• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 12 ноября 2009 г. N КА-А40/11386-09-1,2

Дата публикации: 13 января 2010, 03:00


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 ноября 2009 г. N КА-А40/11386-09-1,2


Дело N А40-10712/09-152-16

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Букиной И.А., Летягиной В.А.

при участии в заседании:

от заявителя Пахалкова А.В., дов. от 11.01.2009 N 2, паспорт, Грибкова А.Е., дов. от 01.07.2009 N 33, паспорт;

от заинтересованного лица Клименко Е.С., дов. от 31.07.2009 N 3-89, уд. N 4313, Крылова С.В., дов. от 01.04.2009 N 7-64, уд. N 4223

от третьего лица Веклич Н.В., дов. от 31.09.2009 N 1159-Д, паспорт, Чекулаевой О.В., дов. от 18.11.2008 N 893-Д, паспорт

рассмотрев 29 октября - 05 ноября 2009 года в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве - заинтересованного лица и открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - третьего лица

на решение от 15.04.2009

Арбитражного суда г. Москвы,

принятое судьей Роговым А.Н.,

на постановление от 22.07.2009 N 09АП-9232/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,

по делу N А40-10712/09-152-16

по заявлению открытого акционерного общества "ВСК-Энерго" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,

третье лицо - открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания",


установил:


по делу объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 05.11.2009.

Открытое акционерное общество "ВСК-Энерго" (далее - ОАО "ВСК-Энерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) от 27.11.2008 N 7-50/2008 об отказе в удовлетворении жалобы на неправомерное действие открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК").

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "МОЭСК".

Решением названного арбитражного суда от 15.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009, оспариваемое по делу решение признано незаконным и УФАС России по г. Москве обязано устранить допущенные нарушения законодательства в установленные законом сроки.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московское УФАС России и ОАО "МОЭСК" подали кассационные жалобы, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные.

В отзыве на жалобы ОАО "ВСК-Энерго" возражало против их удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представители Московского УФАС России и ОАО "МОЭСК" поддержали жалобы по изложенным в них доводам. Представитель ОАО "ВСК-Энерго" просил жалобы отклонить как необоснованные.

Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу решением от 27.11.2008 N 7-50/2008 Московское УФАС России отказало ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении его жалобы на неправомерные действия ОАО "МОЭСК", выразившиеся в понуждении оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, установленному для группы "бюджетные потребители", вместо тарифа, установленного для группы "прочие потребители", а также не учитывающего при взаиморасчетах величины нагрузочных потерь. Этим решением Московское УФАС России прекратило производство по делу со ссылкой на отсутствие в действиях ОАО "МОЭСК" нарушения антимонопольного законодательства, а именно, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", одновременно приняв решение о передаче материалов в Федеральную службу по тарифам для принятия мер.

ОАО "ВСК-Энерго" оспорило это решение в судебном порядке.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что между ОАО "МОЭСК" и ОАО "ВСК-Энерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.09.2007 N 8546-409, по которому последний (ОАО "ВСК-Энерго") выступает самостоятельной стороной договора, действует от своего имени и за свой счет, обеспечивает учет переданной электроэнергии, потребляет услугу по передаче для транспортировки электроэнергии с оптового рынка до своих потребителей и, соответственно, является потребителем услуг по передаче электроэнергии. Приложением N 10 к дополнительному соглашению N 1 о пролонгации данного договора на 2008 год ОАО "МОЭСК" необоснованно отнесло ОАО "ВСК-Энерго" к группе "бюджетные потребители". Между тем ОАО "ВСК-Энерго", являющееся коммерческой организацией, относится к группе "прочие потребители" и при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии подлежал применению тариф, установленный для группы "прочие потребители".

Вывод судов двух инстанций является ошибочным.

В соответствии с п. 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями.

В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, потребителями услуг по передаче электроэнергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (с изменениями) "Об электроэнергетике" предусмотрено, что потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электроэнергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Как правильно установили суды двух инстанций, ОАО "МОЭСК" оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании договора от 24.09.2007 N 8546-409, заключенного с ОАО "ВСК-Энерго".

