Собянин велел коммунальщикам отменить поборы за обслуживание водосчетчиков

Отменить плату за техобслуживание счетчиков на воду поручил мэр Москвы Сергей Собянин. Градоначальник напомнил, что эта услуга должна была предоставляться на добровольных началах, однако коммунальщики выставляли за нее счета. Защитники прав потребителей заявили, что рады решению мэра, поскольку «никакого техобслуживания гражданам не надо». А коммунальщики предположили, что если эту услугу не будут оплачивать москвичи, расходы на нее вынуждено будет взять на себя государство.

Мэр Москвы Сергей Собянин поручил 24 декабря подготовить постановление об отмене платы за техническое обслуживание счетчиков на воду в столичных домах. Градоначальник объяснил, что по постановлению правительства Москвы эта услуга должна предоставляться москвичам на добровольных началах.

«На самом деле добровольности там нет, просто выставляют счета»,— цитирует Собянина «Интерфакс».

Решение мэра с радостью восприняли организации и общественные деятели, которые почти год боролись за отмену платы на эту услугу, уверяя, что деньги с москвичей взимаются незаконно. Так, в Обществе защиты прав потребителей GZT.RU ранее заявляли, что специалисты годами не приходят в квартиры москвичей проверять работу счетчиков. При этом горожан обязывают подписывать договора и платить деньги за техобслуживание приборов.

«Иногда общественные давления и акции приводят к результату,— заявил GZT.RU председатель общества Михаил Аншаков.— По этой проблеме дело в ФАС было возбуждено, Генпрокуратура начала заниматься. Там дали ответ на наше обращение. Кроме нас еще многие возмущались».

Михаил Аншаков подчеркнул, что «никакого техобслуживания счетчиков гражданам не надо», поскольку приборы учета проходят специальную проверку и имеют технические паспорта, гарантийные талоны.

«Зачем их еще обслуживать? Если прибор находится на гарантии, он должен работать, если сломался, потребитель отнесет его в магазин и ему его заменят»,— объяснил Аншаков.

Он напомнил, что при установке счетчиков на электричество никакого обслуживания не ведется. Потребитель платит за электроэнергию только по тарифу, и специалисты «Мосэнерго» либо самостоятельно проверяют показания приборов (при необходимости), либо верят жильцам на слово.

Лидер московского отделения партии «Яблоко» Сергей Митрохин, добивавшийся возбуждения уголовного дела в отношения московского правительства по этому вопросу, также назвал решение мэра хорошим результатом.

«Мы долго добивались возбуждения уголовного дела, и ФАС (Федеральная антимонопольная служба) возбудила уголовное дело, это был большой общественный резонанс и потребители к этому подключились. Это большая победа общественности и партии „Яблоко“»,— заявил Митрохин.

Он пояснил, что эта мера не стимулирует установку счетчиков, как предполагает реформа ЖКХ.

Взимая плату за техобслуживание приборов индивидуального учета, чиновники придумали очередной способ выбивания денег из населения, подчеркнул лидер «Яблока».

За счет москвичей заливаются придомовые катки

В Федеральной антимонопольной службе GZT.RU подтвердили, что при взимании оплаты за техобслуживание счетчиков происходит нарушение законодательства. Антимонопольщики получили большое количество обращений по этому поводу и после проверок возбудили дело.

«Существует 77-е постановление правительства Москвы, которое регулирует плату за индивидуальные приборы учета,— рассказал Владимир Ефимов, руководитель управления московского управления ФАС.— Оно вводит норму, что обслуживать эти счетчики может только управляющая компания. А это противоречит действующему законодательству. У нас счетчик является собственностью гражданина. И гражданину принадлежит бремя содержания этого счетчика. Его может обслуживать любая организация, имеющая лицензию. Рынок достаточно конкурентный. Поэтому управляющая компания не имеет право навязывать свою услугу, что у нас происходит повсеместно».

Антимонопольщики намерены также поднять вопрос еще об одном нарушении, которое терпят москвичи, оплачивая горячую и холодную воду. В том же 77-м постановлении есть норма, которая противоречит федеральному законодательству № 307, заявил Ефимов.

«У нас происходит как: есть общий объем воды, который поступает на дом. Допустим, 1000 кубических метров,— объяснил он.— И есть, например, 90% собственников, которые оборудовали свои квартиры индивидуальными приборами учета. И есть 10% собственников, которые живут без приборов учета. При расчете из 1000 использованных кубов вычитают показания 90% жильцов, владеющих приборами учета. А полученную сумму (минус 5% на общедомовые нужды) раскладывают на 10% оставшихся жильцов. И эти 10% собственников могут получить за месяц 50 или даже 100 кубов потребления воды. То есть абсолютно нереальные цифры. В то время как по федеральному законодательству платеж не может превышать установленный правительством норматив. Норматив есть, но он не применялся в силу этого неправильного 77-го постановления».

Владимир Ефимов добавил, что в счета тех жильцов, кто не имеет счетчики на воду, чиновники могут включить даже ту воду, которую они используют для залития придомового катка.

«Жители (получившие огромные счета) обращаются в управляющую компанию, спрашивают, почему так много, а им говорят: ну так получилось,— заявил Ефимов.— Понятно, что не везде и не всегда вода берется из жилых домов. И, как правило, не из жилых домов. Но такие случаи в Москве были, к нам обращались люди. Поэтому это постановление нужно как можно скорее отменять, и мы это очень приветствуем. Здесь можно только поблагодарить правительство Москвы, что они решили устранить это нарушение самостоятельно».


В комплексе городского хозяйства, услышав об инициативе мэра, предположили, что если оплату техобслуживания счетчиков снимут с жильцов, то платить за это придется городу, который вынужден будет искать на это дополнительные деньги. При этом коммунальщики подчеркнули, что техобслуживание счетчиков делается во благо жильцов.

«Техническое обслуживание счетчика, как и автомобиля,— это проверка на работоспособность,— пояснил представитель мэрии.— Если вдруг счетчик работает неверно, когда это выявится, жителю могут сделать перерасчет».

Проверка счетчика должна производиться не менее двух раз в год, прежде всего для того, чтобы была «доказательная база», что прибор учета работает правильно, подчеркнул собеседник GZT.RU.

«Если вдруг сломается прибор учета и житель понесет его на ремонт и там выявят, что техническое обслуживание не проводилось, может возникнуть проблема,— заявил представитель мэрии.— Поскольку прибор неисправен, могут сделать перерасчет от даты его последнего техобслуживания, то есть могут просто по нормативу воду посчитать. Откуда ЕИРЦ (Единый информационно-расчетный центр) может знать, что прибор учета работал верно, если нет доказательств технического обслуживания— то есть акта работ, которые провел мастер?»

Представитель комплекса опроверг информацию о том, что на самом деле жителям не предоставляются услуги по техобслуживанию счетчиков, подчеркнув, что потребители платят только по факту предоставления услуг. По поводу жалоб москвичей о том, что мастера годами не появляются в их квартирах, собеседник GZT.RU заявил, что люди сами должны приглашать специалиста.

«Конечно, никто к ним просто так не пойдет,— объяснил он.— Они должны сами сказать, что готовы на очередное техобслуживание, которое производится раз в полгода».