления которых оно создано.
Пунктами 2.4.-2.6. Устава ГУ «ИС ЮВАО» установлено, что ГУ «ИС ЮВАО» имеет право осуществлять платные услуги и предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС ЮВАО» являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг по расчету платы за жилищно-коммунальные и иные услуги, а также по формированию и доставке ЕПД жителям ЮВАО г. Москвы.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, договор от 07.06.2009 г. об организации расчетов населения за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне) на основании Единого платежного документа является соглашением, навязывающим жителям Юго-Восточного административного округа г. Москвы оплату услуг связи ЗАО «АКАДО-Столица», включенную в ЕПД на оплату коммунальных услуг.
Пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307, содержит определение понятия «коммунальные услуги», согласно которому коммунальные услуги это закрытый перечень услуг, а именно: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, внесение в ЕПД платы за услуги, не относящиеся к коммунальным услугам, противоречит действующему законодательству и навязывает гражданам невыгодные условия договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица» нарушение п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к навязыванию жителям Юго-Восточного округа г. Москвы невыгодных условий договора путем включения платы за услуги связи для целей телерадиовещания, предоставляемых ЗАО «АКАДО-Столица», в Единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2.Выдать ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица» Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Материалы дела №7-64/2009 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде г. Москвы.

 

stdClass Object ( [vid] => 5893 [uid] => 1 [title] => Решение по делу в отношении ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица». [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5893 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» июля 2010 г.

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей:
ЗАО «АКАДО-Столица» ;
ГУ «ИС ЮВАО» ;
ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино»
рассмотрев дело №7-64/2009 по признакам нарушения ЗАО «АКАДО-Столица», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС Юго-Восточного административного округа» п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения гр. С.И.А., проживающего по адресу: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 19, с жалобой на действия ЗАО «АКАДО-Столица», выразившиеся в ущемлении интересов жителей ЮВАО г. Москвы путем включения платы за услугу связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания, оказываемую ЗАО «АКАДО-Столица», в единый платежный документ (ЕПД) на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Комиссией установлено, что формирование Единых платежных документов (далее по тексту — ЕПД) для жилых домов по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, д. 19 осуществляет ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино».
При формировании ЕПД на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2009 г. в перечень услуг, подлежащих оплате, включена услуга «антенна АКАДО».
Согласно заявлению гр. Смирнова И.А., он не является абонентом ЗАО «АКАДО-Столица»..
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 г. №476-ПП «О создании единых информационно-расчетных центров», функции по формированию и организации доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов возложены на Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ, Государственное учреждение инженерная служба — ГУ ИС).
Согласно п. 3.3. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299 «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации» ГУ ИС районов имеют ведомственную подчиненность Управам соответствующих районов г. Москвы.
В соответствии с п. 2.1.4. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299 и Постановлением Правительства Москвы от 01.03.2005 г. №111-ПП «О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений», ГУ ИС районов не наделены функциями по заключению договоров об организации расчетов с населением.
Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 05.06.2007 №1208 (ред. От 30.04.2010) «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в Юго-Восточном административном округе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом РФ», изданным во исполнение Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299, а также п. 2.1.3. Устава ГУ ИС г. Москвы «ИС ЮВАО», утвержденным Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 14.06.2007 г. №1248» установлено, что в функции ГУ «ИС ЮВАО» входит оптимизация системы договорных отношений и развитие рыночных хозяйственно-финансовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
07.09.2009 г. между ГУ «ИС ЮВАО», ЗАО «АКАДО-Столица», АКБ «Банк Москвы» и ГУП «МосгорЕИАЦ» (далее — Стороны) заключен четырехсторонний договор об организации расчетов населения за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне) на основании Единого платежного документа.
В соответствии с п. 1.1. договора от 07.09.2009 г., предметом настоящего Договора являются действия Сторон, осуществляемые в целях организации расчетов населения - собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в жилых домах, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы и указанных в Приложении 1 к настоящему Договору (абонентам) за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне), оказываемых ЗАО «АКАДО-Столица». Для достижения указанных целей ЗАО «АКАДО-Столица» поручило ГУ «ИС ЮВАО» обеспечить выполнение ГУ ИС районов, помимо прочего, ежемесячных начислений платежей абонентам за услуги ЗАО «АКАДО-Столица», осуществление формирования и организацию доставки абонентам ЕПД на оплату жилья, коммунальных и прочих услуг.
Комиссией установлено, что Приложение 1 к договору от 07.09.2009 г., предусматривающее перечисление абонентов ЗАО «АКАДО-Столица» проживающих на территории ЮВАО по состоянию на дату заключения договора, не оформлено надлежащим образом.
