Александр Тархов: "Наша основная задача – это предупреждение и предотвращение нарушений на рекламном рынке."

А.П. - Добрый день, уважаемые читатели и посетители сайта «Новой газеты»! Мы продолжаем цикл он-лайн конференций. И сегодня у нас в гостях заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Александр Викторович Тархов. Веду конференцию я, Алексей Полухин, редактор отдела экономики. И мы начинаем.
 
А.П. - В правительстве Москвы сменилась команда, в том числе, и люди, которые отвечают за рекламный блок. Вы уже сработались с новыми коллегами?

А.Т. -  Да, конечно. Пришла новая команда профессионалов, которые, в том числе, отвечают и за блок, связанный с рекламой. Честно говоря, нам было комфортно работать и с прошлой командой, но сейчас мы надеемся на достижение каких-то новых высот. Что касается правительства Москвы – у нас было несколько с ними разногласий: толкование норм закона, в том числе, закона о рекламе в части обязывания хозяйствующих субъектов совершать определенные действия , которые, по идее, они делать не должны. У нас противоречия были. Мы выдали предписание и оно исполняется. Мы очень благодарны старой команде за продуктивную работу. В прошлом году правительство Москвы было участником нашего экспертного совета по рекламе, о нем я расскажу поподробнее позже. С новой командой, как Вы говорите, с новыми руководителями, ответственными за рекламу, мы сейчас взаимодействуем, у нас общие задачи есть, общие вопросы. В дальнейшем будем наши отношения развивать.

А.П. – Как Вы считаете, возможно, что теперь произойдут существенные изменения на рынке рекламы  Москвы?

А.Т. –Конечно, несколько направлений есть новых. Это, прежде всего, улучшение качества рекламы на рынке Москвы, это, прежде всего, упрощение процедуры согласования, допустим, разрешения на рекламную конструкцию, на что-то еще. Будут изменения существенные, я уверен. И эти изменения будут в лучшую сторону для хозяйствующих субъектов, вообще для участников этого рынка рекламного в Москве.

А.П. – Будем верить. Одно из самых проблемных направлений, с которым к нам часто читатели обращаются, наверняка, и к вам граждане,  - это реклама различных биологически активных добавок. И, что самое обидное, чаще всего жертвой подобных продавцов нечистоплотных, недобросовестных становятся пожилые люди. Что может сделать УФАС для того, чтобы как-то ограничить это негативное воздействие на наше население?

А.Т. – Вы абсолютно правы. И то, что жертвами недобросовестной рекламы, связанной с биологически активными добавками, очень часто становятся пенсионеры, люди, которые действительно имеют последние сбережения, и эти последние сбережения тратят на биологически-активные добавки, которые некоторые фирмы, некоторые организации рекламируют как лекарства, у которых редкие целительные свойства. Когда покупает бабушка или дедушка за 20 тысяч комплект нижнего белья для лечения того или иного серьезного заболевания, честно говоря, не только как чиновник, не только как профессионал, но и как человек начинаешь этим вопросом уже задаваться очень сильно: что сделано не так, и как это можно все предотвратить? Мы с этим очень плотно работаем. У нас было несколько совещаний с Управлением по борьбе с экономическими преступлениями по г. Москве, с Роспотребнадзором, где мы наши действия согласовываем и прорабатываем. Действительно, обращений безумное количество. И этот рынок, именно связанный с рекламой этих биологически активных добавок, мы должны его жестко регулировать. Я надеюсь, что в этом году мы максимально жестко совместно с правительством Москвы, с ГУВД этот вопрос отработаем.

А.П. – Ну, да, надеюсь. Вы неоднократно штрафовали рекламщиков за размещение плакатов с рекламой алкоголя вблизи школ и детских садов.  А как Вы считаете, может, нужно вообще запретить наружную рекламу алкоголя? Ведь дети не сидят круглосуточно в саду или школе, они ходят по улицам, могут увидеть эти плакаты в других местах.

