РЕШЕНИЕ по делу №7-53/2009 от 19 ноября 2009 г. о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мосэнергосбыт»

Дата публикации: 9 декабря 2009, 03:00

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО МОСКВЕ

 

                    РЕШЕНИЕ

по делу №7-53/2009 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

19 ноября 2009 года                                                                                           г. Москва

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дела № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства,  рассмотрев дело № 7-53/2009, возбужденное в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9) по признакам нарушения  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения ЗАО «Центр обслуживания продаж энергии» (далее по тексту – ЗАО «ЦОПэнерго») с жалобой на действия ОАО «Мосэнергосбыт», выразившиеся в создании препятствий доступу ЗАО «ЦОПэнеро» на оптовый рынок купли-продажи электрической энергии, путем уклонения от согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям: ООО «Славянский мир», ОАО «МЕДСТЕКЛО», ООО «НОГИНСК-энергосбыт», ООО «Стройинвест», ЗАО «КОМИН», ООО «Автокур», ООО «Ландшафтный дизайн», ООО «Компания Кебь», НП «Лесные поляны», ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ», ООО «Глас Декор», расположенным на территории Московского региона (вх. №9200 от 24.08.2009 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссией по рассмотрению дела № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

ОАО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием акционеров ОАО «Мосэнергосбыт» (протокол № 5 от 19 июня 2007 г.). ОАО «Мосэнергосбыт» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 01 апреля 2005 года за основным государственным регистрационным номером 1057746557329. Место нахождения юридического лица: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9.

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 20.10.2006 г. №43 «О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

ОАО «Мосэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Московского УФАС России №572 от 19.12.2006 г.) на товарном рынке (реализация электрической энергии) в границах города Москва за исключением территории, соответствующей зонам деятельности ООО «Русэнергосбыт»  с долей более 65%.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Московской области (Протокол Правления Топливно-энергетического комитета Московской области № 5 от 23.10.2006 г.).

Приказом Федеральной службы по тарифам № 68-э/6 от 11.03.2005 г. ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г.  «Об электроэнергетике» субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном указанным Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Решением Топливно-энергетического комитета Московской области № 17 от 26.12.2007 г. в 2008 году в перечень энергосбытовых организаций, осуществляющих покупку-продажу электрической энергии на территории Московской области включены следующие организации: ОАО «Мосэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ); ООО «Русэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект ОРЭМ; ОАО «Энергосбытовая компания Московской области» - независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ; ОАО  «ВСК-Энерго» - независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ.; ООО «Химэнергосбыт» - энергосбытовая компания, субъект розничного рынка.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии на территории Московского региона.

ЗАО «ЦОПэнерго» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного акционера от 02.04.2007 г. №5/2007. Общество зарегистрировано ИМНС России №9 по ЦАО г. Москвы 15.08.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027709001550. Место нахождения юридического лица: 107120, г. Москва, ул. Прямикова, д.3/12, стр.1.

В соответствии с п. 3.2 Устава основным видом деятельности ЗАО «ЦОПэнерго» является оказание услуг по электрической и тепловой энергии.

06.09.2006 г. ЗАО «ЦОПэнерго» внесено в Реестр субъектов оптового рынка  под регистрационным номером 2.1.0044, что подтверждается Свидетельством о внесении в Реестр субъектов оптового рынка, выданным Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

В период с марта 2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» начата процедура регистрации новых групп точек поставки по предприятиям Московского региона для реализации ими права участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в 2010 году (вх. №9200 от 24.08.2009 г., №11365 от 20.10.2009 г.).

30.03.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по предприятиям: ООО «Славянский мир», ОАО «МЕДСТЕКЛО», ООО «НОГИНСК-энергосбыт», ООО «Стройинвест», ЗАО «КОМИН», ООО «Автокур», ООО «Ландшафтный дизайн», ООО «Компания Кебь», НП «Лесные поляны».

31.03.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ».

10.04.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по ООО «Глас Декор».

Письмом от 06.05.2009 г. №ИП/91-16/9 ОАО «Мосэнергосбыт» вернуло без рассмотрения документы, направленные ЗАО «ЦОПэнерго» (письма №№ЦЭ-01/01-19-395 от 30.03.2009 г., ЦЭ-01/01-37-411 от 31.03.2009 г., ЦЭ-01/01-37-489 от 10.04.2009 г.), обосновав тем, что информация представлена в формате, не соответствующем шаблонам Единой информационно-аналитической системы ФСТ  России (далее – ЕИАС ФСТ России) (вх. №9200 от 24.08.2009 г.).