В п. 1.2 этого договора прямо предусмотрено, что он заключен ОАО "ВСК-Энерго" в интересах потребителей, которым названное общество обязалось организовать передачу электроэнергии в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи/поставки электроэнергии).

В п. 1.1 договора от 24.09.2007 N 8546-409 определено, что потребителями признаются физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию у заказчика или лица, уполномочившего сбытовую компанию на заключение договора оказания услуг по передаче электроэнергии, для производственных и/или собственных нужд и имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети исполнителя.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает не соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам вывод судов двух инстанций о том, что ОАО "ВСК-Энерго", заключившее с ОАО "МОЭСК" договор на оказание услуг по передаче электроэнергии от 24.09.2007 N 8546-409, является потребителем этих услуг и при расчете с ним как коммерческой организацией подлежал применению тариф, установленный для группы "прочие потребители".

Заключение ОАО "ВСК-Энерго" с ОАО "МОЭСК" договора от 24.09.2007 N 8546-409 не свидетельствует о том, что непосредственно ОАО "ВСК-Энерго" является потребителем услуг по передаче электроэнергии. Напротив, из содержания названного договора следует, что он заключен ОАО "ВСК-Энерго" в интересах потребителей - физических и юридических лиц, приобретающих электроэнергию для производственных и/или собственных нужд, а не для собственных бытовых или производственных нужд. Поэтому именно эти физические и юридические лица, поименованные в приложении к договору как потребители, являются потребителями услуг по передаче электроэнергии в рамках договора от 24.09.2007 N 8546-409.

В соответствии с п. 124 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии названные услуги оплачиваются соответствующими потребителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При выставлении потребителю электроэнергии счета на оплату раздельно указывается стоимость купленной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям (п. 4 ст. 39 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Поэтому при расчетах стоимости услуг по передаче электроэнергии подлежал применению тариф, установленный регулирующим органом для непосредственных потребителей электроэнергии.

В соответствии со ст. 39, п. 3 ст. 44 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения заявления юридического или физического лица о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает одно из следующих решений - о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, необходимым условием возбуждения дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Отказывая в возбуждении в отношении ОАО "МОЭСК" дела о нарушении антимонопольного законодательства, Московское УФАС России сослалось на то, что на момент рассмотрения дела в действиях названного общества отсутствовало нарушение антимонопольного законодательства, поскольку расчеты по договору от 24.09.2007 N 8546-409 производились по надлежащему тарифу - "базовые и прочие потребители" (в связи с отменой тарифа "бюджетные потребители").

Данный вывод антимонопольного органа соответствует требованиям законодательства, поскольку отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства исключает возможность возбуждения дела.

Кроме того, в рамках своей компетенции антимонопольный орган вправе принять меры по прекращению или предупреждению нарушения антимонопольного законодательства и обеспечению условий конкуренции. Но при этом он не вправе разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

При таких обстоятельствах вывод судов двух инстанций о незаконности оспариваемого по делу решения Московского УФАС России не соответствует требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам. В связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене.

Поскольку по делу не требуется собирания новых доказательств, установления обстоятельств спора, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об отказе ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении заявленного по делу требования.

По правилам ст. 110 АПК РФ с ОАО "ВСК-Энерго" в пользу ОАО "МОЭСК" подлежат взысканию 2000 руб. расходов по уплате госпошлины, понесенных при подаче апелляционной (1000 руб.) и кассационной (1000 руб.) жалоб.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 апреля 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2009 года по делу N А40-10712/09-152-16 отменить.

Отказать ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении заявленного по делу требования.

Взыскать с ОАО "ВСК-Энерго" в пользу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" 2000 руб. расходов по госпошлине.


Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

И.А.БУКИНА

В.А.ЛЕТЯГИНА
 

stdClass Object ( [vid] => 5965 [uid] => 1 [title] => ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС Московского округа от 12 ноября 2009 г. N КА-А40/11386-09-1,2 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5965 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 ноября 2009 г. N КА-А40/11386-09-1,2


Дело N А40-10712/09-152-16

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Букиной И.А., Летягиной В.А.

