Госзакупки «на карандаше» у ревизоров

Как обстоит ситуация на московских продовольственных рынках? Вернется ли в столицу 23 года спустя «совок» со своими пустыми полками, или москвичи напрасно забрасывают ворохами опасений просторы интернета? Эти и другие вопросы «Вечерняя Москва» задала руководителю столичного УФАС Рачику Петросяну.

- После введения Россией ответных санкций в отношении ряда стран многие заговорили о неизбежном росте цен. Были ли уже тревожные сигналы?

- Сейчас в Москве ведется мониторинг санкционного списка продуктов. Всплеска цен пока не наблюдается. Наоборот, фиксируется снижение цен на некоторые продукты. Скорее всего, это связано с текущей сезонной ситуацией. Страна у нас большая, и поставщиков продуктов питания, особенно в Москве, огромное количество. Если мы заметим рост цен, реакция будет мгновенная. Мы выясним, связано ли это с обоснованными экономическими причинами, либо это недобросовестная реакция кого-то из поставщиков. Если это обычное сезонное изменение цены несколькими мелкими поставщиками, разбираться тут не в чем. Пока же мы находимся на низком старте.

- В сети пользователи говорят об исчезновении сыров, мидий и прочих продуктов из Европы. А эксперты отмечают, что незаменимых продуктов нет. Из-за чего же, по-вашему, столько шума?

- Недавно я видел сообщение в сети, что кто-то не смог купить буратту (свежий сыр, который изготавливают из молока буйволицы – прим. «ВМ»). Но даже буратта производится, в том числе и в России. Российские производители вполне смогут сделать и сыр, и все прочее, чему в связи с санкциями потребуется замещение. Посмотрите на нашу страну – какие сельхозугодия! Пользоваться надо этой ситуацией! Игроки, которые хотят и могут изготавливать альтернативные продукты, есть. Причем российские аналоги импортных яств стоят дешевле. И цена в связи с этим, скорее, опустится, чем поднимется. Когда на прилавке представлены два одинаковых сыра, и один дороже, а другой дешевле, при этом покупают оба, средняя цена выше. Если дорогой сыр убрать и оставить только наш, даже если он немного подорожает, средняя цена все равно будет ниже. Мы, в свою очередь, предостерегли российских поставщиков от необоснованного взвинчивания цен.

- На чем, помимо роста цен на продукты, сейчас фокусируется внимание столичного УФАС?

- Мы проводим проверки жалоб на завышение цен на услуги крупными монополистами, незаконное изменение условий подключения к сетям. Но если раньше мы сразу возбуждали дела, то теперь этому предшествует вынесение предупреждения, которое мы выдаем, обнаружив признаки нарушения. Подавляющее большинство вынесенных предупреждений выполняется, ситуация заметно выправилась.

В сфере ЖКХ под наш контроль попадают Управы и Префектуры, которые несвоевременно проводят конкурсы по отбору управляющих компаний. Были случаи, когда недоделки застройщика управляющие компании исправляли за счет жильцов. По инициативе ФАС России в Жилищный кодекс были внесены поправки, согласно которым застройщик лишился права навязывать управляющую компанию. В прошлом году по этим вопросам было возбуждено несколько сотен дел.

- Контроль рекламы – тоже ваша вотчина?

- Да, мы реагируем на жалобы на размещение запрещенной рекламы. Одно из интересных дел, связанных не столько с контролем законодательства о рекламе, сколько с поверхностями под рекламу, которым мы занимались – это аукционы на рекламу. Думаю, все помнят, что раньше наружной рекламы в городе было очень много, при этом поступления в бюджет были довольно скромными. Правительство Москвы разработало новую схему размещения рекламы, сократив количество разрешенных для этого мест. Мы с Департаментом СМИ и рекламы столицы подготовили правила проведения аукционов и сгруппировали лоты таким образом, чтобы в них были заинтересованы большинство участников рынка. В итоге начальная цена в 22 миллиарда рублей в ходе торгов поднялась до 74 миллиардов – настолько высокая была конкуренция. А 52 миллиарда рублей для бюджета города – не лишние.