В соответствии с п. 29 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 24.10.2003 г. №643 (далее – Правил), участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16 - 19 настоящих Правил (с учетом пунктов 20, 21 и 26 настоящих Правил).

Согласно п. 17 Правил, регистрация за субъектом оптового рынка группы точек поставок возможно после согласования группы точек поставок с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры.

В соответствии с п. 18 Правил, Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов принимает решения об определении объемов производства (потребления) электрической энергии и (или) мощности в согласованных в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил группах точек поставки (в том числе условных) в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) (далее - прогнозный баланс).

На основании Положения о Федеральной службе по тарифам (далее – ФСТ России), утвержденном Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. №332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности.

Согласно п. 11 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10 июня 2009 года №125-э/1, участники оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – ОРЭМ) для включения в сводный прогнозный баланс объемов поставки и/или покупки электрической энергии (мощности) на ОРЭМ прилагают к предложениям по формированию сводного прогнозного баланса по каждой новой группе точек поставок информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией).

В соответствии с п. 26  Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, предложения по формированию сводного прогнозного баланса направляются в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

13.05.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» обратилось в адрес Топливно-энергетического комитета Московской области (исх. №ЦЭ-01/01-37-600) о согласовании объемов электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 г. на розничном рынке и произвести расчет социально-экономических последствий для субъекта Российской Федерации от смены потребителями энергоснабжающей организации (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

Письмом от 25.05.2009 г. №13/2522 Топливно-энергетический комитет Московской области отказал ЗАО «ЦОПэнерго» в согласовании объемов  электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 г. на розничном рынке по заявленным потребителям, в связи с тем, что документы для согласования представлены в формате, не соответствующем  формату шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

12.08.2009 г. ФСТ России направила в адрес ЗАО «ЦОПэнерго» разъяснения (исх. №НБ-5685/12), в которых указано, что предложения по формированию сводного прогнозного баланса необходимо направлять в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

Одновременно, в соответствии с указанными разъяснениями ФСТ России   условия принятия балансовых решений федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении покупателей электрической энергии (мощности), включенных в реестр субъектов оптового рынка, определены Правилами оптового рынка (пункты 27-29). Наличие (отсутствие) информации о договорных объемах потребления (производства) не является таким условием, при котором субъекту оптового рынка может быть отказано во включении в сводный прогнозный баланс (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

Комиссий установлено, что в Правилах оптового рынка не определена обязанность гарантирующего поставщика по согласованию договорных объемов электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 г. на розничном рынке.

В соответствии с Актом № 09/387 о согласовании групп точек поставки субъекта оптового рынка и отнесения их к узлам расчетной модели от 05.10.2009 г. за ЗАО «ЦОПэнерго» зарегистрированы группы точек поставки по потребителю ОАО «Медстекло», с которым ЗАО «ЦОПэнерго» заключило договор энергоснабжения №5014000901 от 01.03.2009 г. (приобщено к материалам дела Протоколом заседания Комиссии №1 от 27.10.2009 г. и Протоколом заседания Комиссии №2 от 19.11.2009 г.).

Таким образом, отказ ОАО «Мосэнергосбыт» от согласования  информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям Московского региона не является основанием для отказа ФСТ России во включении в прогнозный баланс  производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2010 г.

На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» не установлен факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона  «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии на территории Московского региона, выразившийся в создании препятствий доступу ЗАО «ЦОПэнеро» на оптовый рынок купли-продажи электрической энергии, путем уклонения от согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям Московского региона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1,4 ст.41, ст.48,  ч.1 ст.49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Дело № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» производством прекратить.

                                                                                                                             

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 5865 [uid] => 1 [title] => РЕШЕНИЕ по делу №7-53/2009 от 19 ноября 2009 г. о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 5865 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320752555 [changed] => 1368717506 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1368717506 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО МОСКВЕ

 

                    РЕШЕНИЕ

по делу №7-53/2009 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

19 ноября 2009 года                                                                                           г. Москва

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дела № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства,  рассмотрев дело № 7-53/2009, возбужденное в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9) по признакам нарушения  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения ЗАО «Центр обслуживания продаж энергии» (далее по тексту – ЗАО «ЦОПэнерго») с жалобой на действия ОАО «Мосэнергосбыт», выразившиеся в создании препятствий доступу ЗАО «ЦОПэнеро» на оптовый рынок купли-продажи электрической энергии, путем уклонения от согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям: ООО «Славянский мир», ОАО «МЕДСТЕКЛО», ООО «НОГИНСК-энергосбыт», ООО «Стройинвест», ЗАО «КОМИН», ООО «Автокур», ООО «Ландшафтный дизайн», ООО «Компания Кебь», НП «Лесные поляны», ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ», ООО «Глас Декор», расположенным на территории Московского региона (вх. №9200 от 24.08.2009 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссией по рассмотрению дела № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

ОАО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием акционеров ОАО «Мосэнергосбыт» (протокол № 5 от 19 июня 2007 г.). ОАО «Мосэнергосбыт» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 01 апреля 2005 года за основным государственным регистрационным номером 1057746557329. Место нахождения юридического лица: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9.