при участии в заседании:

от заявителя Пахалкова А.В., дов. от 11.01.2009 N 2, паспорт, Грибкова А.Е., дов. от 01.07.2009 N 33, паспорт;

от заинтересованного лица Клименко Е.С., дов. от 31.07.2009 N 3-89, уд. N 4313, Крылова С.В., дов. от 01.04.2009 N 7-64, уд. N 4223

от третьего лица Веклич Н.В., дов. от 31.09.2009 N 1159-Д, паспорт, Чекулаевой О.В., дов. от 18.11.2008 N 893-Д, паспорт

рассмотрев 29 октября - 05 ноября 2009 года в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве - заинтересованного лица и открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - третьего лица

на решение от 15.04.2009

Арбитражного суда г. Москвы,

принятое судьей Роговым А.Н.,

на постановление от 22.07.2009 N 09АП-9232/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,

по делу N А40-10712/09-152-16

по заявлению открытого акционерного общества "ВСК-Энерго" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,

третье лицо - открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания",


установил:


по делу объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 05.11.2009.

Открытое акционерное общество "ВСК-Энерго" (далее - ОАО "ВСК-Энерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) от 27.11.2008 N 7-50/2008 об отказе в удовлетворении жалобы на неправомерное действие открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК").

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "МОЭСК".

Решением названного арбитражного суда от 15.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009, оспариваемое по делу решение признано незаконным и УФАС России по г. Москве обязано устранить допущенные нарушения законодательства в установленные законом сроки.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московское УФАС России и ОАО "МОЭСК" подали кассационные жалобы, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные.

В отзыве на жалобы ОАО "ВСК-Энерго" возражало против их удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представители Московского УФАС России и ОАО "МОЭСК" поддержали жалобы по изложенным в них доводам. Представитель ОАО "ВСК-Энерго" просил жалобы отклонить как необоснованные.

Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу решением от 27.11.2008 N 7-50/2008 Московское УФАС России отказало ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении его жалобы на неправомерные действия ОАО "МОЭСК", выразившиеся в понуждении оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, установленному для группы "бюджетные потребители", вместо тарифа, установленного для группы "прочие потребители", а также не учитывающего при взаиморасчетах величины нагрузочных потерь. Этим решением Московское УФАС России прекратило производство по делу со ссылкой на отсутствие в действиях ОАО "МОЭСК" нарушения антимонопольного законодательства, а именно, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", одновременно приняв решение о передаче материалов в Федеральную службу по тарифам для принятия мер.

ОАО "ВСК-Энерго" оспорило это решение в судебном порядке.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что между ОАО "МОЭСК" и ОАО "ВСК-Энерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.09.2007 N 8546-409, по которому последний (ОАО "ВСК-Энерго") выступает самостоятельной стороной договора, действует от своего имени и за свой счет, обеспечивает учет переданной электроэнергии, потребляет услугу по передаче для транспортировки электроэнергии с оптового рынка до своих потребителей и, соответственно, является потребителем услуг по передаче электроэнергии. Приложением N 10 к дополнительному соглашению N 1 о пролонгации данного договора на 2008 год ОАО "МОЭСК" необоснованно отнесло ОАО "ВСК-Энерго" к группе "бюджетные потребители". Между тем ОАО "ВСК-Энерго", являющееся коммерческой организацией, относится к группе "прочие потребители" и при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии подлежал применению тариф, установленный для группы "прочие потребители".

Вывод судов двух инстанций является ошибочным.

В соответствии с п. 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями.

В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, потребителями услуг по передаче электроэнергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (с изменениями) "Об электроэнергетике" предусмотрено, что потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электроэнергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Как правильно установили суды двух инстанций, ОАО "МОЭСК" оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании договора от 24.09.2007 N 8546-409, заключенного с ОАО "ВСК-Энерго".

В п. 1.2 этого договора прямо предусмотрено, что он заключен ОАО "ВСК-Энерго" в интересах потребителей, которым названное общество обязалось организовать передачу электроэнергии в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи/поставки электроэнергии).

