28 августа 2008 г. Комиссия Московского УФАС рассмотрела материалы дела, возбужденного по признакам нарушения Правительством Москвы, ЖСК "Журналист-4" и ООО "Гарант-Трейд М" ФЗ "О защите конкуренции"

28 августа 2008 г. Комиссия Московского УФАС рассмотрела материалы дела, возбужденного по признакам нарушения Правительством Москвы ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», а также по признакам нарушения Правительством Москвы, Потребительским жилищно-строительным кооперативом «Журналист-4» и ООО «Гарант-Трейд М» ч. 4 ст. 16 указанного закона.

Ранее Управлением Федеральной антимонопольной службы по Москве в рамках государственного контроля за экономической концентрацией в сфере использования земли рассмотрено обращение Депутата Мосгордумы Никитина С.В. о соответствии требованиям антимонопольного законодательства Распоряжения Правительства Москвы № 1148-РП от 23.06.2005 г. «О строительстве потребительским жилищно-строительным кооперативом "Журналист-4" жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15» (далее – Распоряжение № 1148-РП).

В соответствии с п. 1 данного документа, Правительство Москвы принимает предложение Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы о строительстве в 2005-2008 гг. на территории Южного административного округа на земельном участке по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15 кооперативного жилого дома за счет личных средств граждан - членов ЖСК "Журналист-4" общей площадью не менее 15000 кв. м. со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями для размещения предприятия торговли (магазин шаговой доступности) общей площадью не менее 800 кв. м. В Распоряжении № 1148-РП помимо прочего было указано, что ЖСК "Журналист-4" осуществит 100% финансирование строительства общей жилой площади дома с инженерными коммуникациями за счет средств членов ЖСК, а ООО "Гарант-Трейд М" осуществит 100% финансирование строительства встроенно-пристроенных помещений для размещения предприятия торговли (магазин шаговой доступности). В соответствии с инвестиционным контрактом 100% жилой площади подлежит оформлению в собственность членов ЖСК «Журналист-4». При этом п. 3.7 контракта предусматривает: «Формирование жилищно-строительного кооператива «Журналист-4» производится из числа очередников Союза журналистов Москвы, Московского журналистского фонда, ООО «Гарант-Трейд М» и Префектуры южного административного округа г. Москвы в следующих пропорциях:

- 55% - Союз журналистов Москвы;

- 15% - Московский журналистский фонд;

- 10% - ООО «Гарант-Трейд М»;

- 20% префектура Южного административного округа города Москвы».

Представители Правительства Москвы, Префектуры ЮАО города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы заявили, что Распоряжение № 1148-РП является решением о предварительном согласовании места размещения объекта, в соответствии с которым земельный участок расположенный по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15, был предоставлен Распоряжением Префекта ЮАО города Москвы № 01-41-505 от 28.04.2008 г. ЖСК «Журналист-4» без проведения торгов.

Однако данный довод Комиссия УФАС не признала легитимным.

Во-первых, ни Правительство Москвы, ни Префектура ЮАО, ни Департамент земельных ресурсов не представили в УФАС документы, подтверждающие проведение процедуры предварительного согласования места размещения объекта. Такая процедура предусмотрена ст. 30, 31 Земельного Кодекса РФ и должна была выполняться до издания Распоряжения № 1148-РП.

Во-вторых даже если допустить, что Распоряжение № 1148-РП в действительности является решением о предварительном согласовании места размещение объекта, то в соответствии с п. 2 ст. 4 ГК РФ к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Согласно п. 15 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2007 г. земельный участок, находящийся в государственной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта. Такое решение должно приниматься до 1 октября 2005 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могли предоставляться лицу в аренду для жилищного строительства на основании решения о предварительном согласовании места размещения объекта без проведения торгов только до 1 марта 2007 г.

В соответствии с п. 1 Распоряжения префекта ЮАО г. Москвы № 01-41-505 от 28 апреля 2008 г. «О предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15, Потребительскому Жилищно-строительному кооперативу «Журналист-4» на условиях краткосрочной аренды на период проектирования и строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями для размещения предприятия торговли (магазина шаговой доступности)» земельный участок расположенный по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15 предоставлен ЖСК «Журналист-4» для проектирования и строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями для размещения предприятия торговли (магазина шаговой доступности). Как видно, земельный участок для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями для размещения предприятия торговли (магазина шаговой доступности) предоставлен Префектурой ЮАО города Москвы за пределами установленного законом срока, после 1 марта 2007 г.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов). Согласно, представленной 27 июня 2008 г. Департаментом города Москвы по конкурентной политике информации, торги при реализации данных Распоряжений не проводились.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2007 г. абз. 4 п. 15 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (устанавливает предельный срок предоставления земельных участков под жилищное строительство на основании уже возникших правоотношений сторон), Правительство Москвы по истечение установленного срока (1 марта 2007 г.) должно было привести свои акты, в том числе Распоряжение № 1148-РП в соответствие с действующим законодательством.

Бездействие Правительства Москвы по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства Распоряжения 1148-РП привело к нарушению п. 15 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», п. 4 ст. 8 Закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве». Префектура ЮАО нарушила закон, издав Распоряжение № 01-41-505.

Согласно п. 2 ст. 4 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 7 ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции в частности предоставлять преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам работающих на рынке жилищного строительства (выделение земельного участка на бесконкурсной основе), создающее необоснованное препятствование осуществлению деятельности других хозяйствующих субъектов в указанной сфере.