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 20.10.2006 г. №43 «О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

ОАО «Мосэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Московского УФАС России №572 от 19.12.2006 г.) на товарном рынке (реализация электрической энергии) в границах города Москва за исключением территории, соответствующей зонам деятельности ООО «Русэнергосбыт»  с долей более 65%.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Московской области (Протокол Правления Топливно-энергетического комитета Московской области № 5 от 23.10.2006 г.).

Приказом Федеральной службы по тарифам № 68-э/6 от 11.03.2005 г. ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г.  «Об электроэнергетике» субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном указанным Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Решением Топливно-энергетического комитета Московской области № 17 от 26.12.2007 г. в 2008 году в перечень энергосбытовых организаций, осуществляющих покупку-продажу электрической энергии на территории Московской области включены следующие организации: ОАО «Мосэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ); ООО «Русэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект ОРЭМ; ОАО «Энергосбытовая компания Московской области» - независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ; ОАО  «ВСК-Энерго» - независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ.; ООО «Химэнергосбыт» - энергосбытовая компания, субъект розничного рынка.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии на территории Московского региона.

ЗАО «ЦОПэнерго» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного акционера от 02.04.2007 г. №5/2007. Общество зарегистрировано ИМНС России №9 по ЦАО г. Москвы 15.08.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027709001550. Место нахождения юридического лица: 107120, г. Москва, ул. Прямикова, д.3/12, стр.1.

В соответствии с п. 3.2 Устава основным видом деятельности ЗАО «ЦОПэнерго» является оказание услуг по электрической и тепловой энергии.

06.09.2006 г. ЗАО «ЦОПэнерго» внесено в Реестр субъектов оптового рынка  под регистрационным номером 2.1.0044, что подтверждается Свидетельством о внесении в Реестр субъектов оптового рынка, выданным Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

В период с марта 2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» начата процедура регистрации новых групп точек поставки по предприятиям Московского региона для реализации ими права участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в 2010 году (вх. №9200 от 24.08.2009 г., №11365 от 20.10.2009 г.).

30.03.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по предприятиям: ООО «Славянский мир», ОАО «МЕДСТЕКЛО», ООО «НОГИНСК-энергосбыт», ООО «Стройинвест», ЗАО «КОМИН», ООО «Автокур», ООО «Ландшафтный дизайн», ООО «Компания Кебь», НП «Лесные поляны».

31.03.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ».

10.04.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по ООО «Глас Декор».

Письмом от 06.05.2009 г. №ИП/91-16/9 ОАО «Мосэнергосбыт» вернуло без рассмотрения документы, направленные ЗАО «ЦОПэнерго» (письма №№ЦЭ-01/01-19-395 от 30.03.2009 г., ЦЭ-01/01-37-411 от 31.03.2009 г., ЦЭ-01/01-37-489 от 10.04.2009 г.), обосновав тем, что информация представлена в формате, не соответствующем шаблонам Единой информационно-аналитической системы ФСТ  России (далее – ЕИАС ФСТ России) (вх. №9200 от 24.08.2009 г.).

В соответствии с п. 29 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 24.10.2003 г. №643 (далее – Правил), участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16 - 19 настоящих Правил (с учетом пунктов 20, 21 и 26 настоящих Правил).

Согласно п. 17 Правил, регистрация за субъектом оптового рынка группы точек поставок возможно после согласования группы точек поставок с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры.

В соответствии с п. 18 Правил, Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов принимает решения об определении объемов производства (потребления) электрической энергии и (или) мощности в согласованных в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил группах точек поставки (в том числе условных) в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) (далее - прогнозный баланс).

На основании Положения о Федеральной службе по тарифам (далее – ФСТ России), утвержденном Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. №332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности.

