«Мосгаз» отругали за высокие тарифы

Столичные управдомы пожаловались в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС по Москве) на ГУП «Мосгаз». По мнению потребителей, предприятие нарушает федеральный закон «О защите конкуренции». «Мосгаз» также назвали «стопроцентным монополистом» на аварийное обслуживание жилых домов. Газовщики с этим не согласны: город отменил субсидии, тарифы возросли, а обеспечить газом и обезопасить от него могут якобы только в «Мосгазе» .

В четверг, 11 августа, в столичном УФАС за одним столом собрались представители управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК из Северного округа и четверо сотрудников ГУП «Мосгаз». На заседание пришел и гендиректор предприятия Гасан Гасангаджиев. Во главе стола расположилась комиссия УФАС под руководством заместителя руководителя- начальника аналитического отдела управления Дмитрия Тетушкина.

«Мосгаз» предложил заключить договор на предоставление услуг по техническому обслуживанию придомового газового оборудования и аварийного обеспечения на 2011 год, - доложила материалы дела секретарь комиссии УФАС. – При этом стоимость услуг по сравнению с прошлым годом была повышена со 199 руб.80 коп. за одну квартиру до 409 руб. 90 коп., не считая НДС». Управляющие компании (ТСЖ, ЖСК, ДЭЗы, кооперативы) взлетевший в два раза тариф возмутил. Проверка газового оборудования входит в ежемесячную плату за технические обслуживание дома. В среднем каждый москвич платит небольшую сумму каждый месяц, - 20-30 руб. Эта цена устанавливается на общем собрании жильцов и управляющей компании. Когда же «Мосгаз» поднял тарифы, управдомы взбунтовались – с жильцов они получают все те же 20 руб., но сами вынуждены оплачивать услуги газовщиков в два раза дороже.

Услуги «Мосгаза» складываются из двух составляющих – техническое и аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования. Аварийное обслуживание раньше субсидировалось из бюджета города, но с 2011 года столичное правительство отменило эту практику.

Управдомы утверждают, что не возражали бы против роста стоимости услуг, если бы их цена не удвоилась, а изменилась незначительно. Такой рост они объясняют тем, что «Мосгаз» - монополист. Чтобы платить меньше, люди вышли на аналогичные предприятия в Московской области, которые готовы оказывать услуги по ценам 2010 года, то есть за 200, а не 400 рублей.

Но выяснилось, что отделить техническое обеспечение от аварийного обслуживания газового оборудования нельзя – этот пакет услуг должен содержаться в одном договоре, что предписывают постановления как федерального правительства, так и столичного. И в тех случаях, когда управдомы отказываются от аварийного обслуживания у «Мосгаза», им в ответ угрожают отключить газ.

«Мы провели свой анализ изменения цен и тарифов за период с 2008 года по 2011-й, - заявила председатель ЖСК «Волна-3» Наталья Круглова. – Каждая услуга имела перечень работ и свою цену. Все было прозрачно и понятно. Но в нынешнем технико-экономическом обосновании занижено количество квартир, оснащенных газовыми приборами, а следовательно, и завышен тариф обслуживания в расчете на одну квартиру». Круглова описала математическое действие, по которому вычисляется тариф: себестоимость услуги с НДС делится на количество квартир. Но количество квартир оказалось, по тем или иным данным, разным. Согласно экономическому обоснованию «Мосгаза» их 1 млн.540 тыс. Себестоимость услуги по ТО составляет 464 млн. 660 тыс. 629 руб. 62 коп. плюс 18% от этой суммы идет на НДС. Как подсчитали управдомы, тариф по этим данным должен был быть 356 руб. 12 коп. «Таким образом, по сравнению с 2010 годом он бы возрос на 36,06%, - сказала Круглова. – Однако Мосжилинспекция указывает другое количество квартир – 1 млн 855 тыс. 507 квартир. Если поделить себестоимость услуги на это количество, то получится тариф в 295 руб. 57 коп. Это увеличение по сравнению с прошлым годом на 12,93%. Это тоже более или менее приемлемо».

Управдомам ответил гендиректор «Мосгаза» Гасан Гасангаджиев. «Мы – это государственное предприятие. У нас есть собственник (департамент имущества правительства Москвы) и курирующий департамент (департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы). Все, о чем вы говорите, не относится к нашей компетенции. Мы не устанавливаем тарифы. Это не наше желание, идти в дом и навязывать управляющим компаниям какие-либо услуги. Нас к этому обязывают правовые акты РФ и Москвы». Чиновник привел цифры: только 2% потребляемого в Москве газа приходится на квартиры.

«За эти 2% газа на быт мы обслуживаем 80% всей газопроводной сети, - объяснял Гасангаджиев. – Газовая региональная организация имеет доминирующее положение в регионе по законодательству. Она должна раз в год проводить ТО. Это как ТО машин – не обязательно что-то менять и исправлять, но проверять обязательно».

В сутки у «Мосгаза», сказал Гасангаджиев, от 85 до 140 аварийных вызовов по «04», из них 40-50% ложные. «Норматив обязывает нас быть на месте через 40 мин., а в такой короткий срок на «бычке» не подъедешь, нужна современная техника, которая тоже стоит денег, - продолжал глава «Мосгаза». - И если не будет заключен договор на аварийное обслуживание с управляющей компанией, то мы не имеем права подавать газ. Если вы заключаете договор с областными компаниями, то в случае аварии вам пришлось бы звонить уже не нам, а туда. Вот и посмотрели бы, как у них к какой-нибудь бабушке за 40 минут получилось бы добраться. И со своими жильцами будете сами разбираться».

Начальник юридического управления «Мосгаза» Михаил Полуэктов пояснил, что тарифы устанавливает департамент экономической политики. «Все денежные средства, которые получает «Мосгаз», не являются его собственностью, они принадлежат государству. Госорганы решают, какие должны быть тарифы». 

«Получается, что из содержания договора нельзя понять, какие услуги и по какой цене вы оказываете?» - поинтересовался у юриста председательствующий комиссии УФАС Тетушкин. «В договоре есть ссылка на постановления правительства», - уклончиво ответил Полуэктов. «Может ли покупатель выбрать одну услугу у вас, а вторую купить в другом месте?» - продолжал Тетушкин. «Нет, - сказал Полуэктов, - Это невозможно, и это связано с безопасностью граждан».

На этом заседание УФАС пришлось прервать и отложить до середины сентября, так как комиссия решила все же получить объяснения от департамента экономической политики, который утверждает тарифы «Мосгаза».

Тем временем в УФАС ждут своей очереди еще несколько десятков заявлений управдомов на «Мосгаз». «У нашей управляющей компании «Дормер» в соответчиках еще и префектура Восточного округа и управа района «Вешняки», которые принуждают нас заключать договор с «Мосгазом» на аварийное обслуживание, - сказал «МН» Олег Филиппов, адвокат коллегии «Заступник».  - Префектура нам прямо пишет, что в наших домах отключат газ, если мы не откажемся от услуг других предприятий и не заключим соглашение с «Мосгазом». Более того, выплата субсидий по ВАО задерживается более чем на три месяца».