В рамках онлайн пресс-конференции Михаил Гатов рассказал журналистам о госзаказе

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В онлайн режиме заместитель руководителя Московского УФАС России Михаил Гатов ответил на вопросы журналистов.

 

На Ваш взгляд, уменьшится ли кол-во жалоб при полном переводе аукционов и конкурсов в электронный вид?

Золотов Андрей. Бюллетень оперативной информации «Московские торги»

Что касается аукционов, то они  уже давно проводятся исключительно в электронной форме. Перевод конкурсов в электронный вид, на мой взгляд положительно скажется на прозрачности всей конкурсной системы. Ну, а по поводу количества жалоб, то в настоящее время их число каждый год  только растет и связаны они как с обжалованием положений документации, так и отказами в допуске.

 

Сколько организаций с начала 2014 года уже включено по вашей рекомендации в РНП? Какие основные нарушения были у таких организаций?

Регина Утяшева. Газета  Metro

 

В этом году Московским УФАС России принято решение о включении в реестр более 150 поставщиков, уклонившихся от заключения государственного контракта либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства. Как и в прошлом году, основная масса нарушений приходится на нарушение порядка заключения государственного контракта, в первую очередь участники попадаются с поддельными банковскими гарантиями, но есть и те, кто умышленно отказывается заключать контракт, к примеру, не представляют документы, предусмотренные механизмом  «антидемпингового регулирования».

Также стоит отметить, что все больше набирает практика расторжения государственных контрактов не только в судебном порядке, но и в одностороннем порядке в случае злостного неисполнения принятых на себя обязательств. Такие участники закупки  так же рискуют быть включенными в РНП.

 

Насколько  мне известно, случается, что государственные заказчики предъявляют слишком замысловатые требования к материалам, которые не являются предметом закупки, в то время, как к самому предмету закупки предъявлены требования, допустим, по 3-4 характеристикам. Расскажите о таких случаях на примере.

Елена Шмелева. Российская газета

 

Каждая вторая рассматриваемая жалоба в Управлении касается обжалования документации о закупки в части установления излишних, слишком детализированным требований в объекту закупки. Так, например, заказывая стол, заказчики устанавливают среди прочих требований требования к лаку, которым покрыт такой стол, в частности к таким характеристикам лака, как условная вязкость, температура вспышки в закрытом тигле, адгезия и т.д. Указанные характеристики не могут быть известны участникам закупки, или могут стать известны только после проведения испытаний определенной партии продукции. Иногда, заказчики настолько увлекаются установлением таких требований, что забывают установить действительно необходимые требования. Так, например, Заказчик осуществляя закупку по устройству велосипедных дорожек в парке предъявил требования ко множеству материалов, не являющихся объектом закупки, таким как: ацетилен (его химический состав), катанка (заготовки для производства проволоки),  мешковина, известь и многие другие, при этом описание всех этих требований занимает порядка ста страниц в аукционной документации. В то время как требования к велопарковкам, являющимися объектом закупки, ограничились лишь четырьмя пунктами, а именно ее цвет, длина, ширина и высота. Кроме того, к пункту проката, аркам и беседкам, которые подлежали установке, Заказчиком в принципе не предъявлено требований.

 

Расскажите о новой процедуре обоснования закупок. Как будет происходить процесс?

Полина А.

 

Норма вступает в силу с января 2015 года, Заказчикам необходимо при формировании плана закупок, плана-графика обосновывать закупку в соответствии с целями ее осуществления.  Оценка обоснованности осуществления закупок будет проводится в ходе мониторинга (Минэконом) и аудита (Счетная палата). Контроль за соблюдениям требований к обоснованию закупок закреплен за органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

 

По каким критериям определяется начальная максимальная цена контракта? Что изменилось с введением 44 ФЗ?

Сергеев Юрий

 

По сравнению с 94-ФЗ, в 44-ФЗ определен перечень методов обоснования начальной (максимальной) цены контракта, среди которых:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Кроме того, Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены методические рекомендации по применению указанных методов , где подробно четко описаны случаи и особенности каждого метода. Вместе с тем, контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляет органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, к компетенции ФАС это не относится.