А.Т. – Я считаю, да. Я бы запретил полностью рекламу алкоголя на улицах города Москвы. Но закон есть, и по этому закону, который сейчас существует, который мы применяем, есть четкие правила, которые говорят, как нужно размещать рекламу алкогольной продукции, рекламу табака, где нельзя размещать ее. Но, к сожалению, в том числе, и крупные рекламораспространители очень часто совершают правонарушения именно по размещению рекламных конструкций ближе, чем на 100 м от школ, от объектов здравоохранения, от вузов. И у нас очень много в производстве дел, и мы выносим большое количество административных постановлений в отношении хозяйствующих субъектов, должностных лиц, связанные с нарушениями указанных статей, которые регулируют расстояние конструкций с алкоголем от этих всех заведений. У нас есть злостные нарушители, мы с ними боремся. Начали бороться, наверное, более усиленно в 2010 году. И в этом году мы там окончательно наведем порядок.

А.П. – А большой штраф?

А.Т. – Штрафы от 100 до 150 тысяч для юридических лиц. Если хозяйствующий субъект неоднократно совершает правонарушение, связанное с этим направлением, мы уже применяем максимальный штраф.

А.П. – Хорошо. Еще о штрафах. Я читал, что московский УФАС оштрафовал банк «Траст», за очень мелкий шрифт, которым была написана существенная информация о его продуктах в рекламе. Это разовый случай или компании часто нарушают закон таким образом? И какова динамика нарушений? Стало ли их меньше за последнее время?

А.Т. – Что касается банка «Траст», я уже неоднократно заявлял в СМИ, мы разбирали действия банка «Траст» на нашем экспертном совете. Он неоднократный нарушитель. И, по моему мнению, банк «Траст» недобросовестный рекламодатель и рекламораспространитель.  Потому что даже при возбуждении дел мы очень часто сталкиваемся с нежеланием банка «Траст», хозяйствующего субъекта, выполнять наши предписания, устранять ненадлежащую рекламу, и до последнего они эту рекламу распространяют. Что касается других хозяйствующих субъектов, мы сейчас  очень плотно займемся нечитаемым шрифтом, потому что у нас были кое-какие противоречия: что можно считать нечитаемым шрифтом, какой размер шрифта. Но у нас есть заключения некоторых специалистов, в том числе, и заключения специалистов микрохирургии глаза, где дана косвенная оценка всему этому и где говорится о том, что шрифт, конечно, должен быть понятен любому человеку при любой степени освещенности, расположения. К сожалению, сейчас очень многие хозяйствующие субъекты пользуются тем, что на это редко обращают внимание потребители, и распространяют наиболее выгодные условия для себя, для клиента крупным шрифтом, а наиболее существенные условия, которые повлияют, если мы говорим о кредите, на финансовые условия, на проценты, на размер взноса кредитного – это все размещается очень мелким шрифтом. И потом граждане пишут очень много заявлений, что их обманули. С этим будем бороться однозначно. И в этом году мы очень много дел будем возбуждать по этим направлениям.

А.П. – Я, честно говоря, не знал, что рекламу нельзя размещать на автомобилях. Редкая маршрутка в Москве не являет собой мобильную рекламную поверхность. Вы видите в этом проблему? И если да, то как ее решить?

А.Т. – Не совсем так. Можно распространять, но опять же с соблюдением норм законодательства о рекламе. Потому что, если автомобиль используется преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции, что очень часто мы наблюдаем на наших дорогах, то, конечно, это правонарушение. Если же автомобиль не используется преимущественно, мы всем это говорим, пожалуйста, размещайте рекламу, но опять же, чтобы она надлежащим образом размещена. И если автомобиль находится в постоянном движении, не нарушается его общая конструкция, его предназначение, то тогда мы здесь не видим нарушений закона о рекламе. А что касается этих автомобилей, для нас это очень большая проблема, потому что, вы знаете, безумное количество «газелей» стоит, машины без номеров стоят, разваленных «Жигулей», «Волг», еще каких-то марок с рекламой, они загораживают проезд, они загораживают выезд, стоят на пешеходных переходах, на газонах. К сожалению, мы сталкиваемся очень часто с тем, что очень трудно найти субъекта, на которого мы могли бы возложить административную ответственность за данное правонарушение. Потому что машины без номеров, приходится подключать Госавтоинспекцию, ГУВД Москвы. И очень длительный процесс происходит до того момента, как мы выявляем собственника. Чего бы я очень сильно хотел? Я хотел бы брать штрафы за это нарушение, потому что штрафы на физических лиц не большие. Вот по этому вопросу… Мы боремся, это проблема тоже очень важна для нас. Хочется город очистить от этих автомобилей. В этом году мы тоже активизируем немножко работу совместно с ГУВД.

А.П. - Хорошо. Прошлой осенью появилось большое количество наасфальтной рекламы. Как Вы относитесь к этому? Ее размещение как-нибудь регулируется законодательно, и кто будет нести ответственность, если она содержит недостоверные сведения, допустим?

А.Т. -  Вот асфальтовая реклама – это тоже наш довольно-таки проблемный сегмент, потому что это появилось относительно недавно, но появилось очень агрессивно. И возле Третьяковской галереи, где находится наше управление, и возле метро, и в местах, где находятся какие-то наши исторические и культурные ценности, памятники – эта безумная реклама, которая непонятным образом размещена, разными красками, с непонятным, Вы правильно сказали, содержанием, (потому что, кто еще ответственен за содержание этой рекламы?). Но мы, честно говоря, этот вопрос до конца еще не урегулировали, потому что мы совместные совещания с УБЭП, с ГУВД Москвы проводили, с Комитетом рекламы… У нас план, конечно, есть, но здесь очень тяжело выявить субъект ответственности, тяжело поймать человека, который размещает эту рекламу, Вы понимаете, когда рекламораспространитель неизвестен. Мы думаем, что здесь большая часть работы, конечно, правоохранительных органов, сотрудников милиции. Когда они уже выявят, допустим,   факт зафиксируют, дальше мы уже готовы помогать, работать по нашему управлению. Поэтому с ГУВД Москвы мы будем этот вопрос максимально жестко в этом году тоже регулировать. Потому что сейчас лето подойдет, асфальт появится, опять город будет пестрить этой рекламой.

А.П. – А это можно как-то ввести в юридические рамки? Или ее просто не должно быть, по вашему мнению?

А.Т. -  Просто юридические рамки…

А.П. – Ну, то есть, асфальт может быть рекламной поверхностью?

А.Т. – В Москве, я считаю, нет. В центре города, Москва – это город исторический, город архитектурный, город безумно красивый, и, я думаю, что здесь вопрос даже не стоит. Я считаю, что рекламы не должно быть на асфальте в городе Москве.

А.П. – Понятно. Скажите, а какие нарушения фиксирует московский УФАС чаще всего? Сколько дел возбуждено? Каковы вообще итоги вашей работы по 2010-му году?

А.Т. – Что касается цифр: в 2010 году нами было возбуждено и рассмотрено 148 дел по признаку нарушения законодательства о рекламе, из них 87 дел было возбуждено по собственной инициативе. Соответственно, после того, как мы все дела рассматриваем по нашему регламенту, мы, если признаем факт нарушения закона о рекламе, выдаем соответствующее предписание. Предписания наши исполняются. Мы за этим   очень жестко следим.
Что касается основных направлений деятельности: это, конечно, для нас реклама, связанная со стометровками – размещение рекламы алкоголя вблизи школ, садиков, медицинских учреждений; конечно же, для нас сейчас очень серьезно вопрос стоит по БАДам. По БАДам мы в этом году рассмотрели два дела, которые мы до логического завершения довели. Но лишь потому, что очень часто реклама БАДов осуществляется через Интернет, через телефон. И основной контингент, который пользуется этой рекламой, смотрят эту рекламу – это пенсионеры. А многие организации – это однодневки-фирмы, поэтому их найти, до конца довести логически нашу, полностью нашу работу очень тяжело. Поэтому, к сожалению, только два дела. Но опять же говорю, у нас было совещание с ГУВД Москвы, в этом году мы будем очень жестко с этим работать. Потом по автомобилям, я тоже уже сказал. Сейчас скажу по количеству, сколько дел было возбуждено… Что касается работы по статье 14.38 КоАП РФ, это реклама на автотранспортных средствах, которые используются преимущественно или используются в качестве передвижных рекламных конструкций, нами было рассмотрено 104 обращения, из них 46 материалов мы приняли к производству. И соответственно было логическое завершение, мы вынесли постановление по ним. 58 дел возвращено в органы внутренних дел в связи с ненадлежащим оформлением документов. И часть, конечно, дел мы прекратили, потому что вина не была доказана.
Что касается общих направлений нашей деятельности, Московского УФАС, наша деятельность освещена в экспертном совете. Я хотел бы про него рассказать. Мы создали при московском УФАС в 2010 году  экспертный совет по рекламе, куда включили представителей правительства Москвы, представителей федеральных органов исполнительной власти, представителей правоохранительных органов. И на этом совете мы постоянно улучшаем качество нашей работы, мы постоянно рассматриваем какие-то дела, допустим, спорные, которые есть в Москве, по которым мы хотим то или иное решение принять, но советуясь с экспертным советом. Если члены экспертного совета видят нарушение, дальше мы уже с этим материалом работаем. Вот еще раз хочу сказать: наша основная задача, это не наказание, наша основная задача – это предупреждение, предотвращение. И, конечно, у нас есть такое направление, как: мы разъясняем хозяйствующим субъектам крупным, рассылаем письма определенные, чтобы без штрафных санкций, без фиксации нарушений, для того чтобы они рекламу ненадлежащую устранили. Если Вы помните, у нас осень прошлого года был экспертный совет, где мы рассматривали рекламу WI-FI.  WI-FI, это Вы знаете, беспроводная Интернет-связь. Очень часто стикеры висят на витринах ресторанов, в магазинах -   WI-FI. Конечно, все мы прекрасно понимаем, что это Интернет бесплатный, но есть требования закона о рекламе, есть требования о русском языке, поэтому соответственно мы обязываем все хозяйствующие субъекты, которые распространяют данную рекламу, чтобы был перевод. Допустим: «WI-FI – это бесплатно». Конечно, в Москве мы все грамотные люди, мы знаем иностранный язык, слова, которые часто в обиходе используются, но мы не должны забывать, что русский язык – это русский язык, и мы будем обязательно требовать от рекламораспространителей, от рекламодателей, чтобы все слова на иностранном языке, даже те, которые являются очевидными, обязательно переводились. И в этом году, я хочу сказать, мы начнем работу, чтобы любое рекламное оформление на иностранном языке, где требуется перевод, на русском языке был такой же по стилистике, по форме, по размеру, как и основное иностранное слово. Часто, Вы знаете, пишется какое-то слово очень крупное и очень большое, потом маленькая звездочка, идет сноска, и внизу маленькими-маленькими буквам написан перевод на русском языке. Это неправильно. И я хочу всех предупредить рекламораспространителей, рекламодателей, что в этом году мы, наверное, будем эту работу проводить и будем возбуждать соответствующие дела.

А.П.- А прислушиваются рекламодатели к вашим рекомендациям в целом?

А.Т. – Им же деваться некуда. Мы – орган, который надзирает за исполнением…

А.П. – Просто некоторые хозяйствующие субъекты не понимают, пока к ним не придешь с, условно говоря, постановлением.  

А.Т. -  Знаете, очень часто бывает, и нам тоже это непонятно, когда мы приходим и запрашиваем какую-то информацию от хозяйствующих субъектов, мы же хотим помочь, мы не хотим кого-то штрафовать постоянно и, чтобы какие-то меры административного воздействия применять, но мы просто хотим, чтобы был порядок. И мы же инспекцию для того и создали, чтобы постоянные рекламораспространители, рекламодатели, они смотрели решение экспертного совета. Потому что сначала принимаются решения, даются методические разъяснения, а потом уже применяются определенные санкции. И поэтому мы даже ввели в экспертный совет нескольких крупных рекламораспространителей. Допустим, Galary. У нас вообще открытый экспертный совет, пожалуйста, приходите, на нем присутствуйте! И СМИ мы всегда приглашаем. Я еще раз говорю, наша главная задача, я ко всем сейчас хозяйствующим субъектам обращаюсь, это - помочь и всем вместе навести порядок.  Прежде всего, реклама это оформление города. И очень часто реклама, это та информация основная, которой пользуются наши дети, наши старики, наши пенсионеры, да и мы с вами пользуемся. И мне очень хочется, чтобы вся реклама, которая в Москве распространяется, была достоверна, была правильна, и чтобы она была красиво оформлена.

