• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Таблетки, пиво и кредит.

"Российская Бизнес-газета" №768 (35) от 21 сентября 2010 г.

Рекламный рынок оживает.По данным АКАР, за первое полугодие 2010 г. суммарный объем рекламы составил примерно 105 млрд руб., что на 10% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. И вот совпадение, до 10% всей этой рекламы - "неправильная". О том, с какими нарушениями Закона "О рекламе" сегодня сталкиваются надзорные органы, нам рассказывает заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Александр Тархов.

- Александр Викторович, c какой "неправильной" рекламой чаще всего сталкиваетесь в СМИ?

- Чаще всего с нарушением ст. 16 Федерального закона "О рекламе", который предписывает при размещении текста рекламы в периодических печатных изданиях сопровождать данный текст пометкой "реклама" или "на правах рекламы". Кроме того, очень часто рекламораспространителям кажется неважным размещение рекламы алкогольной продукции с отметкой о вреде ее потребления. В прошлом месяце в управлении был рассмотрен ряд дел в отношении глянцевых журналов и иных периодических изданий (MAXIM, PLAYBOY, "КОММЕРСАНТЪ", ТРЕНД КИНО).

- Наверное, вам достаточно посмотреть на какую-нибудь растяжку на улице или на рекламу, которая прерывает cериал на самом интересном месте, и вы сразу определяете, что есть нарушение. Какие наиболее распространенные нарушения вам удается фиксировать?

- В первую очередь это реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Часто нарушаются нормы ФЗ "О рекламе", предписывающие не размещать рекламу на расстоянии ближе, чем сто метров от зданий, в которых находятся детские, образовательные, медицинские, военные организации, театры, цирки, музеи, концертные и выставочные залы, а также библиотеки. Данные нарушения допускаются рекламораспространителями, такими крупными операторами наружной рекламы, как News Outdoor, Gallery, Реклама-Сервис, Олимп, а также различными хозяйствующими субъектами. В частности, на этой неделе возбуждено дело в отношении ЗАО "Киевская площадь", которое в торгово-развлекательном центре "Европейский" разместило рекламу алкогольной продукции в непосредственной близости от кинотеатра "Формула Кино Европа", расположенного в здании ТРЦ "Европейский".

Нарушаются нормы ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы алкоголя, пива, табака без предупреждения о вреде их чрезмерного потребления. Данные нарушения чаще всего допускаются кафе, барами, ресторанами, магазинами, которые рекламируют указанную продукцию, а также проводят различного рода акции, предметом которых являются алкоголь, пиво, табак. Кстати, 1 сентября вынесены решения о признании нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе крупными сетевыми ресторанами - рестораном "Грабли" и трактиром "Елки-Палки", которые рекламировали пиво марок "Старый Мельник" и "Балтика", без предупреждения об их вреде потребления.

Другие нарушения законодательства Российской Федерации касаются использования в рекламе иностранных слов и выражений (без перевода на государственный язык Российской Федерации - русский), которые могут привести к искажению смысла информации. Данные нарушения допускают также кафе, бары, рестораны, магазины. Особенно в период проведения скидок витрины магазинов содержат массу нарушений, выражающихся в надписях: SALE, DISCOUNT без перевода на русский язык. Кроме того, в период распродаж нарушается еще одна норма ФЗ "О рекламе" - размещение рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, при этом вводятся в заблуждение потребители рекламы. Для примера: Торговый дом ЦУМ в своей рекламе указал, что проводится распродажа - 30%, при этом не указал, какой товар подпадает под условия акции. Как простой потребитель рекламы, я из смысла рекламы понял бы, что весь товар в ЦУМе продается со скидкой 30 % , однако на самом деле - только часть товара. О данном условии рекламодатель умолчал. По данному факту собраны необходимые документы и возбуждено производство по делу по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

- Сколько времени проходит после того, как вы заметили нарушение, и до тех пор, как та же злосчастная растяжка будет снята?

- Мы стараемся работать максимально быстро. Но есть рекламодатели, распространители рекламы, которые стараются максимально долго распространять ненадлежащую рекламу. Приведу пример: банк "Траст", он у нас проходит неоднократным нарушителем. Сегодня на рассмотрении в Московском УФАС России находится очередное дело в отношении банка "Траст". На основных магистралях столицы размещена реклама с изображением трех обнаженных девушек, прикрытых Российским флагом. Банк, как рекламодатель, закон игнорирует, и мы, поверьте, применим к "Трасту" самые жесточайшие меры.

Очень много претензий у нас к операторам услуг связи. В частности, к АКАДО. Люди жалуются, что без их согласия рекламируют по телефону те или иные услуги, навязчиво звонят. Дело рассмотрено, предписание выдано. Сейчас ждем его исполнения. В случае если нарушение закона продолжится, будем ужесточать меры воздействия.

Что касается развлекательных заведений, то, например, есть клуб "Пача". К его руководителям у нас накопилось много вопросов. Данное развлекательное заведение на своем официальном сайте, а также на сайте mail.ru размещает рекламу своего клуба с использованием иностранных слов и выражений без перевода их на русский язык. По данному случаю в отношении клуба "Пача" вынесено решение о признании нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений. Однако клуб "Пача" до настоящего времени не выполнил предписания, кроме того, продолжает нарушать ФЗ "О рекламе". На этот счет у Московского УФАС России - четкая политика: клуб "Пача" за невыполнение в установленный срок законного предписания будет привлечен к административной ответственности; за новые факты нарушения ФЗ "О рекламе" штраф будет наложен в большем размере, чем предыдущий.

- Нарушения в области какой рекламы: банков, медицинских услуг, продуктов питания, на ваш взгляд, самые опасные?

- Сложно сказать, какая ненадлежащая реклама самая опасная. Это то же самое, что спросить, а какое из бедствий самое опасное: пожар, наводнение и т.д.? Вы сможете выбрать? Я - нет! Нарушения при рекламировании медицинских услуг - очень серьезные. Недавно мы завершили несколько дел по БАДам - биологически активным добавкам. Очень часто те или иные компании - распространители БАДов заявляют потребителям в своих рекламных роликах, что БАД излечивает от многих опасных болезней. Люди, особенно пенсионеры, верят, отдают последние деньги, чтобы вылечиться, в результате обещанных улучшений не наступает. Жалуются нам. Мы, со своей стороны, штрафуем, выдаем предписания, требуем, чтобы рекламодатели и рекламораспространители сообщали, что БАДы не излечивают от болезней и это не лекарства.

Особый контроль уделяем рекламе банковских услуг, потому что часто встречающиеся нарушения - это предоставление неполной информации о услуге.

Как правило, при размещении рекламы банковского вклада или кредита указывается процентная ставка и умалчивается информация о сумме и сроке вклада или кредита, а также умалчиваются и другие условия договора, например, о досрочном погашении кредита, о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость предоставляемого кредита и иных условиях, прямо предусмотренных договором и определяющих фактическую стоимость кредита. В результате потребители рекламы получают искаженную информацию о рекламируемой услуге. При распространении такой рекламы нарушаются требования, предъявляемые непосредственно к рекламе финансовых услуг, а также общие требования к рекламе, в части введения в заблуждение потребителей рекламы, ввиду отсутствия в рекламе части существенной информации.

В последнее время в рекламе банковских услуг стало популярным крупным шрифтом указывать процентную ставку по вкладам или ежемесячную комиссию по кредитам, и мелким, нечитаемым шрифтом - все остальные существенные условия договора. Информация об указанных условиях договора формально присутствует, однако данные сведения выполнены таким мелким шрифтом или появляются на последней секунде рекламного ролика, что потребители рекламы не в состоянии воспринимать указанную информацию. В этом случае комиссия управления устанавливает нарушения статьи 28 Закона "О рекламе" в отношении рекламодателей.

Московским УФАС России рассмотрены дела о нарушении законодательства РФ о рекламе в отношении следующих хозяйствующих субъектов: ООО АКБ "Московский Капитал", КБ "Ренессанс", ЗАО "КБ Дельта Кредит", ОАО АКБ "Российский Капитал", ООО "Женераль Групп", АКБ "Сити Банк", КБ "Юниаструм Банк (ООО), НБ "Траст" (ОАО) и другие, по факту распространения ненадлежащей рекламы вкладов и потребительских кредитов.

К указанным хозяйствующим субъектам применены меры административного наказания в виде штрафа, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.