Интервью начальника отдела проверок госзакупок Московского УФАС России Владимира Мурашова для журнала «Московские торги»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Вступившие в силу с 1 января 2015 года поправки в ФЗ-44 содержат ряд сложностей как для заказчиков, так и для контролирующих органов. О вопросах, связанных с согласованием несостоявшихся закупок и закупок у единственного поставщика, а также о переходе на электронные торги рассказывает начальник отдела проверок государственных закупок Московского УФАС России Владимир Мурашов.

- Владимир Олегович, с 1 января 2015 года в связи с изменениями в ФЗ-44 заключение госконтрактов по результатам несостоявшихся закупок в форме запроса котировок,  а также электронного аукциона не относится к случаям, требующим согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок». С какой целью были внесены эти изменения?

- Действительно, в целях регулирования контрактной системы в ФЗ-44 (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 498-ФЗ) внесены существенные изменения в регулирование контрактной системы в части, уточнения случаев требующих согласования несостоявшихся закупок с контролирующим органом, в частности исключено обязательное требование о согласовании несостоявшихся открытых аукционов в электронной форме, а так же несостоявшихся закупок, в случаях предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системы. («Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами»). Необходимость такого согласования в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе («Согласование закупки у единственного поставщика») возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

- А что делать тем, кто не успел согласовать закупки у единственного поставщика до 1 января 2015 года?

- В совместном письме Министерство экономического развития Российской Федерации и ФАС России от 20 января 2015 года (исх. №658-ЕЕ/Д28и, АЦ/1587/15) дополнительно отмечается, что указанная норма так же применяется и в отношении обращений по состоянию на 31 декабря 2014 года, решение о согласовании или об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не принято.

Указанные обращения подлежат возврату в связи с отсутствием у ФАС России и иных контрольных органов в сфере закупок полномочий на согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в указанных случаях. При этом такие контракты заключаются в соответствии с п. 25 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе без согласования с контрольным органом в сфере закупок.

- Насколько эффективны данные поправки в ФЗ-44? Они реально снизили нагрузку на органы антимонопольного ведомства по администрированию несостоявшихся торгов?

- Указанные изменения существенно снижают долю администрирования несостоявшихся закупок. На практике подавляющее количество закупок, проводимых московскими заказчиками, осуществлялось именно в форме открытого аукциона в электронной форме.

- А раньше было сложнее работать?

 - Да. Ежеквартально в Московское УФАС России подобных обращений рассматривалось более 2000, что создавало существенную административную загруженность как для «контролеров», так и для заказчиков.

- Эти поправки не повлияют на возможность участников торгов обращаться за законной защитой своих интересов в ваше ведомство, поскольку теперь не нужно согласовывать электронные аукционы с контрольными органами?

- Указанные поправки не исключают возможность любого участника закупки либо иного заинтересованного лица своевременно обращаться за защитой своих интересов и обжаловать действия заказчиков нарушающих права и законные интересы, и иные нарушения, повлекшие за собой признание открытого аукциона не состоявшимся.

- Одна из главных тем в госзакупках – это переход на электронные торги. Какие сложности видит Московское УФАС России при переходе конкурсов в электронную форму?

- Относительно перевода конкурсов в «электронный формат».  Законопроект (N623906-6), предусматривающий перевод в электронную форму всех открытых конкурентных процедур (конкурсов, запросов котировок и запросов предложений), планируется к рассмотрению в первом чтении Государственной Думой 17 февраля сего года.

Для Заказчиков и участников закупок регулярно, практикующих проведение открытых аукционов в электронной форме, данный переход не должен вызвать больших затруднений. Несомненно, подготовка документов в электронном виде является наиболее оптимальной формой документооборота в сфере государственных закупок. Например, больше не потребуется регулярно получать выписку из ЕГРЮЛ для подачи каждой заявки, заверять большое количество учредительных документов, при этом будет достаточно разместить данный документ при аккредитации на площадке и в дальнейшем обеспечивать актуализацию всех изменений. Положительно на прозрачности торгов скажется и возможность независимой регистрации площадкой поступления и содержание конкурсных заявок.

- Не боятся ли заказчики технических сбоев?

- Об этом стоит сказать несколько слов. Нарушения заказчиков и участников закупки при проведении процедур в электронной форме бывают связаны и с техническими сбоями функционала площадок, в таких случаях сторонам важно подкреплять доказательства отсутствия своей вины «скриншотами» самих сбоев и иными техническими средствами. Большой интерес представляет информационная система «Независимый регистратор», разработанная Минкомсвязи России,  которая позволяет записывать в режиме реального времени все действия, совершаемые на электронной площадке.

Надо отметить, что в контролирующие органы также отмечают приоритет электронного документооборота. Возможность оперативно блокировать процедуру в случае поступления жалобы, отправка уведомлений запросов и решений в электронном виде значительно ускоряют административное взаимодействие и помогают своевременно защищать участникам закупок свои права и законные интересы

Андрей Золотов, официальное издание Мэра и Правительства Москвы «Московские торги»