В п. 1.1 договора от 24.09.2007 N 8546-409 определено, что потребителями признаются физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию у заказчика или лица, уполномочившего сбытовую компанию на заключение договора оказания услуг по передаче электроэнергии, для производственных и/или собственных нужд и имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети исполнителя.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает не соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам вывод судов двух инстанций о том, что ОАО "ВСК-Энерго", заключившее с ОАО "МОЭСК" договор на оказание услуг по передаче электроэнергии от 24.09.2007 N 8546-409, является потребителем этих услуг и при расчете с ним как коммерческой организацией подлежал применению тариф, установленный для группы "прочие потребители".

Заключение ОАО "ВСК-Энерго" с ОАО "МОЭСК" договора от 24.09.2007 N 8546-409 не свидетельствует о том, что непосредственно ОАО "ВСК-Энерго" является потребителем услуг по передаче электроэнергии. Напротив, из содержания названного договора следует, что он заключен ОАО "ВСК-Энерго" в интересах потребителей - физических и юридических лиц, приобретающих электроэнергию для производственных и/или собственных нужд, а не для собственных бытовых или производственных нужд. Поэтому именно эти физические и юридические лица, поименованные в приложении к договору как потребители, являются потребителями услуг по передаче электроэнергии в рамках договора от 24.09.2007 N 8546-409.

В соответствии с п. 124 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии названные услуги оплачиваются соответствующими потребителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При выставлении потребителю электроэнергии счета на оплату раздельно указывается стоимость купленной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям (п. 4 ст. 39 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Поэтому при расчетах стоимости услуг по передаче электроэнергии подлежал применению тариф, установленный регулирующим органом для непосредственных потребителей электроэнергии.

В соответствии со ст. 39, п. 3 ст. 44 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения заявления юридического или физического лица о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает одно из следующих решений - о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, необходимым условием возбуждения дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Отказывая в возбуждении в отношении ОАО "МОЭСК" дела о нарушении антимонопольного законодательства, Московское УФАС России сослалось на то, что на момент рассмотрения дела в действиях названного общества отсутствовало нарушение антимонопольного законодательства, поскольку расчеты по договору от 24.09.2007 N 8546-409 производились по надлежащему тарифу - "базовые и прочие потребители" (в связи с отменой тарифа "бюджетные потребители").

Данный вывод антимонопольного органа соответствует требованиям законодательства, поскольку отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства исключает возможность возбуждения дела.

Кроме того, в рамках своей компетенции антимонопольный орган вправе принять меры по прекращению или предупреждению нарушения антимонопольного законодательства и обеспечению условий конкуренции. Но при этом он не вправе разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

При таких обстоятельствах вывод судов двух инстанций о незаконности оспариваемого по делу решения Московского УФАС России не соответствует требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам. В связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене.

Поскольку по делу не требуется собирания новых доказательств, установления обстоятельств спора, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об отказе ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении заявленного по делу требования.

По правилам ст. 110 АПК РФ с ОАО "ВСК-Энерго" в пользу ОАО "МОЭСК" подлежат взысканию 2000 руб. расходов по уплате госпошлины, понесенных при подаче апелляционной (1000 руб.) и кассационной (1000 руб.) жалоб.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 апреля 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2009 года по делу N А40-10712/09-152-16 отменить.

Отказать ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении заявленного по делу требования.

Взыскать с ОАО "ВСК-Энерго" в пользу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" 2000 руб. расходов по госпошлине.


Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

И.А.БУКИНА

В.А.ЛЕТЯГИНА
 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2009 г. N КА-А40/11386-09-1,2

Дело N А40-10712/09-152-16

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года

Федеральный арбитражный суд Московского округа

в составе:

председательствующего-судьи Туболец И.В.

судей Букиной И.А., Летягиной В.А.

при участии в заседании:

от заявителя Пахалкова А.В., дов. от 11.01.2009 N 2, паспорт, Грибкова А.Е., дов. от 01.07.2009 N 33, паспорт;

от заинтересованного лица Клименко Е.С., дов. от 31.07.2009 N 3-89, уд. N 4313, Крылова С.В., дов. от 01.04.2009 N 7-64, уд. N 4223

от третьего лица Веклич Н.В., дов. от 31.09.2009 N 1159-Д, паспорт, Чекулаевой О.В., дов. от 18.11.2008 N 893-Д, паспорт

рассмотрев 29 октября - 05 ноября 2009 года в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве - заинтересованного лица и открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - третьего лица

на решение от 15.04.2009

Арбитражного суда г. Москвы,

принятое судьей Роговым А.Н.,

на постановление от 22.07.2009 N 09АП-9232/2009-АК

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б.,

по делу N А40-10712/09-152-16

по заявлению открытого акционерного общества "ВСК-Энерго" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве,

третье лицо - открытое акционерное общество "Московская объединенная электросетевая компания",

установил:

по делу объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 05.11.2009.