Согласно п. 11 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10 июня 2009 года №125-э/1, участники оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – ОРЭМ) для включения в сводный прогнозный баланс объемов поставки и/или покупки электрической энергии (мощности) на ОРЭМ прилагают к предложениям по формированию сводного прогнозного баланса по каждой новой группе точек поставок информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией).

В соответствии с п. 26  Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, предложения по формированию сводного прогнозного баланса направляются в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

13.05.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» обратилось в адрес Топливно-энергетического комитета Московской области (исх. №ЦЭ-01/01-37-600) о согласовании объемов электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 г. на розничном рынке и произвести расчет социально-экономических последствий для субъекта Российской Федерации от смены потребителями энергоснабжающей организации (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

Письмом от 25.05.2009 г. №13/2522 Топливно-энергетический комитет Московской области отказал ЗАО «ЦОПэнерго» в согласовании объемов  электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 г. на розничном рынке по заявленным потребителям, в связи с тем, что документы для согласования представлены в формате, не соответствующем  формату шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

12.08.2009 г. ФСТ России направила в адрес ЗАО «ЦОПэнерго» разъяснения (исх. №НБ-5685/12), в которых указано, что предложения по формированию сводного прогнозного баланса необходимо направлять в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

Одновременно, в соответствии с указанными разъяснениями ФСТ России   условия принятия балансовых решений федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении покупателей электрической энергии (мощности), включенных в реестр субъектов оптового рынка, определены Правилами оптового рынка (пункты 27-29). Наличие (отсутствие) информации о договорных объемах потребления (производства) не является таким условием, при котором субъекту оптового рынка может быть отказано во включении в сводный прогнозный баланс (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

Комиссий установлено, что в Правилах оптового рынка не определена обязанность гарантирующего поставщика по согласованию договорных объемов электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 г. на розничном рынке.

В соответствии с Актом № 09/387 о согласовании групп точек поставки субъекта оптового рынка и отнесения их к узлам расчетной модели от 05.10.2009 г. за ЗАО «ЦОПэнерго» зарегистрированы группы точек поставки по потребителю ОАО «Медстекло», с которым ЗАО «ЦОПэнерго» заключило договор энергоснабжения №5014000901 от 01.03.2009 г. (приобщено к материалам дела Протоколом заседания Комиссии №1 от 27.10.2009 г. и Протоколом заседания Комиссии №2 от 19.11.2009 г.).

Таким образом, отказ ОАО «Мосэнергосбыт» от согласования  информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям Московского региона не является основанием для отказа ФСТ России во включении в прогнозный баланс  производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2010 г.

На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» не установлен факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона  «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии на территории Московского региона, выразившийся в создании препятствий доступу ЗАО «ЦОПэнеро» на оптовый рынок купли-продажи электрической энергии, путем уклонения от согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям Московского региона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1,4 ст.41, ст.48,  ч.1 ст.49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Дело № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» производством прекратить.

                                                                                                                             

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>



 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО МОСКВЕ

 

                    РЕШЕНИЕ

по делу №7-53/2009 о нарушении

антимонопольного законодательства

 

19 ноября 2009 года                                                                                           г. Москва

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве по рассмотрению дела № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства,  рассмотрев дело № 7-53/2009, возбужденное в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» (адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9) по признакам нарушения  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Московского УФАС России поступило поручение ФАС России о рассмотрении обращения ЗАО «Центр обслуживания продаж энергии» (далее по тексту – ЗАО «ЦОПэнерго») с жалобой на действия ОАО «Мосэнергосбыт», выразившиеся в создании препятствий доступу ЗАО «ЦОПэнеро» на оптовый рынок купли-продажи электрической энергии, путем уклонения от согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям: ООО «Славянский мир», ОАО «МЕДСТЕКЛО», ООО «НОГИНСК-энергосбыт», ООО «Стройинвест», ЗАО «КОМИН», ООО «Автокур», ООО «Ландшафтный дизайн», ООО «Компания Кебь», НП «Лесные поляны», ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ», ООО «Глас Декор», расположенным на территории Московского региона (вх. №9200 от 24.08.2009 г.).

Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссией по рассмотрению дела № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства установлено следующее.

ОАО «Мосэнергосбыт» является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава (новая редакция), утвержденного общим собранием акционеров ОАО «Мосэнергосбыт» (протокол № 5 от 19 июня 2007 г.). ОАО «Мосэнергосбыт» внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 01 апреля 2005 года за основным государственным регистрационным номером 1057746557329. Место нахождения юридического лица: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д.9.

В соответствии с постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы от 20.10.2006 г. №43 «О получении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории города Москвы», ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика.

ОАО «Мосэнергосбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (приказ Московского УФАС России №572 от 19.12.2006 г.) на товарном рынке (реализация электрической энергии) в границах города Москва за исключением территории, соответствующей зонам деятельности ООО «Русэнергосбыт»  с долей более 65%.

В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 530, ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика в административных границах Московской области (Протокол Правления Топливно-энергетического комитета Московской области № 5 от 23.10.2006 г.).

Приказом Федеральной службы по тарифам № 68-э/6 от 11.03.2005 г. ОАО «Мосэнергосбыт» присвоен статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии на регулируемом секторе оптового рынка.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 26.03.2003 г.  «Об электроэнергетике» субъекты оптового рынка - юридические лица, получившие в установленном указанным Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка.

Решением Топливно-энергетического комитета Московской области № 17 от 26.12.2007 г. в 2008 году в перечень энергосбытовых организаций, осуществляющих покупку-продажу электрической энергии на территории Московской области включены следующие организации: ОАО «Мосэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект оптового рынка электроэнергии и мощности (ОРЭМ); ООО «Русэнергосбыт» - гарантирующий поставщик, субъект ОРЭМ; ОАО «Энергосбытовая компания Московской области» - независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ; ОАО  «ВСК-Энерго» - независимая энергосбытовая компания, субъект ОРЭМ.; ООО «Химэнергосбыт» - энергосбытовая компания, субъект розничного рынка.

Таким образом, ОАО «Мосэнергосбыт» занимает доминирующее положение на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии на территории Московского региона.

ЗАО «ЦОПэнерго» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного Решением единственного акционера от 02.04.2007 г. №5/2007. Общество зарегистрировано ИМНС России №9 по ЦАО г. Москвы 15.08.2002 г. за основным государственным регистрационным номером 1027709001550. Место нахождения юридического лица: 107120, г. Москва, ул. Прямикова, д.3/12, стр.1.

В соответствии с п. 3.2 Устава основным видом деятельности ЗАО «ЦОПэнерго» является оказание услуг по электрической и тепловой энергии.

06.09.2006 г. ЗАО «ЦОПэнерго» внесено в Реестр субъектов оптового рынка  под регистрационным номером 2.1.0044, что подтверждается Свидетельством о внесении в Реестр субъектов оптового рынка, выданным Администратором торговой системы оптового рынка электроэнергии единой энергетической системы (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

В период с марта 2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» начата процедура регистрации новых групп точек поставки по предприятиям Московского региона для реализации ими права участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в 2010 году (вх. №9200 от 24.08.2009 г., №11365 от 20.10.2009 г.).

30.03.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по предприятиям: ООО «Славянский мир», ОАО «МЕДСТЕКЛО», ООО «НОГИНСК-энергосбыт», ООО «Стройинвест», ЗАО «КОМИН», ООО «Автокур», ООО «Ландшафтный дизайн», ООО «Компания Кебь», НП «Лесные поляны».

31.03.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ».

10.04.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» направило в адрес ОАО «Мосэнергосбыт» документы для согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по ООО «Глас Декор».

Письмом от 06.05.2009 г. №ИП/91-16/9 ОАО «Мосэнергосбыт» вернуло без рассмотрения документы, направленные ЗАО «ЦОПэнерго» (письма №№ЦЭ-01/01-19-395 от 30.03.2009 г., ЦЭ-01/01-37-411 от 31.03.2009 г., ЦЭ-01/01-37-489 от 10.04.2009 г.), обосновав тем, что информация представлена в формате, не соответствующем шаблонам Единой информационно-аналитической системы ФСТ  России (далее – ЕИАС ФСТ России) (вх. №9200 от 24.08.2009 г.).

В соответствии с п. 29 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденным Постановлением Правительства российской Федерации от 24.10.2003 г. №643 (далее – Правил), участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16 - 19 настоящих Правил (с учетом пунктов 20, 21 и 26 настоящих Правил).

Согласно п. 17 Правил, регистрация за субъектом оптового рынка группы точек поставок возможно после согласования группы точек поставок с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры.

В соответствии с п. 18 Правил, Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов принимает решения об определении объемов производства (потребления) электрической энергии и (или) мощности в согласованных в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил группах точек поставки (в том числе условных) в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) (далее - прогнозный баланс).

На основании Положения о Федеральной службе по тарифам (далее – ФСТ России), утвержденном Постановлением Правительства от 30.06.2004 г. №332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на услуги коммерческого оператора оптового рынка электрической энергии и мощности.