Таким образом, Правительство Москвы (которое не привело в соответствие с действующим законодательством Распоряжение № 1148-РП), Префектура ЮАО г. Москвы (издание Распоряжения № 01-41-505 и предоставление ЖСК «Журналист-4» земельного участка по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15 для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями), осуществили действия, ограничивающие конкуренцию, в части предоставления преимуществ ЖСК «Журналист-4» и необоснованно препятствующий осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам (конкурентам указанного ЖСК, на рынке жилищного строительства).

Распоряжение Правительства Москвы № 1148-РП не может служить основанием для предоставления земельного участка расположенного по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15 на бесконкурсной основе для ЖСК «Журналист-4» и ООО "Гарант-Трейд М" по процедуре предварительного согласования места размещения объекта для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями для размещения предприятия торговли (магазина шаговой доступности).

В рамках реализации Распоряжения Правительства Москвы № 1148-РП между Правительством Москвы, Потребительским жилищно-строительным кооперативом «Журналист-4» (в лице Председателя Жукова А.В.) и ООО «Гарант-Трейд М» (в лице генерального директора Немилова П.Д.) заключен инвестиционный контракт от 27 марта 2007 г. № 13-054914-5501-0148-00001-07. на строительство жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями на строительной площадке по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15. Контракт зарегистрирован в Едином реестре контрактов и торгов города Москвы (АИС ЕРКТ).

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы № 426 от 18 мая 1999 г. «Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности» установлено, что реализация инвестиционных проектов нового строительства, реконструкции (реставрации), комплексного капитального ремонта объектов недвижимого имущества различного назначения на территории г. Москвы в случаях небюджетного финансирования осуществляется на конкурсной основе.

Согласно преамбуле, инвестиционный контракт заключен в соответствии с постановлением № 255-ПП от 27.04.2004г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов». Указанное постановление предусматривает, что размещение объектов недвижимости на территории г. Москвы осуществляется исключительно в соответствии с действующим градостроительным законодательством, на основе показателей реализации Генерального плана развития города Москвы до 2020 г., схем развития отраслей и размещения объектов, среднесрочных и долгосрочных программ, градостроительных планов административных округов, разработанной градостроительной документации и проектов планировки районов реконструкции и строительства установлен.

Кроме того, Положения о проведении конкурсов на право инвестирования строительства и реконструкцию объектов (приложение 3 к Постановлению № 255-ПП) определяет общие требования организации и проведения конкурсов по подбору инвесторов для строительства, реконструкции и реновации объектов различного назначения на территории города.

В соответствии с п. 5.1 приложения 3 к постановлению № 255-ПП инвестиционный контракт или договор долгосрочной аренды земельного участка с уполномоченным Правительством Москвы подписывает с победителем конкурса в срок не позднее 20 рабочих дней с момента вручения указанному лицу выписки из итогового протокола о признании его победителем конкурса.

В соответствии с п. 16 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ застройщик - юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Согласно п. 2.2. ст. 2 инвестиционного контракта № 13-054914-5501-0148-00001-07 предметом контракта является строительство ЖСК «Журналист-4» и ООО «Гарант-Трейд М» жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями на строительной площадке по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15.

Инвестиционный контракт в нарушении Постановления Правительства Москвы № 426 от 18 мая 1999 г. «Об изменении нормативных актов по вопросам инвестиционной деятельности», Постановления № 255-ПП от 27.04.2004г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов на реализацию инвестиционных проектов» заключен на бесконкурсной основе. Положения контракта о строительстве на земельном участке по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15, до получения прав на данный земельный участок, создают обязательства органов исполнительной власти города в нарушение требований земельного законодательства выделить земельный участок на бесконкурсной основе ЖСК «Журналист-4» и ООО «Гарант-Трейд М». Это, в свою очередь, приведет к нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст. 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Заключив 27 марта 2007 г. на бесконкурсной основе инвестиционный контракт № 13-054914-5501-0148-00001-07, Правительство Москвы, ЖСК«Журналист-4» и ООО «Гарант-Трейд М», нарушили ч. 4 ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».



Комиссия Московского УФАС в решении по делу признала, что Правительство Москвы нарушило ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, ограничивающих конкуренцию, в частности необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам. Префектура ЮАО г. Москвы нарушила ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия акта, ограничивающего конкуренцию, в частности необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов

Кроме того, в Решении Комиссии УФАС указано, что Правительство Москвы, Потребительский жилищно-строительный кооператив «Журналист-4» и ООО «Гарант-Трейд М» нарушили ч. 4 ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» в части запрета на соглашения между органами государственной власти субъектов РФ и хозяйствующими субъектами которые ведут к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В предписании Московского УФАС о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации Правительство Москвы в срок до 28 октября 2008 года обязали привести в соответствие с антимонопольным законодательством Распоряжение Правительства Москвы № 1148-РП от 23.06.2005 г. «О строительстве потребительским жилищно-строительным кооперативом "Журналист-4" жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15» исключив возможность выделения земельного участка под жилищное строительство без проведения аукциона (конкурса).

Префектура ЮАО города Москвы до истечения указанного выше срока должна отменить Распоряжение префекта ЮАО города Москвы № 01-41-505 от 28.04.2008 г. «О предоставлении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, по адресу: ул. Красного Маяка, вл. 15, Потребительскому Жилищно-строительному кооперативу «Журналист-4» на условиях краткосрочной аренды на период проектирования и строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями для размещения предприятия торговли (магазина шаговой доступности)».

Правительству Москвы, Потребительскому жилищно-строительному кооперативу «Журналист-4» и ООО «Гарант-Трейд М» в срок до 28 октября 2008 г. предписано принять меры к расторжению инвестиционного контракта от 27 марта 2007 г. № 13-054914-5501-0148-00001-07 в установленном действующим законодательством порядке.

Об исполнении предписания Московского УФАС указанные лица должны уведомить антимонопольный орган до 30 октября 2008 г.