ФАС лоббирует введение госпошлин за подачу жалоб

Заместитель главы Управления ФАС по Москве Екатерина Соловьева провела интернет-интервью, посвященное итогам работы УФАС за прошлый год в сфере размещения госзаказа и перспективах развития в данной области в 2011 году. Полный текст интервью размещен здесь.

Отвечая на вопрос, согласна ли она с мнением, что сфера госзакупок — самая коррумпированная в России, Соловьева сказала, что … "это не самая коррупционная сфера". По ее словам, "везде, где распределяются блага, деньги, имущество, безусловно, существуют коррупционные риски. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ „О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ является передовым в сфере борьбы с коррупцией, потому как те формы размещения денежных средств, которые предусмотрены этим законом, прописаны очень детально. У государственных заказчиков минимизируется возможность злоупотребления при проведении торгов".

Кроме того, отмечает замруководителя столичного УФАС, "введение электронных аукционов также подвигло к тому, чтобы уменьшить коррупционные риски при размещении государственных заказов, так как данная процедура предусматривает полную анонимность. Государственные заказчики не знают до определенного момента, кто подал заявку на торги, кто выигрывает, никак не могут повлиять на данную процедуру до заключения государственного контракта. Поэтому данный закон призван помочь в борьбе с коррупцией".

Тем не менее, Соловьева высказывает мнение, что существует проблема и в самом законе, поскольку "сейчас нет прямого запрета на подачу анонимных заявок на электронные торги. Т.е. участник размещения заказа, подавая первую часть своих заявок, может подать эту заявку на своем фирменном бланке, и в этом случае заказчик может увидеть, кто подал заявку. Мы считаем, что необходимо внести изменения в 94-ФЗ, которые запрещали бы идентифицировать на стадии первых частей заявок тех участников размещения заказов, которые подали заявки".

Комментируя возможность введения государственных пошлин за подачу жалоб, замглавы УФАС пояснила, что такая мысль возникла из-за злоупотребления некоторыми предпринимателями "своим правом на обжалование действий государственных заказчиков. Это осложняет работу государственным заказчикам, затягивает процедуры размещения заказа, заключения государственных контрактов. При этом часто бывают случаи, когда специально для подачи жалоб в ФАС создаются компании, которые занимаются только обжалованием торгов. Для того, чтобы эти случаи минимизировать, мы считаем, что необходимо вводить систему государственных пошлин на подачу жалоб. В настоящее время ведутся консультации в Правительстве РФ, Государственной Думе РФ.

"Мы надеемся, что законодатели все-таки услышат нас и в ближайшее время введут данные положения в закон", — заявила Соловьева.

Отвечая на вопрос, удалось ли благодаря применению „О размещении заказов…" сделать механизм их распределения прозрачным и упразднить ставшие нормой для России так называемые откаты, замруководителя московского УФАС высказала точку зрения, что "законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов помогает устранять коррупционные риски, минимизирует возможность "откатов" на государственных контрактах, потому что вся процедура размещения заказа подробно прописана в законе".

"Конечно, заказчики и участники размещения заказа придумывают какие-то новые варианты обхода закона, но это все очень легко выявляется. Мы немедленно реагируем, отменяем такие процедуры. Торги становятся прозрачными, а государственные контракты доступнее для предпринимателей. Сейчас субъекты малого предпринимательства получают больше доступа к государственным контрактам. Поэтому, на мой взгляд, 94-ФЗ, что бы про него очень многие не говорили, действительно, хорошо работает. Самое главное — его нужно научиться применять", — сказала Соловьева.