«СУБЪЕКТИВИЗМ» ОГРАНИЧИВАЕТСЯ

Совершенствование конкурентного права в России не всеми в стране воспринимается с энтузиазмом. То оборотные штрафы ввели, а теперь и чиновникам ограничили оперативный простор распоряжения госсобственностью.

Это же форменное издевательство, если исчезает возможность у бюрократа «порадеть родному человечку». О вступивших в силу изменениях правил сдачи в аренду госимущества журналу «Конкуренция и рынок» рассказал начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Владимир Ефимов.



– В июле Президент РФ после одобрения Федеральным собранием подписал закон, предусматривающий поправки к статьям 17.1 и 53 Закона «О защите конкуренции». В чем заключается суть изменений?

– Основная задача принятого закона заключалась в приведении его в соответствие со сложившейся практикой и в разрешении вопросов, которые накопились за год действия статьи 17.1. Так, закон расширяет перечень субъектов, с которыми могут заключаться договоры, предусматривающие переход прав на государственное и муниципальное имущество без проведения торгов. Теперь к ним относятся в том числе государственные и муниципальные учреждения, некоммерческие организации, созданные в форме ассоциаций и союзов, религиозные и общественные организации, адвокатские, нотариальные, торгово-промышленные палаты, а также медицинские и образовательные учреждения.

В целях реализации права на льготный выкуп арендуемых помещений для субъектов малого и среднего бизнеса предусмотрена возможность бесконкурсного продления договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года, на срок до 1 июля 2015 года.

Отдельно прописан порядок предоставления имущества взамен изымаемого при сносе или реконструкции зданий, который предусматривает возможность предоставления без торгов арендатору равнозначного помещения. При этом критерии равнозначности будут утверждены Федеральной антимонопольной службой.

Также для повышения прозрачности процедур, создания единого экономического пространства на всей территории Российской Федерации с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров будет централизованно размещаться на едином официальном сайте торгов РФ в сети Интернет. Аналогичные нормы, регулирующие порядок размещения информации о торгах, также были введены «вторым антимонопольным пакетом» в Земельный, Градостроительный, Лесной кодексы, Закон «О недрах». Все это позволит создать единый информационный ресурс, на котором будет сосредоточена информации обо всех торгах, проводимых органами власти и местного самоуправления в России.

– Почему возникла необходимость введения исключительно конкурсного принципа заключения договоров аренды, в том числе заключаемых на новый срок, взамен существовавшей ранее практики бесконкурсного заключения договоров с бывшим арендатором?

– Бесконкурсное продление договоров пользования государственным или муниципальным имуществом таит в себе огромный коррупционный потенциал, поскольку ставит как саму возможность пролонгации договора, так и условия пролонгации в прямую зависимость от воли того или иного чиновника. При этом, как показывает практика, для одних арендаторов в результате такой пролонгации размер арендной платы остается неизменным, для других – увеличивается в полтора-два, а то и больше раз, одним договор пролонгируют на год, другим – на двадцать лет. Кроме того, изначальная неопределенность со сроком аренды отпугивает многих предпринимателей.

Зачастую первоначальные договоры аренды заключаются на срок от одного года до трех лет, а потом пролонгируются на 5, 10 и более лет. В случае же когда договор заключается на торгах, возможность произвольного изменения срока в последующем превращает торги в фикцию, так как позволяет после определения победителя менять одно из самых существенных условий. Поэтому введение конкурсности направлено как на соблюдение равенства всех участников рынка, так и на защиту интересов предпринимателей, которые будут знать все «правила игры» заранее.

Вместе с тем я считаю необходимым, чтобы определенное преимущество у бывших арендаторов было сохранено и при проведении торгов. Так, если речь идет о конкурсе, когда победителем является тот, кто предложит лучшие условия, при наличии нескольких заявок с одинаковыми условиями победителем должен признаваться не тот, кто первый подал заявку, а бывший арендатор. При проведении же аукциона, который всегда идет на повышение цены, шаг составит от 0,5 до 5% от начальной цены. И в качестве преимущества бывшему арендатору будет достаточно сравнять цену с последним предложением, а не повышать ее на еще один шаг. В то же время бесконкурсное заключение договоров аренды на новый срок со ссылкой на статью 621 ГК теперь невозможно, так как Законом «О защите конкуренции» установлена специальная процедура – торги.

