Рекламные «фокусы»

Многие помнят один из видов уличного мошенничества, распространённый в 90-х годах прошлого века, под названием «аукцион». В результате замысловатых действий жертве объявляют, что она выиграла приз. Тут же находится ещё один «счастливец» (подставное лицо). Далее жертве предлагают устроить аукцион со вторым претендентом на приз.

В несколько модифицированном виде похожая схема недавно встретилась в Москве. ООО «Русбьюти» разместило в газете «777» рекламу, в которой предложило всем желающим произвести несложные математические расчёты, связанные с годом рождения и возрастом. Если в результате получится число 114, то этот человек объявлялся победителем рекламной акции, которому полагается приз в виде BMW X3 или 2 500 000 рублей.

Анализ механизма этой рекламной акции, проведённый сотрудниками ФАС, выявил следующее. Во-первых, предложенный алгоритм математических расчётов приводит к тому, что нужный для «победы» результат получается у любого человека, который родился до 1999 года. Во-вторых, так называемый «победитель» вместо приза получает товарный каталог. А чтобы стать участником акции, необходимо купить товар из каталога. Наконец, правилами этой рекламной акции не предусмотрен приз BMW X3.

Совокупность указанных обстоятельств является нарушением п. 15 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 закона «О рекламе», что повлекло за собой штраф ООО «Русбьюти» в размере 150 000 рублей.