В поле зрения антимонопольной службы оказался рынок ритуальных услуг.

Претензии ведомства касаются, прежде всего, деятельности государственных унитарных предприятий; они – фактические монополисты, тогда как закон относит похоронное дело к конкурентным отраслям.

Тем временем, в поле зрения антимонопольной службы оказался и рынок ритуальных услуг. Претензии ведомства касаются, прежде всего, деятельности государственных унитарных предприятий. Они – фактические монополисты, тогда как закон относит похоронное дело к конкурентным отраслям. Насколько необходима конкуренция в столь деликатной сфере - выяснял Вадим Леонов.

Вадим Леонов, корреспондент:
- Кладбища и часть ритуальных услуг в большинстве регионов России сегодня отданы муниципальным и городским унитарным предприятиям. Они же оказывают дополнительные коммерческие услуги. Однако недавно у Федеральной антимонопольной службы возникли большие вопросы к такой схеме функционирования кладбищенского бизнеса, потому что она ограничивает свободу конкуренции. Но даже высший Арбитражный суд не может дать единого четкого определения с сложившейся ситуации.

ФАС предлагает свой выход и этой правовой коллизии: кладбища отдельно, деньги отдельно. То есть хозяин кладбища или крематория - государство, а коммерческие услуги на конкурсной основе с равным доступом к тендеру городских и частных организаций.

Владимир Ефимов, руководитель УФАС России по Москве:
- Было бы правильным и необходимым для устранения этого нарушения изъять все функции органов власти у ГУП "Ритуал" и передать их либо непосредственно самому департаменту, либо государственным учреждениям, которые будут финансироваться полностью непосредственно из бюджета, и таким образом не будет являться хозяйствующим субъектов. То есть не будет оказывать платные услуги.

Московские власти решили не спорить с проверяющими органами и согласились проработать новый механизм оказания ритуальных услуг. Однако опыт других регионов, где дело дошло до суда, показывает, что у регулирующего эту сферу законодательства может быть двоякое прочтение.

Алексей Сулоев, и.о. заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы:
- У нас есть два решения президиума высшего Арбитражного суда с разницей в одну неделю с совершенно противоположенным решением. В одном сказано - это по Красноярску - что оказывать могут услуги любые организации. Это полный хаос на кладбище. Этого нигде нет в мире. И через неделю в другом регионе принимается решение о том, что оказывать услуги - и мы согласны с этим решением - могут оказывать услуги на кладбище только специализированные службы.

Какие финансовые последствия будет иметь кладбищенская реформа, сейчас посчитать сложно. В Москве уже несколько лет держались одни из самых низких цен на базовые услуги - погребение и кремацию.

Алексей Сулоев, и.о. заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Москвы:
- Есть мировая практика. Как правило, крематории и кладбища принадлежат или муниципальным образованиям, или общественным организациям. Если эта услуга - кремации - будет вынесена, например, на конкурс, само собой она не останется такой низкой, как 2000 рублей. Она повысится - даже тяжело посчитать, на сколько.

По предварительной договоренности между ФАС и столичным правительством, реформирование ритуальной сферы должно полностью закончиться в 2013 году.

Вадим Леонов, Игорь Гребенкин. «ТВ Центр». Москва. 20.10.2010 г.

Видео можно посмотреть здесь.