– Существуют опасения, что новый порядок может негативно отразиться на интересах малого бизнеса. Как будут защищаться интересы этой категории?

– Во-первых, принятые поправки, как я уже отмечал ранее, позволяют малому и среднему бизнесу продлить до 1 июля 2015 года без проведения торгов договоры аренды, заключенные до 1 июля 2008 года, и реализовать свое право на льготный выкуп занимаемых площадей.

Во-вторых, существует механизм защиты и поддержки субъектов малого и среднего бизнеса при предоставлении государственного или муниципального имущества в пользование.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» органы власти вправе утверждать перечни государственного или муниципального имущества, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в эти перечни, к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Полагать, что малым предприятиям придется соревноваться с банками и крупными предприятиями, – это передергивание норм закона. Они соревнуются исключительно между собой, но соревнуются. Почему один хозяйствующий субъект, такое же малое предприятие, должно получать преимущество по сравнению с другим, что, собственно, и происходит, если это имущество предоставляется без торгов? Никакой справедливости здесь нет. Мы говорим о том, что малый бизнес надо защищать от крупного бизнеса, но между собой имущество, которое распределяет государство, предприниматели должны получать в конкурентной борьбе. Если сделать распределение этих помещений целевым и распределять его по заявительному принципу, то в условиях дефицита помещений кому-то обязательно не хватит и будут обиженные – это прямое нарушение законодательства о защите конкуренции. Тем более предоставление каких-либо льгот без конкурса может привести к ситуации, когда аффилированные с органами власти субъекты малого предпринимательства будут арендовать помещения по льготной ставке, а остальным льготного имущества, конечно же, не хватит.

– Как регулируется порядок сдачи имущества в субаренду?

– В настоящий момент арендатор может передать права владения или пользования помещением третьим лицам с согласия собственника только в соответствии с процедурами, предусмотренными статьей 17.1, т. е. через процедуру конкурсов или аукционов.

Принятые поправки делают исключение только в отношении субаренды небольшой площади, которая не может превышать 10% площади помещения, здания, права на которые предоставлены арендатору, и составлять более чем двадцать квадратных метров.

– А каков теперь порядок предоставления государственных и муниципальных помещений в аренду на безвозмездной основе?

– Статья 17.1 предусматривает торги, как конкурс, так и аукцион, так как субъектный состав лиц, кому имущество может предоставляться в безвозмездное пользование, действующим законодательством никак не ограничен. То есть помещение может предоставляться как госучреждению, некоммерческой организации, так и хозяйствующему субъекту. Даже в отношении некоммерческой организации лично мне непонятно, почему при остром дефиците городских офисов одной НКО, например, помещение достанется в центре города, а другой – на окраине. Если бы имущества было достаточно на всех, то и проблемы не было никакой, но во избежание злоупотреблений, ситуации, когда одна организация будет поставлена в преимущественное отношение по сравнению с другой, должны быть проведены торги. При проведении конкурса цена может не быть критерием. Могут использоваться другие критерии, например количество членов общественной организации, количество лиц, которым оказываются услуги, и др. Их установит собственник после того, как варианты критериев мы зададим в соответствующем

порядке. Предоставление недвижимости в безвозмездное пользование возможно также и путем проведения аукциона. Предметом торгов в этом случае будет право заключить такой договор.

– Способны ли поправки к статье 17.1 Закона сделать более прозрачными отношения между предпринимателями и чиновниками?

– Говоря о распределении государственного или муниципального имущества в целом, важно обратить внимание на то, что орган власти выполняет в данном случае не только функцию собственника, как, например, коммерческая организация, орган власти выступает представителем общественных интересов и обязан эффективно распоряжаться имуществом – это значит использовать конкурсные процедуры. Более того, это предусмотрено планом противодействия коррупции, которую утвердил

Президент РФ. Требование чиновников дать им право самостоятельно решать, когда и что отдавать безвозмездно и вне конкурсов, приводит к субъективизму. Это, как принято сегодня называть, потенциально коррупционные нормы, которые вычищаются из законодательства. Я считаю, что алгоритм действия чиновников должен быть максимально конкретизирован, должно быть четко прописано, в какой ситуации чиновник должен сказать «да», а в какой – «нет».

Поэтому эта статья является мощнейшим орудием в борьбе с коррупцией, которая вводит не только прозрачную процедуру распределения прав на государственное и муниципальное имущество, но и является важнейшим инструментом защиты арендаторов.



Беседовал Сергей Носкович