Открытое акционерное общество "ВСК-Энерго" (далее - ОАО "ВСК-Энерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Московское УФАС России, антимонопольный орган) от 27.11.2008 N 7-50/2008 об отказе в удовлетворении жалобы на неправомерное действие открытого акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК").

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ОАО "МОЭСК".

Решением названного арбитражного суда от 15.04.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2009, оспариваемое по делу решение признано незаконным и УФАС России по г. Москве обязано устранить допущенные нарушения законодательства в установленные законом сроки.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Московское УФАС России и ОАО "МОЭСК" подали кассационные жалобы, в которых просят их отменить как незаконные и необоснованные.

В отзыве на жалобы ОАО "ВСК-Энерго" возражало против их удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций соответствующими законодательству и представленным в дело доказательствам.

В судебном заседании представители Московского УФАС России и ОАО "МОЭСК" поддержали жалобы по изложенным в них доводам. Представитель ОАО "ВСК-Энерго" просил жалобы отклонить как необоснованные.

Обсудив доводы жалоб, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалованные по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.

Как установлено судами двух инстанций, оспариваемым по делу решением от 27.11.2008 N 7-50/2008 Московское УФАС России отказало ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении его жалобы на неправомерные действия ОАО "МОЭСК", выразившиеся в понуждении оплачивать услуги по передаче электроэнергии по тарифу, установленному для группы "бюджетные потребители", вместо тарифа, установленного для группы "прочие потребители", а также не учитывающего при взаиморасчетах величины нагрузочных потерь. Этим решением Московское УФАС России прекратило производство по делу со ссылкой на отсутствие в действиях ОАО "МОЭСК" нарушения антимонопольного законодательства, а именно, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", одновременно приняв решение о передаче материалов в Федеральную службу по тарифам для принятия мер.

ОАО "ВСК-Энерго" оспорило это решение в судебном порядке.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что между ОАО "МОЭСК" и ОАО "ВСК-Энерго" заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 24.09.2007 N 8546-409, по которому последний (ОАО "ВСК-Энерго") выступает самостоятельной стороной договора, действует от своего имени и за свой счет, обеспечивает учет переданной электроэнергии, потребляет услугу по передаче для транспортировки электроэнергии с оптового рынка до своих потребителей и, соответственно, является потребителем услуг по передаче электроэнергии. Приложением N 10 к дополнительному соглашению N 1 о пролонгации данного договора на 2008 год ОАО "МОЭСК" необоснованно отнесло ОАО "ВСК-Энерго" к группе "бюджетные потребители". Между тем ОАО "ВСК-Энерго", являющееся коммерческой организацией, относится к группе "прочие потребители" и при расчете стоимости услуг по передаче электроэнергии подлежал применению тариф, установленный для группы "прочие потребители".

Вывод судов двух инстанций является ошибочным.

В соответствии с п. 117 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, услуги по передаче электрической энергии предоставляются на основании договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемых потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками или энергосбытовыми организациями.

В силу п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, потребителями услуг по передаче электроэнергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенными в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно), субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (с изменениями) "Об электроэнергетике" предусмотрено, что потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электроэнергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

Как правильно установили суды двух инстанций, ОАО "МОЭСК" оказывает услуги по передаче электрической энергии на основании договора от 24.09.2007 N 8546-409, заключенного с ОАО "ВСК-Энерго".

В п. 1.2 этого договора прямо предусмотрено, что он заключен ОАО "ВСК-Энерго" в интересах потребителей, которым названное общество обязалось организовать передачу электроэнергии в соответствии с ранее заключенными договорами энергоснабжения (купли-продажи/поставки электроэнергии).

