Протокол заседания Экспертного Совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли

г. Москва 13 декабря 2010 г.

Председательствовал: Кашеваров А.Б.

Присутствовали:

члены Экспертного совета:

Нижегородцев Тимофей Витальевич, Федоренко Михаил Владимирович, Урюкина Екатерина Владимировна, Ермакова Юлия Михайловна, Сазанов Олег Юрьевич, Калимуллин Тагир Равилович, Старобинский Александр Игоревич, Белоновский Илья Вячеславович, Янина Марина Вячеславовна, Сидорова Елена Анатольевна, Габдулхаева Елена Мансуровна, Чантурия Рамаз Отариевич

приглашённые:

Вознесенский Николай Николаевич, Асатрян Ирина Владимировна, Кустина Светлана Юрьевна, Самарёва Ирина Ивановна, Чирухин Михаил Николаевич, Васина Мария Михайловна, Виноградова Елена Ивановна, Аксенова Елена Валерьевна, Гончаров Олег Владимирович, Еремин Дмитрий Борисович, Ефанова Наталья Юрьевна, Заграевский Сергей Сергеевич, Зенкова Юлия Владимировна, Ишкова Марина Евгеньевна, Каштельян Елена Александровна, Мельникова Виктория Игоревна, Рыжова Екатерина Андреевна, Харичкин Кирилл Анатольевич, Шин Дмитрий Сергеевич, Шевченко Дмитрий Владимирович, Дадашев Самир, Крупин Петр Борисович.

1. О необходимости внесения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) изменений, предусматривающих:

1) уточнение условий выплаты торгующим организациям вознаграждений за поставленное дополнительно определенное количество продовольственных товаров в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле;

Нижегородцев Т.В.: Протоколом от 28.10.2010 № 7 заседания рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» поручено ФАС России совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России и Минсельхозом России с участием Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», союзов (ассоциаций) производителей и поставщиков продовольственных товаров и торговых организаций рассмотреть вопросы, связанные с выполнением требований Закона о торговле к условиям заключения договоров поставки и антимонопольных правил, и при необходимости подготовить предложения по внесению соответствующих изменений в Закон о торговле.

Какие есть предложения по уточнению условий выплаты торгующим организациям вознаграждений за поставленное дополнительно определенное количество продовольственных товаров в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле?

Мельникова В.И.: Установлено вознаграждение не превышающее 10% за поставку товаров. Эти 10% мы включаем в цену с учетом НДС или без учета НДС?

Сазанов О.Ю.: Позиция Минпромторга России совпадает с позицией Минфина России – с учетом НДС.

Кустина С.Ю.: Считаю целесообразным оставить это на усмотрение сторон. Возможно ли устанавливать такой критерий для расчета вознаграждений как количество не только приобретенного, но и реализованного товара торговой сетью?

Чирухин М.Н.: Нас эта норма беспокоит с точки зрения применения ее некоторыми территориальными управлениями ФАС России. У нас бонусы по разным поставщикам не превышают 10%, но они различаются между собой. Почему антимонопольные органы усматривают в этом дискриминацию?

Нижегородцев Т.В.: Сравниваются выплаты в пользу торговой сети аналогичных поставщиков по равным объемам, а не выплаты в пользу одной торговой сети с выплатами в другие торговые сети. Поэтому наши территориальные органы рассматривают это как дискриминацию.

2) определение сроков и условий приемки торгующей организацией продовольственных товаров для расчета срока оплаты таких товаров в соответствии с частью 7 статьи 9 Закона о торговле;

Нижегородцев Т.В.: Часть поставщиков и члены ОПОРЫ РОССИИ сообщили, что есть жалобы на торговые сети, которые затягивают оформление необходимых документов при поставке продовольственных товаров и соответственно сдвигаются сроки оплаты. В законе сроки оплаты привязаны к надлежаще оформленному документу.

Кашеваров А.Б.: Каждый товар, который поставляется в торговую сеть идет с сопроводительными документами. Может ли получение ТТН являться моментом отчисления сроков оплаты?

Чирухин М.Н.: Достаточно дополнить норму фразой «начало течения срока оплаты в момент перехода права собственности на товар». Этот момент определен Гражданским кодексом, прописан в договоре.

Кашеваров А.Б.: Юридически понятно, что происходит по договору поставки. Вопрос с какого конкретно момента.

Старобинский А.И.: Проблема действительно существует. Предложение такое – срок начинается от момента передачи документов и если в течение срока оплаты поставщик довозит все необходимые документы, то оплата должна быть произведена в срок.

Нижегородцев Т.В.: С момента поставки и перехода права собственности есть еще буферный промежуток времени, в рамках которого оформляются надлежащим образом документы об оплате, и этот промежуток может удлиняться неограниченно долго.

Кашеваров А.Б.: Данную проблему озвучила ОПОРА РОССИИ. Нужно установить законодательно этот срок.

Янина М.В.: Если поставщик не выполняет свои обязанности по предоставлению надлежаще оформленных документов, мы можем обращаться в ФАС России?

Кашеваров А.Б.: Совершенно верно.

Вознесенский Н.Н.: Нежелательно менять момент приемки товара на момент перехода права собственности, потому что момент перехода права собственности на товар может быть по-разному определен в договоре.

Шевченко Д.В.: Это проблема с точки зрения факторинга. Если данный процесс затягивается на 14-15 дней, то для поставщиков, использующих факторинг, начинаются штрафы. У нас предложение ограничить период этих разбирательств 30 банковскими днями. 30 банковских дней – стандартный срок для поставщиков, находящихся на факторинговом обслуживании. Что касается документов, есть предложение остановиться на счетах-фактурах.