А.П. -  Вы уже много сказали о планах на 2011 год, но, пожалуйста, суммируйте, потому что было при ответе на разные вопросы.

А.Т. – Суммировать наши планы на 2011 год?

А.П. – Да. Основные направления работы.

А.Т. -  Основные направления работы. Это, прежде всего, контроль на сегменте рынка, связанного  с биологически активными добавками; контроль рекламы алкоголя и табака, которая на улицах города Москвы распространяется. Конечно, Вы правильно сказали, это реклама на асфальте. Мы за этим тоже будем следить. И очень хотелось бы навести порядок теми возможностями и полномочиями, которые мы имеем, на сегменте рынка рекламы, связанном с использованием транспортного средства в качестве рекламной конструкции. Хочется, чтобы все эти «газели» без номеров, старые, ржавые, с большими билбордами, чтобы они отсутствовали на наших дорогах.

А.П. – И вот еще вопрос от нашего читателя, по публикациям, которые у нас неоднократно были, по проблеме. В Москве есть ГУП «Московский городской центр арендного жилья». И на его сайте официальном размещено рекламное объявление, в котором данное предприятие предлагает всем желающим, включая очередников города Москвы, услуги по подбору жилых помещений, которые могут быть приобретены с рассрочкой платежа. Как мы уже рассказывали, именно московский УФАС выиграл у «ЦАЖа» дело о том, что эта функция принадлежит Департаменту жилищной политики Москвы, а не ГУП «ЦАЖ».   Соответственно, получается, что эта рекламное сообщение содержит недостоверную информацию. Как пишет наш читатель, по обращении в УФАС ему сообщили, что информация, размещенная на сайте об услугах данного предприятия в принципе не является рекламой. А как быть в тех случаях, когда она носит явно недостоверный характер? Можно как-то наказать или хотя бы как-то устранить эту информацию, чтобы не вводить в заблуждение граждан?

А.Т. – Вы правы. И я очень рад, что есть такие обращения. Было уже вынесено решение Московским УФАС, что касается Департамента жилищной политики и жилищного фонда по нарушению закона о конкуренции. Но здесь немножко по-другому, здесь закон о рекламе. И очень часто на сайтах есть информация, которая не является рекламой. Есть информация о видах деятельности, информация об организационно-правовой форме – это не реклама. Конечно, каждый случай мы разбираем раздельно. Есть случай, когда информация на сайте явно рекламного характера, она временная, она оформлена виде мигающего баннера. Но что касается этого случая, мы уже разбирались, мы готовы еще раз все внимательно изучить. Спасибо за вопрос, но данный случай, конкретный, частный, это не реклама. Информация, размещенная на сайте здесь должна регулироваться, если она не достоверна, Роспотребнадзором. В том числе, Роспотребнадзором. Поэтому мы так ответили.

А.П. – Хорошо. Напишем Онищенко.

А.Т. – Мы вас поддержим.

А.П. – Спасибо Вам большое за он-лайн! Надеюсь, что нашим читателям будет интересно. И будем обращаться к Вам в дальнейшем по тем направлениям, о которых Вы рассказали.  Все это интересно и важно для всех.

А.Т. – Спасибо вам огромное, что уделяете внимание этому направлению! Мы призываем всех граждан, если есть факты, если вы с чем-то не согласны, что касается БАДов, автомобилей, может быть, размещения алкоголя, мелкого шрифта, пожалуйста, обращайтесь, мы готовы работать, мы хотим работать, мы максимально прислушиваемся ко всем гражданам, и я всех приглашаю в наш экспертный совет.

А.П. – Хорошо. Спасибо!

А.Т. – Спасибо! Всего доброго!

Беседу вел
Алексей Полухин