Начальник отдела контроля за размещением государственного заказа Московского УФАС России о новых технологиях проведения аукционов

21 июля в 11-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялся интернет-круглый стол с участием заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Гордеева Игоря Владимировича, начальника Управления организации размещения государственного заказа Департамента социальной защиты населения города Москвы Ковальского Владимира Владимировича, заместителя руководителя Департамента г. Москвы по конкурентной политике Данилова Алексея Леонтьевича, начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Паппо Алексея Юрьевича, заместителя генерального директора ОАО "Единая электронная торговая площадка" Черногорова Андрея Александровича.

Ведущий интернет-круглого стола - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ")

Ведущий: Доброе утро, уважаемые дамы и господа! Здравствуйте, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем наш интернет-круглый стол. Разрешите представить наших гостей:

Гордеева Игоря Владимировича - заместителя руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы

Ковальского Владимира Владимировича - начальника Управления организации размещения государственного заказа Департамента социальной защиты населения города Москвы

Данилова Алексея Леонтьевича - заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике

Паппо Алексея Юрьевича - начальника отдела контроля за размещением государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве

Черногорова Андрея Александровича - заместителя генерального директора ОАО "Единая электронная торговая площадка".

Уважаемые гости, позвольте поблагодарить вас за то, что нашли время прийти сегодня на наш интернет-круглый стол.

Тема интернет-круглого стола: "Внедрение новых технологий в проведение электронных аукционов - гарантия честной конкуренции в реализации государственного заказа".

Электронный аукцион - это аукцион, при котором ценовые предложения подаются через Интернет. Поставщики, подавшие заявку на участие в нем, соглашаются со всеми условиями поставки и конкурируют между собой только по ценам. В ходе торгов соблюдается анонимность поставщиков, что исключает возможность сговора или нерыночных методов воздействия. Каждый участник аукциона может наблюдать на веб-странице ценовые предложения конкурентов и через специальную форму подавать собственные. Электронные аукционы считаются наиболее перспективной формой проведения торгов с точки зрения экономии бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с 1 июля 2010 года федеральные заказчики вместо обычных будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Для региональных и муниципальных заказчиков размещение заказов в электронной форме станет обязательным с 1 января 2011 года. Открытый конкурс или аукцион при размещении заказов на соответствующие товары, работы, услуги с 1 января 2010 года запрещены.

Участники интернет-круглого стола поделятся своим опытом организации и проведения открытых аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных заказчиков, обсудят особенности, преимущества и недостатки этой формы аукциона перед привычным конкурсным отбором, а также рассмотрят вопросы, связанные с современными нормативными основами развития электронной торговли, и многие другие.

К моменту начала интернет-круглого стола поступило несколько десятков разных интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня хотим предложить нашим уважаемым гостям.

И первый вопрос. Какие бы вы могли выделить преимущества и недостатки проведения открытых аукционов в электронной форме?

Данилов А.Л.: Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарю за возможность поучаствовать в круглом столе. Новая форма должна внести определенные преимущества перед теми традиционными, которые уже существуют. Основное, на мой взгляд, преимущество, которое несут электронные аукционы – это практически полное отсутствие возможности очного сговора между участниками торгов, что позволяет сделать торги более конкурентными и добиться большего снижения цен на поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд. С другой стороны, это возможность предотвратить сговор между государственным заказчиком и поставщиком, потому что при допуске к торгам, т.е. к самой процедуре установления цены путем электронного аукциона, государственный заказчик не может определить, кто из участников подал первую часть заявки, потому что они, как правило, подаются анонимно. И третье преимущество, на мой взгляд, – это технологичность, потому что новый порядок проведения аукционов в соответствии с главой 3.1. ФЗ № 94 подразумевает безбумажную технологию. Это первый закон, который вводит полную электронную цепочку прохождения всей процедуры от начала подачи заявки на участие в аукционе до заключения государственного контракта, в том числе в электронном виде. На мой взгляд, это три основных преимущества, которые несут в себе электронные аукционы.

Ведущий: Преимуществ или недостатков все-таки больше?

Данилов А.Л.: Новая схема проведения аукционов только началась. При этом федеральные органы власти по ней работают полгода. С 1 июля 2010 года эта процедура введена, и мы начинаем по ней работать. Отмечу, что электронными аукционами Москва занимается уже достаточно давно и была первым регионом, который ввел эти аукционы в практику.

Ведущий: Спасибо! Игорь Владимирович, следующий вопрос задам Вам. Многие исследователи утверждают, что сфера госзакупок - самая коррумпированная в России. Согласны ли Вы с данным мнением? Как полагаете, способно ли снизить и кардинальным образом повлиять на состояние коррупции в сфере госзакупок в России внедрение электронной формы проведения аукциона или электронных закупок?

Гордеев И.В.: Федеральный закон № 94, вводящий процедуру электронного аукциона, безусловно, является одним из механизмов, который предотвращает возможность создания условий для проявления коррупции. Я считаю, что тема коррупции - тема отдельного круглого стола. Тут надо говорить о системе мер, регулируемых государством, и не стоит возлагать все надежды только на ФЗ № 94.

Ведущий: Владимир Владимирович, следующий вопрос к вам. Планируется ли внесение каких-либо изменений в правила документооборота при проведении открытых аукционов в электронной форме в связи с внесением изменений в ФЗ № 94? Каков порядок применения электронно-цифровой подписи?

Ковальский В.В.: Здесь можно отметить следующее. Скорее всего, будут разработаны регламенты по документообороту. И, наверное, будет применяться какой-то общий по городу регламент для каждого государственного заказчика. В принципе, все необходимые вещи у нас прописаны в законе, ничего нового и особенного из этого не будет проистекать. То есть все, что у нас прописано в законе, будет перенесено на бумагу.

Что касается порядка применения электронно-цифровой подписи, здесь практически все вопросы определены нашим законодательством. Электронная подпись при электронных аукционах будет необходима при подписании извещений, протоколов. Все эти электронные подписи мы получаем в Федеральном казначействе. В настоящее время все государственные заказчики города Москвы заняты получением электронно-цифровых подписей. Наши поставщики будут получать и пользоваться всеми электронно-цифровыми подписями нового образца, будет создано единое поле применения электронно-цифровой подписи для нашей новой главы.

Данилов А.Л.: Хотел бы добавить, что основным изменением в правилах документооборота, как я уже говорил, будет заключение государственного контракта в электронном виде по результатам электронных аукционов. Закон не предусматривает бумажного документа по результатам этих торгов. Это, на мой взгляд, является основным изменением, которое вносится в документооборот. С этим связано несколько особенностей. Во-первых, претензионно-судебная практика. Наши коллеги, правоохранительные органы будут воспринимать виртуальные контракты, не смотря на то, что они будут подписаны электронно-цифровыми подписями руководителей госструктур, государственного заказчика и поставщика. С другой стороны, депозитарий будет выступать неким хранилищем на электронной площадке, где проходят торги, которые будут хранить эти контракты и предъявлять их в тех или иных случаях по требованию соответствующих органов либо правообладателей этих контрактов.

Черногоров А.А.: Электронный документооборот - это один из трех ключевых моментов ведения электронных аукционов. Он позволяет избежать бумажной работы, нарушения сроков со стороны заказчика и поставщика в связи с какими-то физическими барьерами для движения документов. А кроме того, недавно Государственная Дума РФ приняла закон, который в числе прочего определяет возможность использования счетов-фактур в электронном виде. Пока, к сожалению, порядок детально не прописан, поэтому сейчас ограничен перевод счетов-фактур в электронный вид, но это единственное, что в настоящий момент сдерживает то, чтобы вся цепочка контракта проходила полностью в электронном виде. Если счета-фактуры наконец-то станут возможны в электронном виде и ФНС станет их принимать, тогда можно будет заключать сделку в бездокументарной форме. Можно будет полностью избавиться от документов. В нашей стране сейчас подготовлено к этому практически все. Больше 360000 организаций получили свою подпись. Это больше половины жизнеспособных предприятий в нашей стране. Они используют эту подпись не только в торгах, но и для сдачи налоговой отчетности в электронной форме. Эта практика уже достаточно распространена, и уровень компьютеризации, как вы понимаете, это позволяет. Если у человека есть электронно-цифровая подпись, значит, у него есть компьютер, соответственно, ему для того, чтобы полностью избавиться от бумаги во взаимоотношениях с контрагентами, нужно немного. ФЗ № 94 открывает возможность уйти от бумаги по государственным сделкам. Площадка выступает единым депозитарием, предоставляет такие документы по запросу контрольных и надзорных органов. Хранение документов также дублируется и у заказчика. Он сохраняет файлы, подписанные у себя на носителях. И это позволяет снизить издержки на содержание архива.

Ведущий: Каков срок хранения этих документов на площадке?

Черногоров А.А.: Площадка после сбора обязана хранить всю информацию в течение 10 лет, у нас по заявке 15 лет.

Ведущий: Следующий вопрос к Алексею Юрьевичу. Какие органы государственной власти на сегодняшний день правомочны осуществлять контроль за размещением государственного муниципального заказа и что изменится в будущем?

Паппо А.Ю.: На сегодняшний день существует трехуровневая система органов, осуществляющих контроль в данной сфере. Это ФАС России и его территориальные органы; органы субъектов Российской Федерации и органы муниципальных образований. В Москве есть Москонтроль, Московское управление ФАС, Центральный аппарат ФАС. Относительно изменений в системе сейчас говорить, наверное, немного рано. Система работает, и пока никаких инициатив, которые получили бы какое-то развитие, на эту тему нет.

Еще хотелось бы добавить относительно коррумпированности госзакупок. Хотелось бы добавить, что с момента принятия ФЗ № 94 сначала были конкурсы, аукционы, котировки, сейчас добавился электронный аукцион. Как уже говорилось, преимуществом электронного аукциона является то, что участники размещения заказа не могут договориться между собой. Не происходит общения между участником и заказчиком. Т.е. здесь исключается сговор между участниками, что зачастую происходит при проведении обычных аукционов. Кроме того, снижается риск получения, предложения взятки или ее вымогания со стороны заказчика.