Ишкова М.Е.: Я являюсь представителем Ассоциации производителей и поставщиков продуктов питания. Хотела подтвердить, что эта проблема действительно существует. Мы посмотрим, насколько массовым это является, и к следующему заседанию подготовим аналитическую записку.

3) определение перечня недопустимых видов договоров при осуществлении торговой деятельности, связанной с реализацией продовольственных товаров;

Нижегородцев Т.В.: ФАС России предлагает дополнить статью 13 Закона о торговле запретом на использование договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы указанных договоров.

4) регулирование отношений, связанных с заключением договоров поставки продовольственных товаров организациями – импортерами таких товаров;

Нижегородцев Т.В.: Проблема связана с тем, что из сферы применения Закона о торговле исключена внешнеэкономическая деятельность, в связи с чем, на трансграничные соглашения поставки продовольственных товаров не распространяются требования, установленные Законом о торговле, что может ставить иностранных производителей и поставщиков в преимущественное положение по сравнению с российскими.

Чирухин М.Н.: Речь идет о том, чтобы распространить эти действия на организации посредников импортеров?

Нижегородцев Т.В.: Иностранный поставщик заключает договор с российской торговой сетью. Теоретически можно уйти от соблюдения Закона о торговле. Так, выплаты вознаграждений, которые могут осуществлять иностранные поставщики, могут превышать объемные показатели российских поставщиков, может возникать недобросовестная конкуренция при осуществлении трансграничных соглашений.

Чирухин М.Н.: Существует понятие «корректировка таможенной стоимости». Считаем данную проблему не актуальной.

Кашеваров А.Б.: Можно сделать вывод, об отсутствии необходимости внесения соответствующих изменений в Закон о торговле.

5) уточнение требований, установленных статьей 14 Закона о торговле, направленных на развитие конкуренции в розничной торговле на уровне муниципальных образований.

Нижегородцев Т.В.: Речь идет о том, чтобы внести уточнения в статью 14 Закона о торговле, которые бы установили предельно допустимую долю 25% в результате совершения сделки, за исключением случаев, если в результате сделки не произойдет сокращение хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. Существующая норма статьи 14 Закона о торговле не ограничивает долю при сделке, в случае если сеть на момент совершения сделки имеет долю меньше 25%. С другой стороны, если сеть имеет долю 24%, а покупает 75%, то действующая норма закона не запрещает такого рода сделку.

Кашеваров А.Б.: Проблема также в том, что в течение года любая торговая сеть, которая в границах муниципального района или городского округа не занимает 25%, может скупить всех других участников рынка.

Янина М.В.: Я не понимаю, как теперь норма будет выглядеть. Методика Росстата будет меняться?

Кашеваров А.Б.: Расчетный период – предыдущий год и он пересматриваться в настоящее время не будет. С учетом рассмотренных сделок и результатов мониторинга, ФАС России считает целесообразным внести изменения в статью 14 Закона о торговле, устанавливающие предельную допустимую долю в 25% в результате совершения сделки, за исключением случаев, если в результате сделки не произойдет сокращение хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

2. Предложения Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) по дальнейшему совершенствованию Закона о торговле и налогового законодательства в области регулирования потребительского рынка, предусматривающие:

1) право поставщика относить выплаты по договорам возмездного оказания услуг по продвижению продовольственных товаров в состав расходов для исчисления налога на прибыль организаций, в полном объеме (в НК РФ);

2) отнесения к расходам торговых организаций при определении налогооблагаемой базы затрат, связанных с возмещением товарных потерь (в НК РФ);

Кашеваров А.Б.: предлагаем привлечь к обсуждению данных вопросов Минфин России.

3) возможность включения в цену договора поставки вознаграждения за логистику;

Нижегородцев Т.В.: ФАС России считает, что логистические услуги являются самостоятельным видом услуг и должны оказываться и оплачиваться по отдельному договору.

Белоновский И.В.: По данному вопросу было много дискуссий. Это предложение скорее от поставщиков, потому что многие из них воспринимают эту норму как неудобную. Очень сложно высчитывать стоимость логистических услуг. Вопрос в том, чтобы привязывать стоимость логистики к товарообороту в процентном соотношении.

Заграевский С.С.: Если мы учитываем логистическую скидку в цене товара, нас привлекают и начинают анализировать нашу ценовую политику, например, обоснованность установленных цен тем или иным контрагентам.

Кашеваров А.Б.: В настоящий момент данное предложение неочевидно, но это не лишает Вас возможности направлять конкретные и обоснованные предложения в качестве своих инициатив по изменению Закона о торговле.

Принятые решения:

1. Поддержать работу Экспертного совета и продолжить работу по обсуждению поправок в Закон о торговле.

2. В связи с тем, что предложений по внесению соответствующих изменений в части 4 и 7 статьи 9 Закона о торговле (пункты 1, 2 вопроса 1) от участников рынка и заинтересованных органов государственной власти не поступило, принято решение в настоящее время изменений в указанные положения Закона о торговле не вносить.

3. По пункту 3 вопроса 1 принято решение о необходимости внесения изменений в пункт 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, изложив его в следующей редакции:

«использовать договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров.».

4. По предложению о включении в цену договора поставки вознаграждения за логистику (пункт 3 вопроса 2) принято решение о нецелесообразности внесения соответствующих изменений в Закон о торговле в настоящее время.

5. Продолжить обсуждение предложений Ассоциации компаний розничной торговли по дальнейшему совершенствованию Закона о торговле и налогового законодательства в области регулирования потребительского рынка на следующем заседании Экспертного совета.

6. Провести совместное заседание Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере розничной торговли и Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг при ФАС России (секция по рынку банковских услуг) в срок до конца января 2011 года.

Председательствующий А.Б. Кашеваров

Ответственный секретарь

Экспертного совета Е.В. Урюкина