Согласно п. 11 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом ФСТ России от 10 июня 2009 года №125-э/1, участники оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее – ОРЭМ) для включения в сводный прогнозный баланс объемов поставки и/или покупки электрической энергии (мощности) на ОРЭМ прилагают к предложениям по формированию сводного прогнозного баланса по каждой новой группе точек поставок информацию о договорных объемах потребления (производства) на розничном рынке электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году, согласованную с соответствующим гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей или энергосбытовой организацией).

В соответствии с п. 26  Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, предложения по формированию сводного прогнозного баланса направляются в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

13.05.2009 г. ЗАО «ЦОПэнерго» обратилось в адрес Топливно-энергетического комитета Московской области (исх. №ЦЭ-01/01-37-600) о согласовании объемов электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 г. на розничном рынке и произвести расчет социально-экономических последствий для субъекта Российской Федерации от смены потребителями энергоснабжающей организации (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

Письмом от 25.05.2009 г. №13/2522 Топливно-энергетический комитет Московской области отказал ЗАО «ЦОПэнерго» в согласовании объемов  электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 г. на розничном рынке по заявленным потребителям, в связи с тем, что документы для согласования представлены в формате, не соответствующем  формату шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

12.08.2009 г. ФСТ России направила в адрес ЗАО «ЦОПэнерго» разъяснения (исх. №НБ-5685/12), в которых указано, что предложения по формированию сводного прогнозного баланса необходимо направлять в формате шаблонов по системе ЕИАС ФСТ России.

Одновременно, в соответствии с указанными разъяснениями ФСТ России   условия принятия балансовых решений федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в отношении покупателей электрической энергии (мощности), включенных в реестр субъектов оптового рынка, определены Правилами оптового рынка (пункты 27-29). Наличие (отсутствие) информации о договорных объемах потребления (производства) не является таким условием, при котором субъекту оптового рынка может быть отказано во включении в сводный прогнозный баланс (вх. №11365 от 20.10.2009 г.).

Комиссий установлено, что в Правилах оптового рынка не определена обязанность гарантирующего поставщика по согласованию договорных объемов электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 г. на розничном рынке.

В соответствии с Актом № 09/387 о согласовании групп точек поставки субъекта оптового рынка и отнесения их к узлам расчетной модели от 05.10.2009 г. за ЗАО «ЦОПэнерго» зарегистрированы группы точек поставки по потребителю ОАО «Медстекло», с которым ЗАО «ЦОПэнерго» заключило договор энергоснабжения №5014000901 от 01.03.2009 г. (приобщено к материалам дела Протоколом заседания Комиссии №1 от 27.10.2009 г. и Протоколом заседания Комиссии №2 от 19.11.2009 г.).

Таким образом, отказ ОАО «Мосэнергосбыт» от согласования  информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 г. и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям Московского региона не является основанием для отказа ФСТ России во включении в прогнозный баланс  производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2010 г.

На основании изложенного, Комиссией Московского УФАС России в действиях ОАО «Мосэнергосбыт» не установлен факт нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона  «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации (купли-продажи) электрической энергии на территории Московского региона, выразившийся в создании препятствий доступу ЗАО «ЦОПэнеро» на оптовый рынок купли-продажи электрической энергии, путем уклонения от согласования информации о договорных объемах потребления электрической энергии в 2007 году и мощности в 2008 году на розничном рынке по потребителям Московского региона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.1,4 ст.41, ст.48,  ч.1 ст.49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

Дело № 7-53/2009 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Мосэнергосбыт» производством прекратить.

                                                                                                                             

            Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 5 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Антимонопольное регулирование - деятельность государства, направленная на предотвращение монополизации отдельными производителями тех или иных видов производств, нацеленная на защиту прав потребителей.

Антимонопольное законодательство - законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Функции и полномочия антимонопольного органа, в том числе порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, определены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также следующими положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

  • Ст. 10 «Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением»
  • Ст. 11 «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов»
  • Ст. 14 «Запрет на недобросовестную конкуренцию»
  • Ст. 15 «Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации»

 

С Решениями, Предписаниями, Постановлениями о наложении штрафов на юридические лица (Закон о защите конкуренции) можно ознакомиться в разделе «Решения».

Сведения о получении и рассмотрении жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, а также решения по ним размещаются на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Для получения необходимых сведений перейдите по ссылкам и установите необходимые параметры запроса.

Как правильно оформить жалобу на нарушение антимонопольного законодательства?

Порядок обращения в Московское УФАС России

[format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-12-09 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320752555 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Московское УФАС России )