Согласно п.2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. №785, абонент — пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор об оказании услуг связи для целей телерадиовещания с выделением для этого уникального кода идентификации.
Согласно п. 12 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор между оператором связи и абонентом или вещателем заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию пользователя, имеющего намерение заключить договор (далее - заявитель), может быть заключен срочный договор.
В связи с изложенным, договор от 07.09.2009 г. предусматривает включение платы за услуги оказываемые ЗАО «АКАДО-Столица» всем проживающим на территории Юго-Восточного округа г. Москвы, не зависимо от наличия или отсутствия договорных отношений между гражданином и ЗАО «АКАДО-Столица».
Согласно п.п. 20 и 21 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор оказания услуг между оператором и абонентом среди прочих должен содержать следующие существенные условия: адрес и способ доставки счета за оказанные услуги связи для целей телерадиовещания или иной вид информирования о состоянии счета или оказанных услугах; система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания; порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.
В соответствии с п. 30 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания оплата абонентом услуг связи для целей телерадиовещания может осуществляться посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Таким образом, оператор связи обязан предоставить абоненту право выбора системы оплаты оказанных услуг связи, которая закрепляется в конкретном договоре.
Если договором не установлен определенный порядок оплаты, право выбора порядка оплаты должно быть предоставлено абоненту в расчетном документе.
Согласно п .10 Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 г. №476-ПП, с момента выставления потребителю ЕПД считаются утратившими силу формы платежных документов поставщиков ресурсов и услуг.
Форма ЕПД, предоставляемого в электронном виде с использованием системы, утверждена Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 г. №590-ПП «О вводе в промышленную эксплуатацию и утверждении положения об информационной системе «Электронная приемная».
Внесение изменений в итоговую сумму ЕПД, подлежащую оплате абонентом не предусмотрено.
Одновременно, Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания не предусмотрено поручение оператором связи третьему лицу осуществлять расчеты с абонентом.
На основании изложенного, установлено, что жители Юго-Восточного округа г. Москвы, не являющиеся абонентами ЗАО «АКАДО-Столица», обязаны оплачивать услуги связи ЗАО «АКАДО-Столица», включенные в ЕПД.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, обязанность по оплате товаров (работ, услуг) возникает у стороны из договора (соглашения) заключенного между сторонами.
Таким образом, включение платы за услуги связи ЗАО «АКАДО-Столица» в ЕПД ограничивает права жителей на получение ими только необходимых им услуг.
Комиссия установила, что ограничение прав жителей и навязывание им невыгодных условий договора стало возможным после заключения между ГУ «ИС ЮВАО», ЗАО «АКАДО-Столица», АКБ «Банк Москвы» и ГУП «МосгорЕИАЦ» договора от 07.09.2009 г.
Одновременно, установлено, что действия ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино», ГУ «ИС ЮВАО» и ЗАО «АКАДО-Столица» являются самостоятельными и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно п.п. 1.3. - 1.7. Уставов ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС ЮВАО», данные государственные учреждения являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, лицевой и иные счета, финансируются частично из бюджета г. Москвы, имеют право от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности.
Согласно п.п. 2.3.-2.6. Устава ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино», имеет право осуществлять платные услуги и предпринимательскую деятельность для достижения целей, для осуществления которых оно создано.
Пунктами 2.4.-2.6. Устава ГУ «ИС ЮВАО» установлено, что ГУ «ИС ЮВАО» имеет право осуществлять платные услуги и предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС ЮВАО» являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг по расчету платы за жилищно-коммунальные и иные услуги, а также по формированию и доставке ЕПД жителям ЮВАО г. Москвы.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, договор от 07.06.2009 г. об организации расчетов населения за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне) на основании Единого платежного документа является соглашением, навязывающим жителям Юго-Восточного административного округа г. Москвы оплату услуг связи ЗАО «АКАДО-Столица», включенную в ЕПД на оплату коммунальных услуг.
Пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307, содержит определение понятия «коммунальные услуги», согласно которому коммунальные услуги это закрытый перечень услуг, а именно: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, внесение в ЕПД платы за услуги, не относящиеся к коммунальным услугам, противоречит действующему законодательству и навязывает гражданам невыгодные условия договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица» нарушение п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к навязыванию жителям Юго-Восточного округа г. Москвы невыгодных условий договора путем включения платы за услуги связи для целей телерадиовещания, предоставляемых ЗАО «АКАДО-Столица», в Единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2.Выдать ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица» Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Материалы дела №7-64/2009 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде г. Москвы.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Москва
Резолютивная часть решения оглашена «24» июня 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено «09» июля 2010 г.

