Российская практика расследования картелей стремится к европейским стандартам

С 1 по 7 мая 2011 года в г. Будапеште (Венгрия) состоялся Семинар на тему: «Маскирование картелей под видом правомерных бизнес-практик», проводимый Будапештским Региональным центром по конкуренции ОЭСР – Венгрия.

В программу Семинара были включены различные вопросы по взаимодействию конкурентов на рынке, в частности: определение случаев законного и незаконного взаимодействия конкурентов, а также случаев выявления картелей и таких нарушений антимонопольного законодательства, как заключение конкурентами договоров на поставку, установление стандартов (правил) осуществляемой ими деятельности, и их совместные предприятия.

«В ходе Семинара мы с нашими европейскими коллегами обсуждали вопрос полномочий конкурентных ведомств при расследовании картелей. Так, выяснилось, что европейские конкурентные ведомства обладают большими полномочиями при расследовании картелей. Они, в отличие от российского конкурентного ведомства, могут не только копировать документы, но и изымать их. Кроме того, в Европе можно получить ордер на проведение проверки как в отношении юридического, так и физического лица, что существенно способствует доказательству картеля. В «третьем антимонопольном пакете» поправок предусмотрены положения, направленные на уточнение процедуры проведения внеплановых проверок. Это должно в значительной мере приблизить нашу практику к европейским стандартам», - отметила  заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Яна Багрова.

Стоит отметить, что Московское УФАС России, осуществляя работу по расследованию и пресечению картельных сговоров, установило взаимодействие с правоохранительными органами города Москвы. Так, по материалам переданным из Управления, в конце апреля СЧ СУ при УВД по ЦАО г. Москвы возбуждено уголовное дело в отношении руководителей ООО «Дмитровские Овощи», ООО «Торговый Дом «ГИГИЕЯ», ООО «Фрутовит», ООО «Атлантис» и ООО «ТК Дитрейд» по статье 178 УК Российской Федерации.

Напомним, Московским УФАС России в действиях указанных субъектов был установлен факт нарушения п.2 ч.1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выразивщийся в осуществлении согласованных действий на торгах.

"Такие действия участников торгов приводят к устранению конкуренции, и как следствие, к потере актуальности проведения конкурсов и аукционов. Кроме того, бюджетны деньги города расходуются неэффективно," - неоднократно отмечал  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владимир Ефимов.