Для незнакомого клиента лизинговая компания находила знакомого страховщика. Московское УФАС России установило сговор лизинговой компании и страховщика и начало административное расследование

ЗАО Лизинговая компания «Свое Дело» и ООО Страховая компания «Гранит-Полис» получили предписание о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление гражданина Р. об условиях заключения договора лизинга в ЗАО Лизинговая компания «Свое Дело» (в ее филиале, расположенном в г. Ростов-на-Дону). Заявитель указал, что одним из условий заключения договора, явилась обязанность гражданина застраховать предмет лизинга от всех рисков, заключив со страховой компанией соответствующий договор. Причем выбор страховщика лизинговая компания оставила за собой, определив, что это должно быть только ООО СК «Гранит-Полис».

Антимонопольный орган направил в адрес ряда контрагентов лизинговой компании запросы о предоставлении информации о причинах, побудивших осуществить страхование предмета лизинга по рискам угон/ущерб в СК «Гранит-Полис». В одном из ответов сообщалось, что причина, побудившей осуществить страхование предмета лизинга по рискам угон/ущерб у этого страховщика стало соответствующее условие лизинговой компании, выдвинутое при заключении договора лизинга, т.е. выбор страховой компании осуществлялся в соответствии с условиями договора лизинга. Другой контрагент также указал антимонопольному органу, что страхование осуществлялось в соответствии с условиями двух договоров лизинга. При этом еще до заключения договора страхования автотехники, а также по истечении договоров со страховщиком, лизингополучатель пытался согласовать с лизинговой компанией иную страховую организацию, т. к. считал завышенными размеры страховых премий в СК «Гранит-Полис». Однако лизинговая компания неоднократно отказывала в выборе иной страховой компании.

Комиссия антимонопольного органа установила, что ЗАО Лизинговая компания «Свое Дело» заключает договоры лизинга на срок в среднем от 3 до 5 лет, применяя утвержденные руководителем юридического лица типовые формы договора. Причем в соответствии с п. 4.1.2. типовой формы договора, лизингополучатель обязан за свой счет застраховать предмет лизинга от всех рисков на срок, не менее чем срок лизинга, заключив со страховой компанией, указанной лизингодателем, договор страхования предмета лизинга в пользу выгодоприобретателя. Следующий пункт договора предусматривает, что в случае превышения срока лизинга срока действия страхового договора, лизингополучатель обязан заключить такой договор на новый срок. Кроме того, в типовой форме содержится условие о том, что передача лизингополучателю предмета лизинга производится при условии заключения договора страхования согласно п. 4.1.2.

Проанализировав эти положения, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу, что на лизингополучателя возлагается обязанность заключить договор страхования предмета лизинга со страховой компанией, указанной лизингодателем и что передача предмета лизинга производится при условии заключения договора именно с этим страховщиком. Данный вовод был подтвержден на заседании комиссии Московского УФАС России и представителем лизинговой компании. Он, отвечая на вопрос о необходимости страхования предмета лизинга в первый год действия договора лизинга именно у определенного страховщика, указал: «Если мы клиента не знаем, для нас важно, чтобы страховка была оформлена в ООО СК «Гранит-Полис». Комиссии лизинговая компания еще пояснила, что она начала работать с указанным страховщиком с 2004 г.

Представитель СК «Гранит-Полис» также заявил антимонопольному органу, что ЗАО Лизинговая компания «Свое Дело» является основным партнером страховщика, что нашло документальное подтверждение. С 2004 г. по июль 2008 г. СК «Гранит-Полис» заключила 10707 договоров (полисов) страхования с клиентами лизинговой компании, что составило 99,67% от всех договоров (полисов) на оказание страховых услуг. Практически весь объем оказываемых страховщиком страховых услуг приходился на контрагентов лизинговой компании. Например, в 2006, 2007 гг. и в первой половине 2008 г. контрагенты лизинговой компании соответственно в 99,5%, 99,8% и 99,7% случаев заключали договоры именно с СК «Гранит-Полис». На долю остальных страховых компаний в 2006 г. пришлось 16 договоров (полисов) страхования или 0,5 % от общего количества договоров страхования, а в 2007 г. – 5 договоров (или 0,2%), за 6 месяцев 2008 г. – 3 договора (0.3%).



В 2008 г. Московское УФАС России провело контрольное мероприятие в отношении лизинговой компании, в результате которых выявилось, что компания по каждому договору лизинга формирует дело и в числе прочих документов в этом деле находится и т. н. «опросный лист» к договору лизинга. Несмотря на отсутствие (и у лизинговой компании, и у страховщика) внутренних распорядительных документов, регулирующих процедуру оформления «опросного листа», этот документ подписывался генеральными директорами этих обществ. Для отдельных исключений, когда предмет лизинга страховался в иной страховой организации, в «опросных листах» в соответствующей графе отсутствовала подпись представителя такого страховщика. Как указал антимонопольный орган в решении, обязанность СК «Гранит-Полис» подписывать внутренний документ лизинговой компании, удостоверяя факт заключения договора страхования с лизингополучателем, возникает из соответствующих договоренностей лизинговой компании и страховщика.



Комиссия Московского УФАС России пришла к выводу, что между лизинговой компанией и страховщиком имеется соглашение, в соответствии с которым компания установила в договоре лизинга обязанность лизингополучателя заключить со страховой компанией, указанной лизингодателем, договор страхования предмета лизинга и навязывает лизингополучателю в качестве страховой компании, с которой необходимо заключить договор страхования, ООО СК «Гранит-Полис». В свою очередь, ООО СК «Гранит-Полис» заключает с лизингополучателями – контрагентами лизинговой компании договоры страхования предмета лизинга, подтверждая факт заключения такого договора проставлением подписи генерального директора ООО СК «Гранит-Полис» в соответствующей графе «опросного листа» - внутреннего документа лизинговой компании.

В соответствии с п. 18 ст. 4 Закона о защите конкуренции, «соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме».



Дополнительно антимонопольный орган указал, что в соответствии с действующим законодательством, регулирующим отношения в сфере финансовой аренды (лизинга), не предусмотрена обязанность лизингополучателя осуществлять страхование предмета лизинга в страховой компании, указанной либо выбранной лизингодателем (ст. 666 ГК РФ, ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22 ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»).

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора не относящихся к предмету договора.

Кроме того, этой же нормой запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или их согласованные действия на товарном рынке, если такие соглашения/действия приводят или могут привести к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него.

Сравнительный анализ условий страхования предмета лизинга у СК «Гранит-Полис» и других страховщиков оказался не в пользу первой компании. Один из контрагентов лизинговой компании указал антимонопольному органу, что он длительное время сотрудничает с крупной страховой компанией, и что ее страховые тарифы на аналогичные страховые продукты почти в два раза ниже тарифов СК «Гранит-Полис». Так тарифы (по риску «Угон», «Ущерб») СК «Гранит-Полис» в 2007 г. по новой технике составили: МАЗ-642508-220 – 6%, полуприцеп 935033 – 5%, а в компании, которой хотел, но не смог застраховать предмет лизинга лизингополучатель, эти же услуги стоили, соответственно, 3,1% и 1,9%. В результате лизингополучатель заплатил за страхование предмета лизинга на 200 тыс. руб. больше. Схожие тарифы применялись в тот период и в другой крупной страховой компании, имеющей широко развитую филиальную сеть во всех субъектах Российской Федерации. Страховые тарифы по указанным выше рискам и технике составляли 3,8% и 1,8%.

В период рассмотрения дела лизинговая компания сообщила Московскому УФАС России о введении в действие с июля 2008 г. двух новых типовых форм договора лизинга, в соответствии с которыми она либо обязуется самостоятельно страховать предметы лизинга на весь срок действия договора лизинга, либо осуществлять самостоятельно такое страхование только в течение первого года, а в последующие годы лизингополучателю предоставляется возможность страховать предмет лизинга в страховой компании по собственному выбору.

Однако, антимонопольный орган обратил внимание, что такие изменения, не распространяются на договоры лизинга, заключенные лизингополучателями до середины 2008 г.



Московское УФАС России установило, что соглашение между ЗАО Лизинговая компания «Свое Дело» и ООО СК «Гранит-Полис» нарушает п. 5 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в части, запрещающей соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к навязывания лизингополучателю условий договора лизинга, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора. Указанное соглашение ограничивает конкуренцию на рынке страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта).

С учетом того, что договоры (полисы) страхования транспортных средств, заключались Страховщиком в Москве, Санкт-Петербурге, Калининградской, Самарской, Ростовской, Челябинской, Волгоградской, Нижегородской и Новосибирской областях, установленное Комиссией нарушение антимонопольного законодательства охватывает территорию указанных субъектов Российской Федерации.



Обе компании получили предписание об устранении нарушения. Их обязали прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции.

Так ЗАО Лизинговая компания «Свое дело» обязана рзместить на официальном сайте в сети «Интернет», на информационных стендах в своих помещениях, а также доводить до сведения лизингополучателей при устном обращении информацию о возможности замены страховой компании на любом этапе перезаключения договоров страхования предмета лизинга, полученного по договорам, заключенным до 2 июля 2008 г. В течение 2 лет с даты выдачи предписания, компания должна будет раз в полугодие предоставлять в Московскому УФАС информацию об общем количестве заключенных договоров лизинга, о количестве таких договоров, по которым страхователем предмета лизинга выступает ЗАО Лизинговая компания «Свое дело» и договоров, по условиям которых обязанность страхования возложена на лизингополучателя (с указанием страховой компании, в которой осуществлено такое страхование).

ООО СК «Гранит полис» по предписанию антимонопольного органа также обязали в течение двух лет с указанной выше периодичностью предоставлять информацию о количестве заключенных договоров страхования, договоров, где выгодоприобретателем или страхователем выступает ЗАО Лизинговая компания «Свое дело».

Кроме того, материалы дела переданы должностному лицу Московского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.