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей:
ЗАО «АКАДО-Столица» ;
ГУ «ИС ЮВАО» ;
ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино»
рассмотрев дело №7-64/2009 по признакам нарушения ЗАО «АКАДО-Столица», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС Юго-Восточного административного округа» п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:
В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения гр. С.И.А., проживающего по адресу: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 19, с жалобой на действия ЗАО «АКАДО-Столица», выразившиеся в ущемлении интересов жителей ЮВАО г. Москвы путем включения платы за услугу связи для целей кабельного и (или) эфирного телевизионного вещания, оказываемую ЗАО «АКАДО-Столица», в единый платежный документ (ЕПД) на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Комиссией установлено, что формирование Единых платежных документов (далее по тексту — ЕПД) для жилых домов по адресу: г. Москва, ул. Ташкентская, д. 19 осуществляет ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино».
При формировании ЕПД на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2009 г. в перечень услуг, подлежащих оплате, включена услуга «антенна АКАДО».
Согласно заявлению гр. Смирнова И.А., он не является абонентом ЗАО «АКАДО-Столица»..
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 г. №476-ПП «О создании единых информационно-расчетных центров», функции по формированию и организации доставки жителям единого платежного документа, обобщающего начисления поставщиков жилищно-коммунальных и прочих услуг и ресурсов возложены на Единые информационно-расчетные центры (ЕИРЦ, Государственное учреждение инженерная служба — ГУ ИС).
Согласно п. 3.3. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299 «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации» ГУ ИС районов имеют ведомственную подчиненность Управам соответствующих районов г. Москвы.
В соответствии с п. 2.1.4. Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299 и Постановлением Правительства Москвы от 01.03.2005 г. №111-ПП «О порядке создания единых информационно-расчетных центров административных округов города Москвы в форме государственных учреждений», ГУ ИС районов не наделены функциями по заключению договоров об организации расчетов с населением.
Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 05.06.2007 №1208 (ред. От 30.04.2010) «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в Юго-Восточном административном округе города Москвы в соответствие с Жилищным кодексом РФ», изданным во исполнение Постановления Правительства Москвы от 24.04.2007 г. №299, а также п. 2.1.3. Устава ГУ ИС г. Москвы «ИС ЮВАО», утвержденным Распоряжением префекта ЮВАО г. Москвы от 14.06.2007 г. №1248» установлено, что в функции ГУ «ИС ЮВАО» входит оптимизация системы договорных отношений и развитие рыночных хозяйственно-финансовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
07.09.2009 г. между ГУ «ИС ЮВАО», ЗАО «АКАДО-Столица», АКБ «Банк Москвы» и ГУП «МосгорЕИАЦ» (далее — Стороны) заключен четырехсторонний договор об организации расчетов населения за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне) на основании Единого платежного документа.
В соответствии с п. 1.1. договора от 07.09.2009 г., предметом настоящего Договора являются действия Сторон, осуществляемые в целях организации расчетов населения - собственников и нанимателей жилых помещений, проживающих в жилых домах, находящихся на территории Юго-Восточного административного округа города Москвы и указанных в Приложении 1 к настоящему Договору (абонентам) за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне), оказываемых ЗАО «АКАДО-Столица». Для достижения указанных целей ЗАО «АКАДО-Столица» поручило ГУ «ИС ЮВАО» обеспечить выполнение ГУ ИС районов, помимо прочего, ежемесячных начислений платежей абонентам за услуги ЗАО «АКАДО-Столица», осуществление формирования и организацию доставки абонентам ЕПД на оплату жилья, коммунальных и прочих услуг.
Комиссией установлено, что Приложение 1 к договору от 07.09.2009 г., предусматривающее перечисление абонентов ЗАО «АКАДО-Столица» проживающих на территории ЮВАО по состоянию на дату заключения договора, не оформлено надлежащим образом.
Согласно п.2 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. №785, абонент — пользователь услугами связи для целей телерадиовещания, с которым заключен договор об оказании услуг связи для целей телерадиовещания с выделением для этого уникального кода идентификации.
Согласно п. 12 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор между оператором связи и абонентом или вещателем заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию пользователя, имеющего намерение заключить договор (далее - заявитель), может быть заключен срочный договор.
В связи с изложенным, договор от 07.09.2009 г. предусматривает включение платы за услуги оказываемые ЗАО «АКАДО-Столица» всем проживающим на территории Юго-Восточного округа г. Москвы, не зависимо от наличия или отсутствия договорных отношений между гражданином и ЗАО «АКАДО-Столица».