- 11 августа в Московском УФАС обсуждались вопросы развития таксомоторной отрасли и наболевшие проблемы, требующие решения. Удалось ли достигнуть каких-то договоренностей?

- Более двух лет мы с Департаментом транспорта Москвы ведем работу по реформе таксомоторной отрасли в столице. Следим, чтобы эта реформа не привела к монополизации отрасли, а цели, которые ставит правительство Москвы – улучшение качества, повышение цивилизованности обслуживания – достигались за счет развития добросовестной конкуренции, а не ее ограничения. На заседании 11 августа мы на Экспертном совете рассматривали несколько вопросов, которые необходимо решать прямо сейчас, чтобы двигаться дальше. Главный из них – целесообразно ли вводить государственное регулирование тарифов на услуги такси ?

- Если компании будут диктовать расценки самостоятельно, риск обмана клиентов, вероятно, может вырасти…

- Действительно. Есть примеры, когда легальные таксисты подвозили иностранцев, скажем, от Ленинградского вокзала до Казанского, и за трехминутную поездку требовали 15 тысяч рублей. А в ответ на возмущение пассажира показывали разрешение на осуществление деятельности. По закону, легальный таксист имеет право устанавливать свои тарифы, и то, что клиент с ними не ознакомился – проблемы клиента.

- Где же выход?

- Некоторые коллеги предлагают решить проблему, определив единую цену для всех компаний. Сторонники единого тарифа кивают на западный опыт. Вот только в середине июля этого года в пяти городах прошли крупные забастовки «зарегулированных» таксистов. В Лондоне, Париже, Барселоне обычные таксисты остаются без работы, их услугами пользуются лишь туристы, а сами жители предпочитают всем известные мобильные сервисы. Зачем ориентироваться на эту западную модель, которая создавалась, когда еще не было современных технологий, если уже видны ошибки?

- Сейчас у клиентов есть выбор …

- …А установив единый тариф для всех, мы автоматически лишим пассажиров этого выбора, уравняем всех. Тем более, эта мера подействует лишь на легальных перевозчиков. К тому же, надо ориентироваться на потребителей: все-таки услуга для клиента, а не наоборот. Пока мы с коллегами сходимся во мнении, что должно быть единообразие цены на услуги такси для аэропортов и вокзалов. В связи с крупным пассажиропотоком обслуживание там, как правило, производится в порядке очереди. И если у впереди стоящего таксиста цена завышена, очередь встанет. Вместе с тем, подавляющее число экспертов проголосовало за то, что даже в случае установления единого тарифа для этих таксистов, у пассажиров должна остаться возможность вызвать машину по другой цене.

- Остается ли у вас время на отдых? И какой ваш любимый праздник?

- Отпуск бывает. Но мне все реже хочется куда-то уезжать из России. Здесь много интересных, красивых мест, где можно отдыхать душой, и при этом подмечать, что еще можно у себя в стране сделать хорошего. Последний мой отдых был давно, эмоции уже подзабылись, а вдохновляет меня сейчас работа.

Среди праздников я могу выделить Новый год. Это не связанная с убеждениями, верованиями и обременениями простая, добрая традиция, которая позволяет сделать короткую паузу на несколько дней, остановить мгновение для всей страны. В это время можно для себя подвести итоги и запланировать что-то на будущее. Детская вера в чудо во мне живет до сих пор, ведь это и есть главный новогодний элемент! А провожу я этот праздник с семьей и друзьями.

СПРАВКА

Рачик Петросян возглавляет столичный УФАС РФ с 17 февраля 2012 года. Первая специальность, которую он освоил в МГТУ имени Баумана, — автоматизированные системы обработки информации и управления. Второе образование получил в Российской академии госслужбы при президенте РФ, специальность — юриспруденция. В системе ФАС работает с 2005-го — сперва на должности замначальника Управления по контролю за госзаказом, затем — начальника Управления контроля ЖКХ и природных ресурсов ФАС России. 12 декабря 2011 года он стал и.о. руководителя столичного УФАС.