В п. 1.1 договора от 24.09.2007 N 8546-409 определено, что потребителями признаются физические и юридические лица, приобретающие электрическую энергию у заказчика или лица, уполномочившего сбытовую компанию на заключение договора оказания услуг по передаче электроэнергии, для производственных и/или собственных нужд и имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети исполнителя.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает не соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам вывод судов двух инстанций о том, что ОАО "ВСК-Энерго", заключившее с ОАО "МОЭСК" договор на оказание услуг по передаче электроэнергии от 24.09.2007 N 8546-409, является потребителем этих услуг и при расчете с ним как коммерческой организацией подлежал применению тариф, установленный для группы "прочие потребители".

Заключение ОАО "ВСК-Энерго" с ОАО "МОЭСК" договора от 24.09.2007 N 8546-409 не свидетельствует о том, что непосредственно ОАО "ВСК-Энерго" является потребителем услуг по передаче электроэнергии. Напротив, из содержания названного договора следует, что он заключен ОАО "ВСК-Энерго" в интересах потребителей - физических и юридических лиц, приобретающих электроэнергию для производственных и/или собственных нужд, а не для собственных бытовых или производственных нужд. Поэтому именно эти физические и юридические лица, поименованные в приложении к договору как потребители, являются потребителями услуг по передаче электроэнергии в рамках договора от 24.09.2007 N 8546-409.

В соответствии с п. 124 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии названные услуги оплачиваются соответствующими потребителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

При выставлении потребителю электроэнергии счета на оплату раздельно указывается стоимость купленной электроэнергии, стоимость услуг по передаче электроэнергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям (п. 4 ст. 39 Федерального закона "Об электроэнергетике").

Поэтому при расчетах стоимости услуг по передаче электроэнергии подлежал применению тариф, установленный регулирующим органом для непосредственных потребителей электроэнергии.

В соответствии со ст. 39, п. 3 ст. 44 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения заявления юридического или физического лица о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает одно из следующих решений - о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства либо об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, необходимым условием возбуждения дела является наличие в действиях лица признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Отказывая в возбуждении в отношении ОАО "МОЭСК" дела о нарушении антимонопольного законодательства, Московское УФАС России сослалось на то, что на момент рассмотрения дела в действиях названного общества отсутствовало нарушение антимонопольного законодательства, поскольку расчеты по договору от 24.09.2007 N 8546-409 производились по надлежащему тарифу - "базовые и прочие потребители" (в связи с отменой тарифа "бюджетные потребители").

Данный вывод антимонопольного органа соответствует требованиям законодательства, поскольку отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства исключает возможность возбуждения дела.

Кроме того, в рамках своей компетенции антимонопольный орган вправе принять меры по прекращению или предупреждению нарушения антимонопольного законодательства и обеспечению условий конкуренции. Но при этом он не вправе разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.

При таких обстоятельствах вывод судов двух инстанций о незаконности оспариваемого по делу решения Московского УФАС России не соответствует требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам. В связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене.

Поскольку по делу не требуется собирания новых доказательств, установления обстоятельств спора, суд кассационной инстанции считает возможным вынести новое решение по делу об отказе ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении заявленного по делу требования.

По правилам ст. 110 АПК РФ с ОАО "ВСК-Энерго" в пользу ОАО "МОЭСК" подлежат взысканию 2000 руб. расходов по уплате госпошлины, понесенных при подаче апелляционной (1000 руб.) и кассационной (1000 руб.) жалоб.

Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 апреля 2009 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2009 года по делу N А40-10712/09-152-16 отменить.

Отказать ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении заявленного по делу требования.

Взыскать с ОАО "ВСК-Энерго" в пользу ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" 2000 руб. расходов по госпошлине.

Председательствующий

И.В.ТУБОЛЕЦ

Судьи

И.А.БУКИНА

В.А.ЛЕТЯГИНА
 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => Кассационная инстанция отменила решения нижестоящих судов и отказала ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении требования. [format] => full_html [safe_value] =>

Кассационная инстанция отменила решения нижестоящих судов и отказала ОАО "ВСК-Энерго" в удовлетворении требования.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-01-13 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => )