Отследить в Интернете скоро будет можно нарушения в работе и расходах управляющих компаний

На днях правоохранительные органы заявили, что жители столичных высоток переплатили управляющей компании за коммунальные услуги миллиард рублей. Однако потом городские службы цифру уточнили: "излишки" составили 116 миллионов рублей. Для предотвращения в будущем подобных инцидентов департамент жилищно-коммунального хозяйства намерен создать сайт, на котором в режиме онлайн будет отображаться информация о деятельности всех управляющих компаний города.

Напомним, скандальная история с "лишними" отчислениями жильцов за ЖКУ началась с писем в прокуратуру от самих обитателей высоток. Управляющей компанией этих домов является ГУП ЭВАЖД (Эксплуатация высотных административных и жилых домов). Всего в ее "подчинении" 72 тысячи квартир в 250 высотных и нетиповых сооружениях. С 2010 года полномочия по сбору коммунальных платежей переданы Государственному бюджетному учреждению "Жилищник".

Проведенная сотрудниками Дорогомиловской межрайонной прокуратуры проверка показала, что с 2009 по 2010 год с жильцов незаконно взималась плата за услуги по ремонту и содержанию жилых помещений с начислением повышающего коэффициента. Но он применяется лишь для расчета субсидий из бюджета Москвы на содержание и ремонт общего имущества - в зависимости от наличия лифта, мусоропровода, этажности и прочего. С жителей же плата должна браться по ставкам, утвержденным правительством Москвы. Дополнительных средств (если это не прописано в договоре с жильцами), управляющая организация взимать не вправе. Прокуратура направила в суд заявление с требованием признать незаконными действия ЭВАЖД и ГБУ "Жилищник" и иск о необходимости перерасчета и возмещения гражданам средств.

- Руководство ГУП, утверждавшее тарифы, отстранено от своих обязанностей, - рассказала и.о. директора ГУП ЭВАЖД Светлана Мурзина. - По проверке, проведенной нашим учреждением, завышение платежей ГУП ЭВАЖД за пользование москвичами жилищных услуг в 2008-2010 годах составило 116 миллионов рублей. "Переплаченные" деньги были потрачены в целевом порядке на эксплуатацию домов, но без согласия с жильцами. Виноваты не только специалисты, начисляющие квартплату, но и сами жильцы, не контролирующие работу управляющей компании.

- Зачастую жители халатно относятся к управлению домом, - подтвердил корреспонденту "РГ" руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Владимир Ефимов. - Они не собирают общее собрание, чтобы выбрать управляющую компанию, не смотрят пункты договора, который заключает дом на управление. А ведь в таком договоре прописать можно все что угодно... Что прописано в документе, многие узнают, лишь когда возникают конфликты. Для того чтобы этого избежать, в договоре на обслуживание дома нужно четко прописывать все пункты предоставления услуг. Это и частота вывоза мусора в месяц, объем и частота уборки лестниц в подъездах, работы по ремонту общедомового имущества. По словам Ефимова, их ведомство в ближайшие месяцы выпустит брошюру с подробным описанием того, что должна делать управляющая компания и куда обращаться в случае нарушения ее работы.

По словам руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства Андрея Цыбина, работу управляющих компаний необходимо сделать прозрачной, а информацию об их деятельности выкладывать на сайте департамента. "Управляющие компании должны обеспечивать полное информирование жителей по количеству перечисленных средств и оказанных на них услуг. Это облегчит жителям осуществление контроля, а управляющих простимулирует качественней работать, ведь иначе от них могут отказаться", - заявил Цыбин.