Черногоров А.А.: В настоящий момент Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой принят регламент касательно того, что у площадки должен существовать кабинет контрольных органов. К осени мы такой кабинет вводим в эксплуатацию. Уполномоченные сотрудники контрольного органа могут принимать решения непосредственно из интерфейса площадки о приостановлении той или иной процедуры, что опять-таки очень важно, потому что сейчас из-за некоторых проволочек с документарной работой случается, что решение принято, но процедура уже прошла или контракт пошел на заключение. Сейчас это гораздо ускорит работу контрольных органов. Это должно привести к более оперативному пресечению нарушений.

Ведущий: Спасибо! Алексей Леонтьевич, следующий вопрос к вам. Одним из главных преимуществ проведения аукциона в электронном виде представители органов власти называют значительную экономию бюджетных средств. Но многие эксперты утверждают, что при проведении аукционов выигрывает цена, но страдает качество. Как, по вашему мнению, необходимо решать вопрос качества?

Данилов А.Л.: Данный спор уже достаточно стар. Аукцион проводится только по цене в итоге. Т.е. все остальные характеристики услуги, товара либо каких-то работ должны быть определены и представлены государству поставщиком этих услуг, либо товаров в том качестве, которое требуется государственному заказчику. Основная задача государственного заказчика - как можно более качественно, подробно, профессионально составить аукционную документацию для того, чтобы затронуть все качественные характеристики товара. Насколько правильно, более тщательно и конкретно он составит конкурсную документацию, тем более качественный продукт получит. И поэтому решение может быть одно: с одной стороны, это качественное оформление конкурсной документации, а с другой стороны, здесь можно предложить четкую ответственность поставщика за выполнение требований государственного контракта. Т.е. со стороны государственного заказчика это должна быть поэтапная приемка работ, чтобы на ранних стадиях государственного контракта можно было бы определить, насколько качественно поставщик в целом способен выполнить работу, которую он заявил на аукционе. Также необходимо уйти от практики авансов и оплаты государственных контрактов по результатам проведенных работ, проводить более тщательную приемку тех результатов контракта, которые получились по результатам аукциона. Вот те рецепты, которые нужны для того, чтобы качество не страдало в ходе аукциона.

Гордеев И.В.: Добавлю как представитель заказчика. Вопрос, конечно, очень серьезный. Алексей Леонтьевич правильно сказал, что вопрос появился, наверное, с момента вступления в силу ФЗ № 94. Предусмотрены механизмы, которые позволяют определить необходимую потребность заказчика, заложив ее в конкурсную или аукционную документацию. Но, на мой взгляд, это не всегда бывает оптимальным решением. В Москве создана целая система согласования стартовой цены торгов. Т.е. есть существует временная рабочая группа, которая рассматривает целесообразность размещения заказа и лимиты финансирования. Также имеет место обязательное согласование стартовой цены контракта с Департаментом экономической политики и развития города Москвы. Поэтому кратного превышения стартовой цены того, что мы хотим купить, не может быть по определению. И когда в результате такой подготовки проходит аукцион и дается снижение на 40, 50, а то и 60%, естественно, возникают вопросы. Поставщики, исполнители работ, взяв на себя ответственность по исполнению контракта, вынуждены искать финансовые резервы, сокращать свои издержки. Соответственно, есть ряд недобросовестных поставщиков, которые это делают в ущерб качеству. На мой взгляд, в законе есть некоторые моменты, которые требуют дополнительного урегулирования, и может быть, изменений. Мы со стороны Правительства Москвы неоднократно обращали внимание на необходимость внесения этих изменений.

Сейчас предусмотрено, что если заказчик хочет получить какую-то определенную модель товара, закон позволяет это сделать, указав эту модель, но обязательно сопроводив словом "эквивалент". Критерии эквивалентности должны детально прописываться заказчиком в документации об аукционе. Многие участники, подавая свою заявку, один в один копируют то, что описал заказчик, и при этом предоставляют эквивалент. Провести проверку соответствия этого эквивалента тому, что о его технических характеристиках написал в своей заявке участник, у заказчика на этапе рассмотрения заявок возможности нет. Таких механизмов законом не предоставлено. Т.е. получение от участника хотя бы паспорта изделия или от победителя до заключения контракта образца и т.п. Все это мы можем сделать только на этапе поставки, т.е. после заключения контракта, и в случае несоответствия в установленной законом форме – претензионная работа, арбитраж, решать проблемы с поставщиком. Сами понимаете, что ценовая линейка эквивалентов велика. В результате порой возникает опасение, что получая эквивалент, в том числе с учетом хорошего тендерного снижения, мы можем получить товар, который на рынке стоит дешевле.

Паппо А.Ю.: Хочу добавить по поводу эквивалентов. Когда заказчик устанавливает эти параметры, то что подразумевается под эквивалентом? Здесь необходимо отметить одну простую вещь: заказчик должен отметить именно те функциональные характеристики товара, которые ему действительно важны. Если заказчик, напишет в документации примерно следующее: "Хочу "Мерседес" (или эквивалент)", соответственно, к нему придет участник размещения заказа, который ему в итоге предложит "Запорожец". И будет абсолютно прав, потому что заказчик не описал, что подразумевается под эквивалентом. У "Запорожца" тоже 4 колеса, он тоже едет. И по каким параметрам определять эквивалентность "Мерседеса", не совсем понятно. Здесь заказчик должен определиться с теми показателями, которые ему важны, которые он хочет получить от этого товара. Если, например, закупается компьютер, то необходимо прописать его технические характеристики. Здесь Алексей Леонидович лучше меня может пояснить, как представитель IT. Т.е. конкретные характеристики, которые прописаны, могут быть поставлены. Если заказчик не хочет, чтобы получилась та ситуация, о которой сейчас говорилось, о том, что предложенный товар будет дороже рыночной стоимости, эти характеристики надо прописать. Оттого, как прописал заказчик данные характеристики, зависит в итоге, что он получит в результате аукциона.

Гордеев И.В.: Алексей Юрьевич, я с вами совершенно согласен. В нашей системе социальной защиты мы максимально прописываем все характеристики. Чем подробнее мы пропишем характеристики, тем подробней получим заявку от участника. А когда начинаем ее проверять, хотя бы из открытых источников информации, оказывается, что параметры той модели не соответствуют. Каковы наши действия? Законом не прописано. Мы сейчас думаем о применении технологии по переводу таких действий в категорию предоставления недостоверных сведений. Но как мы это подтвердим, ведь у нас нет официальных документов о том, что этой модели соответствуют такие-то параметры?

Черногоров А.А.: Коллеги! ФЗ № 94 оперирует немного другими инструментами. Расскажу, какие вопросы решены в этом законе.
Первый вопрос, который решает ФЗ № 94, - это выход на контракт. Т.е. человек выйдет на контракт, заключит его, потому что у него соцобеспечение. А второй вопрос – это финансовые гарантии исполнения контракта, которые теперь по электронному аукциону, можно устанавливать до 30% от начальной цены. Если вы не устанавливаете предоплаты и финансовые гарантии до 30%, то поставщику получается достаточно накладно поставлять вам товар, не соответствующий спецификации, потому что это прямое нарушение условий поставки. Если он говорит, что поставит инвалидную коляску, сообщит все параметры, но она им не соответствует, то вы не осуществляете приемку, не принимаете эти работы. И участник должен вам 30% от начальной цены контракта, которые составляют миллионы рублей. Это достаточно серьезная сумма, которой участник не будет априори рисковать. Поэтому механизм, который должен оградить заказчика от таких проявлений, заложен в финансовых гарантиях, которые предоставляют поставщики.

Ведущий: Представители телекомпании "ВКТ" задают вопрос: "Как и где получить электронно-цифровую подпись?"

Черногоров А.А.: Электронную цифровую подпись, как я сказал, уже получили более 360000 организаций. Для получения ЭЦП собирается комплект из 5 документов: учредительные документы организации, необходимая доверенность. Этот комплект предоставляется в один из удостоверяющих центров. Удостоверяющий центр - это коммерческая организация, которая обладает лицензиями ФСБ, у которой есть необходимые технические средства защиты и технические средства выдачи защищенных ключей. В России их действует около 100. Вы приносите документы, платите деньги, потому что это коммерческие организации. Рыночная стоимость ЭЦП варьируется в настоящий момент от 3000 до 10000 рублей. Вы можете выбрать более дешевую. Юридически все ЭЦП одинаковы. Все площадки, выбранные национальными операторами, обязаны заключить договоры со всеми удостоверяющими центрами, соответствующими правилам, законом об ЭЦП. На нашей площадке заключены договоры примерно с 33 удостоверяющими центрами и в сумме это дает больше 1000 точек выдачи по всей стране. В 1000 пунктах можно получить ЭЦП, которые действуют на наших торгах. Вы заходите на наш сайт, "кликаете" на "получить ЭЦП" и дальше выбираете ближайший вам город, ближайшую точку выдачи, смотрите, сравниваете по цене, идете туда и получаете ЭЦП.

Мы совместно с Банком Москвы объявили о выходе нового продукта, который называется стартовым комплектом поставщика "Стартэлторг". Он будет в одной коробке совмещать все, что нужно для торгов. Это будет готовая коробка, подобная сотовому контракту, когда вы получаете карточку, все заполнено. Этот комплект будет стоить 2500 рублей, цена будет единой по всей стране. Это самая низкая цена за соответствующий комплект участника. Мы делаем максимально доступной процедуру электронного аукциона.

За эти деньги в течение полутора дней человек получает все необходимое для того, чтобы участвовать в торгах. Никакого ограничения нет, любая организация может получить такую возможность. И никакой платы за участие в торгах не взимается. С этой ЭЦП можно участвовать не только на одной площадке, но и на всех пяти, которые были отобраны.

Ведущий: Игорь Владимирович, следующий вопрос предназначен вам. Что мешает людям, действуя по очному сговору, созвониться, чтобы узнать, под каким логином находится друг, подрядчик и совершить эти коррупционные действия?

Гордеев И.В.: Вы знаете, наверное, ничего не стоит. Это все зависит от того, как налажена система и какие люди работают в этой системе. Здесь в первую очередь действует человеческий фактор. Я считаю, что нельзя думать, что если это торги, то, значит, здесь должны выстраиваться коррупционеры. Надо просто ответственно работать.

Данилов А.Л.: Надо правильно понимать, что такое анонимность. Анонимность - это право. Если участник хочет, чтобы он был раскрыт, он найдет способ, как заявить о себе. Но что принципиально важно, если компания боится давления, не хочет, чтобы ее узнали, если она подает заявку на аукцион Администрации Президента РФ, ей позвонят тут же, будут угрожать со всеми немыслимыми последствиями, а он не хочет. Хочет, чтобы контракт с ним был заключен, и прийти с контрактом в Администрацию Президента, а не чтобы было давление до торгов, допустим. Или, например, она знает, что на эти аукционы уже устоявшиеся поставщики обладают определенным лобби, определенными связями, она хочет, чтобы на нее не давили до того, как она заключит контракт. И тогда такая организация получает право на анонимность, которую сможет реализовать. Но если она не хочет быть анонимной, то, конечно, не будет анонимна. Но вопрос состоит в том, чтобы мы защитили интересы тех, кто хочет быть анонимными.

Ковальский В.В.: Хотел бы добавить, что в соответствии с действующим законодательством предусмотрено право наших поставщиков, особенно при подаче первых частей заявок, все это делать в анонимном виде. Они представляют свои заявки формально в закрытом виде на белом листе бумаги. И ни заказчик, никто другой не может определить, кто к ним пришел. Хотя посмотрим, как все будет, скажем так, на самом деле. В принципе, никто не запрещает заказчикам подать заявку на своем фирменном бланке и тем самым раскрыть себя. Но время покажет, что будет пользоваться большим спросом. Закон полностью защищает наших поставщиков от того, чтобы на них больше не оказывали давление. Это одно из самых значительных нововведений, которые мы сейчас увидим.

Паппо А.Ю.: Здесь еще хотелось бы добавить с практической точки зрения. Обычный аукцион предполагает, что приходят участники, получают уведомление о том, что они допущены, видят друг друга, сразу договариваются. Электронный аукцион подразумевает, что подаются заявки, участники друг друга не видят. Да, возможно, в определенных сферах поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг круг возможных участников ограничен. Но при этом, пришло, допустим, 5 участников, 4 из них друг друга знают, они созвонились, поняли, кто пришел, но существует еще пятый. И достаточно одного такого пятого участника, чтобы сговора уже не произошло, потому что он из сговора исключен и дальше пойдет торговаться. Эти четверо участников не знают, как он будет торговаться. Поэтому, чтобы получить контракт, они либо торгуются, либо не торгуются и не участвуют в аукционе.

Данилов А.Л.: Наверное, Андрей Александрович подтвердит, прав я или нет. Когда все участники торгов на аукционе выставляются под номерами, то эти номера выбираются случайно, не зависят от даты подачи заявки. Из самого аукциона не видно, какая организация делает ту или другую ставку.

Ведущий: В чем тогда гарантия честной конкуренции?

Данилов А.Л.: Гарантия честной конкуренции, на мой взгляд, заключается в строгом соблюдении процедуры, которая предписана законом. И если нарушений в процедуре нет, конкуренция будет обеспечена.

Честная конкуренция заключается в том, что если поставщик приходит на электронную площадку, он не знает, кто с ним торгуется. Он подал заявку и не знает, кто еще подал заявку. Например, мы с вами решили сговориться. Я знаю, что вы занимаетесь телевидением, и я им занимаюсь, вам интересен этот конкурс, и мне тоже. Я вам звоню и спрашиваю, пойдете ли вы на этот конкурс. Вы сообщаете, что пойдете. Нет никакой вероятности и гарантии, что вы придете на этот конкурс, и мы даже не будем знать, кто есть кто. Всем сговориться здесь практически невозможно. Теперь применяются новые технологии, количество поставщиков и участников торгов расширено за счет того, что теперь не придется ехать из другого города в Москву, а можно принять участие по интернету на электронной площадке. За счет того, что увеличивается количество участников торгов, вероятность сговора очень сильно снижается.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, требуется ли предоставление решения о максимальной сумме сделки в случае, если решение об одобрении крупной сделки не предусмотрено законодательством или учредительным документом?

Ковальский В.В.: Зависит от того, по какой процедуре мы идем. Если законом предусмотрено предоставление данного документа, в наших аукционах такие вещи предусмотрены, то все должно быть прописано в аукционной документации и опубликовано для широкого круга лиц. Другой вопрос, что для некоторых компаний данный вид по крупной сделке установлен, либо не установлен в ее учредительных документах. Поскольку, как правило, они прикладывают свои уставы, то их можно посмотреть, прочитать. Специальное мнение есть у нашей антимонопольной службы, потому что она часто рассматривала эти вопросы и сформировала в г. Москве определенную практику по этим вещам. Если мы это установили в аукционной документации, то смотрим на это с учетом мнения Федеральной антимонопольной службы. Здесь есть своя определенная специализация в зависимости от того, какая компания пришла на торги.

Паппо А.Ю.: Здесь надо смотреть на учредительные документы. Что такое крупная сделка? Для различных организационно-правовых форм есть разница, для открытого акционерного общества крупная сделка - это сделка с имуществом, превышающим 25%, если не ошибаюсь, от общей стоимости активов. Соответственно, заказчик не увидит эти активы, потому что если баланс не предоставлен, потребовать его предоставления заказчик не может. Если компания не предоставляет решение о крупной сделке, значит, мы считаем, что она декларирует, что данное решение не требуется. Если компания предоставляет решение о крупной сделке, то она считает, что данную сделку необходимо одобрить. При этом необходимо обратить внимание, что крупной сделкой для компании может являться в т.ч. обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта. В решении необходимо указывать все сделки, являющиеся крупными. Если законом и учредительными документами сделка не признается крупной, то одобрение этой сделки не требуется.

Ведущий: Расскажите, в чем отличие аккредитации на площадке от подачи заявки на участие в аукционе?

Черногоров А.А.: Хороший вопрос, потому что возникает путаница. Аккредитация дается организации сроком на 3 года. У организации может меняться состав реквизитов, название, но она должна поддерживать актуальную информацию. Аккредитация выдается на КПП и ИНН, остальные реквизиты могут меняться соответствующими заявками, они должны поддерживать актуальность информации и т.д. Аккредитация – это процедура. Подается комплект документов. И организация получает доступ к торгам на площадке. Аккредитация должна пройти на каждой торговой площадке. Аккредитация на одной площадке не означает автоматической аккредитации на всех остальных. Процедура аккредитации по закону длится до 5 дней. После подачи заявки на аккредитацию оператор ее рассматривает в течение 5 дней, и открывает такому поставщику доступ к торгам, у себя открывает для него специальный лицевой счет, на котором поставщик может хранить деньги в качестве обеспечения своих заявок. Фактически аккредитация – это допуск к торгам и открытый лицевой счет.

Дается на 3 года. Поставщик, будучи аккредитованным, ждет своего аукциона. С момента аккредитации он может участвовать в любом аукционе. Как это делается? Он выбирает из списка аукцион, нажимает "подать заявку", после чего система автоматически проверяет наличие достаточных средств в качестве обеспечения заявки. Обеспечение заявки устанавливается заказчиком в пределах от 0,5 до 5% от начальной цены контрактов. В этом коридоре оно фиксируется заказчиком и поставщик должен такое обеспечение внести в качестве финзаявки. Вносятся денежные средства на счет оператора. Если на его лицевом счете достаточно денег, то его заявка отправляется заказчику.

Участвовать можно в бесконечном количестве аукционов, сколько денег у него есть на лицевом счете, в стольких аукционах он может поучаствовать. Процедура заявки на участие – совершенно другое, нежели процедура аккредитации. Будучи аккредитованным, участник "кликает" по графе "аукцион" и в нем участвует.

Ведущий: Т.е. деньги, которые у участника находятся на лицевой счете, после того, как подается заявка, блокируются в части стоимости обеспечения?

Черногоров А.А.: Да, они блокируются до завершения процедуры аукциона. В среднем блокируются на 20 дней в зависимости от типа аукциона. Может быть, больше или меньше, но пока аукцион не завершится, деньги считаются заблокированными. В день завершения процедуры аукциона, участник нажимает на графу "возврат", и деньги могут либо остаться на лицевом счете и ждать своего часа, либо быть ему возвращены на его расчетный счет.

Ведущий: Спасибо! Имеются ли на сегодняшний день какие-то проблемы с подготовкой специалистов в сфере электронных государственных и муниципальных заказов?

Паппо А.Ю.: С подготовкой специалистов, конечно же, проблемы имеются. Проблем нет по поводу количества обучающих центров и возможности обучиться. Проблема в том, что ФЗ № 94 достаточно объемный и содержит много нюансов. Курсы повышения квалификации не всегда оправдывают затраченных средств и полноценных знаний. Специалистов надо готовить, учить.

Черногоров А.А.: Как площадка, мы заинтересованы в том, чтобы специалисты получили максимально правильную информацию. Представителей государственных заказчиков мы обучаем на бесплатной основе. В Москве с 13 мая обучили больше 2000 представителей государственных заказчиков. За два месяца у нас прошло 16 мероприятий для заказчиков. Для участников размещения заказа мероприятия проводятся как на платной, так и на бесплатной основе. 31 обучающее мероприятие было проведено с мая месяца для поставщиков в 15 городах России. Уже более 6000 человек прошли наши обучающие курсы. И это только на нашей площадке. Есть и другие площадки, независимые обучающие центры. Система обучения сейчас развернута очень широко. Поставщики являются коммерческими организациями, поэтому учатся за деньги. Но в целом суммы небольшие. Базовый курс, который необходим для начала работы, составляет 5000 рублей. Это достаточно небольшая сумма для организаций, которые участвуют в миллионных аукционах.

Гордеев И.В.: Хотел бы подключиться к вопросу. Действительно, вопрос об обучении специалистов в сфере электронных государственных закупок сейчас стоит достаточно остро, поскольку вступила в силу новая глава, новые правила, требования, которые предъявляются ко всем участникам торгов. В настоящий момент в городе создана система по обучению таких специалистов. Мы приглашаем как специалистов, которые отвечают за размещение заказа, так и поставщиков, чтобы они понимали, с чем дальше будут сталкиваться, как дальше будут вести работу.

Надо не забывать, что у нас есть специализированные институты переподготовки, которые в плановом режиме ведут переподготовку специалистов. Все это у нас стоит на контроле, и этим делом мы занимаемся постоянно.

Данилов А.Л.: Для государственных заказчиков Департамент г. Москвы по конкурентной политике совместно с площадкой проводит обучающий семинар по главе 3.1 по вопросам проведения электронных аукционов. Нами были проведены массовые семинары, на которые собиралось 500 человек, т.е. от каждого государственного заказчика по одному, два представителя.

Ведущий: Расскажите, пожалуйста, об особенностях проведения электронных торгов с помощью Единой автоматизированной информационной системы торгов.

Данилов А.Л.: В городе создана Единая автоматизированная информационная система торгов - ЕАИСТ, которая обеспечивает практически весь процесс размещения заказа. Если ФЗ № 94 говорит о том, как надо проводить торги, не зависимо от формы до заключения контракта, то система осуществляет планирование, подготовку торгов, их проведение, регистрацию государственного контракта и контроль за исполнением государственных контрактов вплоть до его завершения. Система ЕАИСТ основана на электронном документообороте.

Сейчас коротко расскажу всю цепочку применительно к электронному аукциону. Проведение торгов начинается с подачи государственным заказчиком заявки в электронном виде, которая рассматривается временной рабочей группой Правительства Москвы, где действуют несколько уполномоченных организаций, в состав которых входят экономисты, финансисты, контрольный орган. Мы, как уполномоченный орган по проведению торгов, рассматриваем заявку на предмет проведения торгов, даты проведения и суммы. В течение 3 дней эти структуры должны поставить в системе с ЭЦП свои отметки о согласовании или несогласовании. Если процедура согласована, то сразу идет к экономистам на утверждение стартовой цены. Если кто-то отказался согласовывать эту процедуру, соответственно, эта процедура рассматривается очно, и по ней принимается решение, стоит ли ее проводить, либо нет. После того, как экономисты согласовали заявку, стартовую цену либо по умолчанию, либо очно, если большие торги, в системе в электронном виде происходит подготовка конкурсной документации. На базе электронных шаблонов готовится конкурсная документация, в которой все учтено. Государственному заказчику остается заполнить информационные карты и прикрепить техническое задание на эти торги. Государственный заказчик подписывает извещение, оно формируется в системе, и она направляет извещение на площадку и на официальный сайт субъекта Федерации по размещению заказа, т.е. Москвы.

Сейчас все протоколы по электронным торгам формируются в системе. Государственному заказчику передаются на площадку, и формируется проект государственного контракта, который передается через площадку поставщику и подписывается. После этого контракт проходит регистрацию в системе, и там регистрируются все изменения, дополнительные соглашения к контракту и т.д., факт его реализации и прочее. Так как у нас система параметров содержит требования, сведения о государственных контрактах больше, чем это требуется по федеральным требованиям, в соответствии с Постановлением № 807, ФЗ № 94, то обработка и аналитика этих данных более глубокая. Мониторинг позволяет более четко осуществлять контроль за размещением заказа.

Ведущий: Может ли при рассмотрении заявок при проведении открытого аукциона присутствовать представитель, участник аукциона?

Ковальский В.В.: В настоящее время такая форма не предусмотрена действующим законодательством. Вместе с тем могу обратить внимание, что аукционная комиссия не имеет права общаться с нашими поставщиками, участниками до окончания проведения процедуры, потому что это может быть рассмотрено как давление на комиссию. Такая форма в настоящее время не используется, поскольку содержит в себе моменты, ограниченные ФЗ № 94.

Паппо А.Ю.: Все правильно сказано. По системе обжалования могу добавить, что законом предусмотрены 10 дней с момента подписания протокола аукциона для того, чтобы обжаловать действия заказчика - это по обычным аукционам, по электронным аукционам обжалование возможно до заключения госконтракта, который не может быть заключен ранее срока, установленного законом. Может быть подана жалоба, торги могут быть по решению контролирующего органа приостановлены. То есть заказчик не вправе совершать никаких действий, причем это может произойти на любом этапе до заключения госконтракта. Дальше контролирующий орган в течение 5 дней с момента получения жалобы обязан рассмотреть данную жалобу. В течение 3 дней с момента принятия решения по жалобе обязан изготовить решение. Помимо судебной защиты у участника размещения заказа всегда есть возможность обжаловать любые действия заказчика в контрольный орган. Если участник не понимает, почему заказчик принял то или иное решение, он всегда может направить заказчику запрос. Заказчик обязан в короткий срок, если не ошибаюсь, в течение двух дней, ответить участнику.

Ведущий: Будут ли муниципальные заказчики нести ответственность за неправомерное принятие решений в пользу своего поставщика?

Паппо А.Ю.: Создание единых комиссий законом не запрещено. Нет ничего плохого, если в состав комиссии входят специалисты. "Выбор поставщика" осуществляет комиссия, в состав которой входят не менее 5 членов. Если комиссия принимает решение не в соответствии с требованиями закона, рассматривает заявку и говорит, что данный участник не допускается к аукциону по тем или иным основаниям, не соответствующим закону, то такой член комиссии несет ответственность, на него налагается административный штраф в зависимости от определенных обстоятельств до 30000 или 50000 рублей. Штраф будет наложен на каждого члена комиссии. Если в комиссии 5 человек, получается 250000 рублей штрафа за одно принятое решение. С точки зрения уголовного права - необходимо спросить специалистов в этой сфере. На сколько я знаю, прецеденты возбуждения уголовных дел в отношении членов комиссии имели место.

Гордеев И.В.: В случае аукционов в электронной форме заказчик, комиссия не выбирают поставщика. Комиссия принимает решение о допуске или не допуске участников. Поэтому форма проведения аукциона в электронной форме - одна из гарантий того, что такие процессы и нарушения исключаются.

Ведущий: Андрей Александрович, следующий вопрос вам. Допускается ли обеспечение исполнения контрактов в форме договора страхования ответственности?

Черногоров А.А.: Этот вопрос, наверное, больше подходит Федеральной антимонопольной службе, которая ввела ограничение. Их несколько видов: денежные средства, банковская гарантия, поручительство крупного юридического лица, объем капитала или собственных средств в размере 300 миллионов рублей. Страхование заказчик может ограничить. Если не ошибаюсь, его сейчас вообще отменили на законодательном уровне.

Ведущий: Можно ли аккредитоваться на одной из трех площадок и работать на всех этих площадках?

Черногоров А.А.: Нет. Аккредитация на каждой из трех.

Ведущий: Андрей Александрович, следующий вопрос к вам. Скажите, как у оператора открыть счет для внесения обеспечения, как узнать его реквизиты? Как узнать баланс счета для внесения обеспечения, как перевести деньги с такого счета на расчетный счет?

Черногоров А.А.: После аккредитации участник получает логин и пароль, входит в систему. В правом углу экрана появляется окошко - "операции со счетом". Заходите в этот раздел, где отображаются операции по счетам, указан номер вашего лицевого счета. Написано, что необходимо сформировать платежное поручение для пополнения. Далее необходимо направить заявление на выведение средств, на их возврат. Все операции участником производятся самостоятельно из его личного кабинета, все автоматизировано.

Ведущий: Принимает ли оператор платежные поручения в качестве гарантии перечисления денежных средств?

Черногоров А.А.: Нет, потому что платежки бывают не очень добросовестные, случается, что банки отменяют деньги, которые находятся в пути. В итоге, когда заказчик обращается, оказывается, что по факту деньги были не посланы. Поэтому возможно только фактическое наличие денежных средств.

Ведущий: Игорь Владимирович, позвольте обратиться к вам. Кто является уполномоченным лицом участника размещения заказа?

Гордеев И.В.: Уполномоченным представителем участника может являться любое лицо, которому выдана в установленном порядке доверенность от организации-участника торгов.

Черногоров А.А.: Есть два типа полномочий. Первое полномочие - на все действия, кроме заключения госконтракта. Если сотруднику организации дана доверенность на то, чтобы он осуществлял все действия от имени своей организации, он будет это делать. Кто он будет по должности в этой организации, - неважно. Доверенность должна быть подвешена на площадку и должна быть актуальной на момент подачи заявки на участие в аукционе, потому что эти документы после проведения торгов отправляются заказчику автоматически. Если информация, содержащаяся в них неверна, или у этого человека недостаточно полномочий, доверенность устарела, то для заказчика это может явиться основанием отклонить такого участника. Если это генеральный директор и Устав соответствует, то он тоже должен быть прикреплен на площадку. И если в Уставе говорится, что генеральный директор является таким уполномоченным органом, то соответственно это он и есть.

Ведущий: Мы коснулись практически всех вопросов. И в завершение хотелось бы попросить всех участников сказать напутственное слово.

Данилов А.Л.: Мое основное пожелание участникам торгов - участвовать в электронных аукционах с пониманием того, что чем больше организаций приходит на электронные аукционы, чтобы торговаться, тем будет ниже цена и больше экономия тех бюджетных средств, которые складываются из наших с вами налогов.

Гордеев И.В.: Нам осталось самое малое - начать работать. С 1 июля 2010 года эта работа началась. В ближайшее время, я думаю, на этом поприще проведения электронных аукционах окрепнут как участники, так и заказчики. Если будут выявляться какие-то проблемные вопросы, я думаю, они будут также своевременно и оперативно отрегулированы законодательно.

Ковальский В.В.: Я бы мог пожелать нашим участникам как можно быстрее получить все необходимые ключи ЭЦП, приходить к нам на площадки, участвовать во всех торгах. Но поскольку в электронных торгах по нашим данным, как правило, участвует в полтора раза больше людей, чем в обычных аукционах, а в среднем по городу в обычных аукционах принимает участие от 7 до 12 человек, то у нас в электронных торгах принимало участие до 20 и более. Это ведет к снижению стартовых цен, экономии бюджетных средств, ко всему подобному. Поскольку мы всегда старались продвигать электронные аукционы, за первое полугодие прошлого года было проведено более 150, а в этом году уже более 260 электронных аукционов. Поэтому нам чрезвычайно важно, чтобы у нас были поставщики, готовые участвовать в этих торгах со всеми необходимыми документами, с аккредитацией и т.д. Мы всех ждем. Как можно быстрее получайте все необходимые документы и приходите к нам на торги.

Паппо А.Ю.: Мне как представителю контролирующего органа хотелось бы пожелать меньше нарушений.

Черногоров А.А.: Всем желаю удачи!

Ведущий: Уважаемые участники круглого стола, позвольте поблагодарить вас за то, что приняли участие в нашем мероприятии. Желаем вам успехов в дальнейшей профессиональной деятельности!
 

Источник ИА "ГАРАНТ"