Спам обернется очень крупным штрафом

24 декабря в медиацентре «ВМ» прошел круглый стол, на котором представители Федеральной антимонопольной службы подвели итоги года. Выяснилось, что чаще всего граждане жалуются на смс-спам.

В уходящем 2014 году сотрудники Управления ФАС Москвы получили три с половиной тысячи заявлений от столичных жителей о нарушении рекламного законодательства. Преимущественное число жалоб касалось рекламных смс-сообщений, доставляющих массу неудобств владельцам мобильных телефонов.

— Если гражданин получает подобные смс-сообщения, ему следует в первую очередь обратиться в антимонопольный орган по месту жительства и написать заявление, — рассказала «ВМ» заместитель руководителя Московского УФАС России Ирина Климкина. — Нужно сфотографировать или сделать скриншот экрана телефона с текстом смс-сообщения, пришедшего без предварительного согласия абонента, а также приложить выписку от оператора связи, подтверждающую факт отправки сообщения в определенное время.

Любителям рассказать о своих товарах и услугах незаконными методами грозит крупный штраф. За каждое смс-сообщение, присланное абоненту без его согласия, придется заплатить от 100 до 150 тысяч рублей.

— За каждой полученной гражданином эсэмэской стоит несколько организаций — от рекламодателя до оператора связи. Кроме последнего, наказание должно будет коснуться их всех, — рассказал «ВМ» начальник отдела контроля за рекламой и пресечения недобросовестной конкуренции УФАС Москвы Павел Олейник.

Но проблема рекламы по телефону смс-спамом не ограничивается. Москвичи постоянно сталкиваются с атаками рекламодателей на городские телефоны.

— Если у вас есть автоответчик, то решить ситуацию проще, — объяснила «ВМ» Ирина Климкина. — Чтобы пожаловаться на незаконную рекламу по телефону, необходимо предоставить аудиозапись такого звонка.

В уходящем году УФАС Москвы рассмотрело и несколько крупных дел по незаконной рекламе алкоголя.

— Ряд подобных дел касался журналистских материалов, опубликованных в популярных изданиях, — пояснила Ирина Климкина. — Эти материалы являлись настоящей рекламой алкоголя. В этом году мы также рассматривали несколько случаев рекламы крепких напитков в торговых центрах на территории Москвы.

Стоит отметить, что Закон «О рекламе» на сегодняшний день запрещает любую рекламу алкогольной продукции где бы то ни было, кроме мест его непосредственной продажи. При этом такая реклама должна быть направлена исключительно на посетителей магазина или ресторана.

— В некоторых случаях реклама распространялась даже на прохожих — оформлялись витрины, выходившие на улицу, — рассказала Ирина Климкина.

В УФАС Москвы отмечают, что в связи с жесткими запретами рекламный рынок потерял многое.

— Именно поэтому рекламодатели стараются выдумать различные способы обойти законодательство, — объяснил «ВМ» Павел Олейник. — Одним из распространенных способов такого обхода стало написание статей, например, об Испании. В таких материалах может быть по шесть страниц, две из которых посвящены достопримечательностям, а остальные четыре — испанским винам.

Многие дела о нарушении рекламного законодательства были раскрыты благодаря бдительности столичных жителей. Именно москвичей сотрудники ФАС называют своими главными помощниками.

— Нам присылают много материалов, — рассказала «ВМ» Ирина Климкина. — Мы их оцениваем и принимаем меры.