Согласно п.п. 20 и 21 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, договор оказания услуг между оператором и абонентом среди прочих должен содержать следующие существенные условия: адрес и способ доставки счета за оказанные услуги связи для целей телерадиовещания или иной вид информирования о состоянии счета или оказанных услугах; система оплаты услуг связи для целей телерадиовещания; порядок, сроки и форма оплаты услуг связи для целей телерадиовещания.
В соответствии с п. 30 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания оплата абонентом услуг связи для целей телерадиовещания может осуществляться посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. Таким образом, оператор связи обязан предоставить абоненту право выбора системы оплаты оказанных услуг связи, которая закрепляется в конкретном договоре.
Если договором не установлен определенный порядок оплаты, право выбора порядка оплаты должно быть предоставлено абоненту в расчетном документе.
Согласно п .10 Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 г. №476-ПП, с момента выставления потребителю ЕПД считаются утратившими силу формы платежных документов поставщиков ресурсов и услуг.
Форма ЕПД, предоставляемого в электронном виде с использованием системы, утверждена Постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 г. №590-ПП «О вводе в промышленную эксплуатацию и утверждении положения об информационной системе «Электронная приемная».
Внесение изменений в итоговую сумму ЕПД, подлежащую оплате абонентом не предусмотрено.
Одновременно, Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания не предусмотрено поручение оператором связи третьему лицу осуществлять расчеты с абонентом.
На основании изложенного, установлено, что жители Юго-Восточного округа г. Москвы, не являющиеся абонентами ЗАО «АКАДО-Столица», обязаны оплачивать услуги связи ЗАО «АКАДО-Столица», включенные в ЕПД.
Согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, обязанность по оплате товаров (работ, услуг) возникает у стороны из договора (соглашения) заключенного между сторонами.
Таким образом, включение платы за услуги связи ЗАО «АКАДО-Столица» в ЕПД ограничивает права жителей на получение ими только необходимых им услуг.
Комиссия установила, что ограничение прав жителей и навязывание им невыгодных условий договора стало возможным после заключения между ГУ «ИС ЮВАО», ЗАО «АКАДО-Столица», АКБ «Банк Москвы» и ГУП «МосгорЕИАЦ» договора от 07.09.2009 г.
Одновременно, установлено, что действия ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино», ГУ «ИС ЮВАО» и ЗАО «АКАДО-Столица» являются самостоятельными и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Согласно п.п. 1.3. - 1.7. Уставов ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС ЮВАО», данные государственные учреждения являются юридическими лицами, имеют обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный, лицевой и иные счета, финансируются частично из бюджета г. Москвы, имеют право от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности.
Согласно п.п. 2.3.-2.6. Устава ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино», имеет право осуществлять платные услуги и предпринимательскую деятельность для достижения целей, для осуществления которых оно создано.
Пунктами 2.4.-2.6. Устава ГУ «ИС ЮВАО» установлено, что ГУ «ИС ЮВАО» имеет право осуществлять платные услуги и предпринимательскую деятельность.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, ГУ ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ГУ «ИС ЮВАО» являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания услуг по расчету платы за жилищно-коммунальные и иные услуги, а также по формированию и доставке ЕПД жителям ЮВАО г. Москвы.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.11 Федерального закона «О защите конкуренции», запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Таким образом, договор от 07.06.2009 г. об организации расчетов населения за услуги связи для целей кабельного вещания (трансляции) телевизионных программ в общегородской сети кабельного телевидения (коллективной телеантенне) на основании Единого платежного документа является соглашением, навязывающим жителям Юго-Восточного административного округа г. Москвы оплату услуг связи ЗАО «АКАДО-Столица», включенную в ЕПД на оплату коммунальных услуг.
Пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. №307, содержит определение понятия «коммунальные услуги», согласно которому коммунальные услуги это закрытый перечень услуг, а именно: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Таким образом, внесение в ЕПД платы за услуги, не относящиеся к коммунальным услугам, противоречит действующему законодательству и навязывает гражданам невыгодные условия договора.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица» нарушение п. 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в согласованных действиях хозяйствующих субъектов, которые приводят или могут привести к навязыванию жителям Юго-Восточного округа г. Москвы невыгодных условий договора путем включения платы за услуги связи для целей телерадиовещания, предоставляемых ЗАО «АКАДО-Столица», в Единый платежный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг.
2.Выдать ГУ «ИС ЮВАО», ГУ «ИС «Выхино» района Выхино-Жулебино» и ЗАО «АКАДО-Столица» Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3.Материалы дела №7-64/2009 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования и принятия мер в соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде г. Москвы.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-01 15:39:37 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-09-01 15:39:37 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )