Федеральная антимонопольная служба: контроль за ценами, рекламой и госзаказом.

В студии «Зеленоград.ру» Владимир Ефимов, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве.


Цены на продукты

— Поводом для нашей встречи послужило возбуждение вашим ведомством дела в отношении трех хлебокомбинатов Москвы, в частности, против зеленоградского хлебозавода № 28. Их обвинили в согласованных действиях по установлению и поддержанию цен, то есть, в сговоре. В среду, 22 сентября, проходило рассмотрение этого дела и дел еще пяти хлебокомбинатов. Какие результаты? Что грозит нашему хлебозаводу?


— В настоящий момент мы действительно рассматриваем дело в отношении хлебозаводов города по признакам нарушения антимонопольного законодательства, которые выразились в согласованных действиях, и результатом своим имели повышение цен на хлебопродукцию. 22 числа состоялось очередное заседание комиссии, к сожалению, мы не смогли вынести окончательное решение в силу того, что мы в настоящий момент получили не все документы, которые нам необходимы, и это касается документов уже не от самих хлебозаводов, а от поставщиков муки и зерна. Дело в том, что для того, чтобы наше решение было взвешенным и обоснованным, нам нужно понять всю цепочку — от производителей зерна до конечного потребителя, до мазагина, который продает готовую продукцию. Понять, где же произошел этот резкий скачок, из-за чего произошло удорожание хлеба.


Предварительно можно сказать, что, если говорить о хлебозаводах, то мы видим, что цена у них действительно выросла, но выросла существенно меньше, чем стоимость муки и зерна, и в настоящий момент мы смотрим на причины роста составляющих, необходимых для производства хлебобулочной продукции. Могу сразу сказать, что, в отличие от хлебозаводов, которые напрямую заключают договоры с мелькомбинатами, в том числе и зеленоградский хлебозавод, сами мелькомбинаты имеют огромное количество поставщиков, что наводит нас на мысль о том, что в этой цепочке есть компании, аффилированные с мелькомбинатами либо с производителями, и за счет этого мы получаем такую сумасшедшую цену.


Мы в настоящий момент увидели, что ни один мелькомбинат, участвующий в данном деле, не имеет прямого договора с производителем зерна. У каждого мелькомбината имеется от 10 до 86 поставщиков зерна, при этом, если рассмотреть дальше этих поставщиков зерна, они опять-таки не работают напрямую с производителем, у них, в свою очередь, есть еще по 10-15 поставщиков. Цепочка очень сложная, и нам, для того, чтобы понять, кто виноват, нужно всю эту цепочку развернуть. По результатам мы обязательно проинформируеми налоговые органы, потому что такая схема, скорее всего, используется для оптимизации, а скорее даже для ухода от налогов.

— Насколько я понимаю, хлебозаводы могут оказаться и ни при чем?


— По тем материалам, если у нас не вскроется какая-то взаимосвязь между компаниями, участвующими в этой цепочке, то, возможно, так.


— Есть ли какая-то роль розничных магазинов в повышении цен?


— Как раз дело, которое мы сейчас рассматриваем, помогло нам выявить существенные нарушения закона о торговле со стороны сети компаний «АШАН» и «АТАК». Выразились они в том, что указанные компании навязывают дискриминационные условия для поставщиков хлеба. Мы это увидели из договоров, представленных хлебозаводами, и можем смело сказать, что признаки нарушения запретов, установленных законом о торговле, налицо. Если раньше у нас были, условно говоря, всякие ретро-бонусы, скидки и прочие дополнительные выплаты, и дисконты со стороны производителя, то сейчас ретейлеры сделали следующее: они обязали поставщиков заключить дополнительный договор, который предусматривает вознаграждение в проценте от оборота, что по сути дела является тем же самым бонусом, ничем не отличается.


По-другому назвали, написали, что это договор о предоставлении дополнительных услуг, причем непонятно каких. В договоре написано, что исполнитель сам определит, когда и что он будет делать. Ну, понятно, что это такое...


— Когда и если это нарушение со стороны розничных сетей будет устранено, это может сказаться на цене хлеба в этих магазинах?


— Если говорить непосредственно о магазинах, крупных торговых сетях, то, возможно, в них и нет, потому что там цена, если объективно брать рыночную ситуацию, не такая уж высокая и существенно ниже, чем в магазинах шаговой доступности, но это скажется на издержках завода, и тем самым завод сможет в целом понизить стоимость своей продукции, и это скажется на уровне цен в целом по всем магазинам.


— То есть, хлеб может подешеветь в магазинах возле дома?


— Мы ожидаем, что это должно случиться, потому что вознаграждение, которое сейчас выплачивается в пользу торговых сетей, конечно, немаленькое.


— Цена на какие продукты, помимо хлеба, вызывают у вас сейчас опасения, вопросы?


— Если говорить о продовольствии, то нельзя сказать, что мы в настоящий момент видим какую-то проблему, которая требовала бы мер пожарного реагирования. Действительно произошло небольшое удорожание по ряду позиций. Есть, конечно, позиции, по которым произошло существенное удорожание, та же самая гречка, о которой уже неоднократно говорилось в последнее время в СМИ и в сообщениях Федеральной антимонопольной службы. Для того, чтобы понять, как ситуация с этим складывается в Москве, мы совместно с Министерством Внутренних Дел и прокуратурой города на прошлой неделе начали проверку в отношении трех крупнейших оптовых поставщиков города, у которых гречку закупает большинство магазинов, и, я думаю, полторы-две недели нам потребуется на то, чтобы проанализировать и сделать выводы из тех документов, которые мы изъяли.


— Цена на гречку может и упасть? По-моему, она уже сейчас упала...


— Она уже существенно снизилась: с тех заоблачных 100-110 рублей, которые люди встречали в магазине и присылали сообщения, она опустилась до более разумных 70 рублей, но мы думаем, что она еще понизится рублей на пятнадцать, потому что наши коллеги в регионах — и Алтайское управление антимонопольной службы, и Омское уже признают нарушения со стороны производителя, и я думаю, что ситуация должна нормализоваться в ближайшее время.


— Если говорить в целом об этом направлении вашей работы, вы подразумеваете некий сговор производителей. Вот они собрались тайно, вечером, за ужином, и договорились. Как это можно доказать? Ведь они могут сказать: у нас у всех выросли издержки, мы все вынуждены повышать цены, у нас неурожай...


— У каждого предприятия, работающего на рынке, совершенно своя структура себестоимости, у каждого свои издержки на заработную плату, на производственные мощности, и прочее, и прочее. Поэтому, когда нам говорят, что у нас все сразу в один день все подорожало — так не бывает, и это показывает практика решения наших дел, и судебная практика подтверждает правоту принимаемых решений. Когда компании в один день повышают цену на схожую величину, она порой бывает и абсолютно одинаковой, то это очевидные признаки сговора, и, соответственно, проверив экономическую мотивацию, мы в большинстве случаев увидим, что никаких оснований для единовременного увеличения цены у всех сразу нет. Но бывают случаи, когда мы фиксируем прямые подписанные соглашения о том, что с такого-то числа цену повышаем на столько-то или устанавливаем в таких-то пределах, коридор. Вариантов бывает миллион.


— Если говорить о ценах на другие товары, не на продукты, а, скажем, на бензин — больная для всех тема. Если поездить по заправкам, видно, что цена у всех более-менее одинаковая. С другой стороны, если заехать куда-то в сторону от основных трасс, можно найти заправку, где цена маленькая. Цены повышаются вне зависимости от цены на нефть, и мне, как автомобилисту, совершенно непонятно, как этот процесс происходит. Мне всегда кажется, что заправки договорились и поднимают цены в один момент. Как раз тот самый случай сговора.


— Это на самом деле уже подтверждено, в том числе судами, что два раза имело место быть ценовое соглашение наших крупнейших нефтяных компаний. Если говорить о текущей ситуации, то сейчас антимонопольной слубжой и всеми территориальными управлениями проводится мониторинг цен на автозаправочных станциях, и по результатам этого мониторинга будет принято решение о том, есть или нет признаки сговора. Если говорить о том, что цена более-менее одинаковая, то в принципе это логично, потому что у нас не так много нефтеперерабатывающих заводов, и технология производства примерно одна, и стоимость нефти у нефтяных компаний у нас плюс-минус лежит в одинаковых пределах. Поэтому цена имеет некое среднее значение, вокруг которого колеблется цена уже на конкретной заправочной станции. То, что в Москве она выше, чем в области — не всегда, разные заправки бывают. По нашей информации есть и в Москве заправки дешевле, чем в области.


— То есть, это зависит от того, что просто перерабатывающих заводов мало, и эта область не вполне конкурентная?


— Однозначно есть коллективное доминирование у наших крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний. Они занимают коллективное доминирование на рынке, они могут определять условия игры на рынке своими действиями, именно поэтому и были возбуждены эти громкие дела по нефтяным компаниям, которые сейчас находят логическое завершение в судах.


— Нефтяные компании будут выплачивать штрафы?


— Суммарно — 27 миллиардов рублей. Первый миллиард компания ТНК-BP заплатила, остальные на подходе.


— Эти деньги не пойдут автомобилистам в качестве компенсации их затрат на бензин? :)


— Это уже будет решать Минфин.


Включение дополнительных услуг в Единый платёжный документ

— Хорошо, давайте перейдем к следующей теме. Это история с компанией, которая работает в Зеленограде, называется ОАО «Национальные кабельные сети», предоставляет услуги по трансляции телевизионных кабельных программ через коллективную антенну. Она уже на протяжении нескольких лет занимается подключением домов в городе к своей сети, сейчас подключение практически завершено. Получается, что эта компания — монополист, и она начинает повышать цены. Летом цена была 95 рублей, затем она составит 125 рублей. Правда, при этом увеличивается количество каналов, и плюс к этому оплата за телевидение может появиться в едином платежном документе. Какова здесь ситуация?


— Что касается компании НКС, то в настоящий момент в отношении этой компании возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства и как раз по факту тех вещей, о которых вы говорите.


Первое — повышение стоимости услуг антенны. На наш взгляд, данной компанией абсолютно необоснованно навязываются дополнительные услуги потребителям. К нам приходит большое количество жалоб, и я уверен, многим совершенно не нужны 30-35 каналов, в том числе спутниковых, которые никто в принципе не смотрит. Вместе с тем компания говорит, что теперь у вас их будет именно 35, и платить вы будете в два раза больше. Вопрос — почему мы должны платить больше? Учитывая, что компания занимает доминирующее положение практически во всех административных округах города, мы считаем, что такие действия содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, то есть, признаки злоупотребления своим монопольным правом.


Что касается включения в единый платежный документ, то в настоящий момент мы рассматриваем не только в отношении антенны, но и в отношении включения платы за обслуживание счетчиков, за радио и прочие вещи, дело уже в отношении Правительства Москвы, которое своим нормативным актом такую возможность представило и, несмотря на корректировку, многие ГУ ИСы (государственное учреждение «Инженерная служба») продолжают включать эти платежи в единый платежный документ.


По нашему мнению, не может быть такого, что, не спросив граждан, включили им какие-то платежи, кроме содержания, ремонта, воды, тепла и, в случае, если граждане определились со своей управляющей компанией, что они по единому платежному документу платят за электричество, то, соответственно, электричества. Это то, что обязательно должно быть, и то, что предусматривается жилищным кодексом.


Все остальное — это дополнительные услуги, которые могут быть оказаны исключительно с согласия гражданина, и без его согласия какой-то дополнительный платеж появиться в квитанции не может. К сожалению, мы сейчас видим обратную ситуацию в городе, и с ней связаны те дела, о которых я говорю. Они не быстрые, потому что у нас город большой, и для того, чтобы надлежащим образом собрать доказательную базу, приходится обрабатывать достаточно большой объем документов.


— В общем, за радиоточку, за обслуживание водосчетчиков, может быть, за телевизионную антенну вполне удобно оплачивать через единый платежный документ. Каким образом житель должен выразить своё согласие, чтобы эта процедура была законной?


— Жилищный кодекс (ЖК) говорит о том, что при выборе такого способа управления, как управляющая компания, между управляющей компанией и всеми собственниками помещений должен быть подписан договор управления. К сожалению, в Москве этого нет. Договор управления — это как раз та самая форма, которая говорит о согласии. Если вы, подписывая договор, предусматриваете в нем, что вам оказывается такая-то услуга, то вполне правомерно в этой ситуации включение управляющей компанией в единый платежный документ стоимости этой услуги. Если этого согласия в договоре нет, либо договора нет, то ни о каком согласии в другой форме речи быть не может.


Что касается непосредственно договоров управления, то в настоящий момент у нас идет серия дел в отношении практически всех управ города, если точнее, то в отношении 98 управ, как раз по факту непроведения конкурса по выбору управляющих компаний ввиду нереализации собственниками квартир способа управления. ЖК четко говорит: способ управления выбрали — в течение года можно его реализовать. Если выбрана управляющая организация, значит, подписать договор управления. Подписать его должны все собственники. Мы отдаем себе отчет в том, что 100% подписать не всегда возможно, всякое бывает, кого-то не найти, кто-то не хочет, еще что-то, хотя механизм принуждения через суд тоже есть, и он предусмотрен ЖК. Поэтому, если мы видим, что в доме подписано меньше 50% договоров с собственниками, мы включаем такой дом в обязательный при рассмотрении наших дел, и если до окончания дел управа не предоставит информацию о том, что договор подписан, будем выдавать предписание о проведении конкурса. Когда он будет проведен, все эти условия будут предусмотрены, в том числе и антенна, если этого захотят собственники, и прочие услуги.


Наверное, стоит выделить отдельной темой обслуживание счетчиков, индивидуальных приборов учета. Здесь ситуация следующая: счетчик — это собственность гражданина, значит, и обслуживать его должен гражданин. Если он его не обслуживает, то управляющая компания вправе не принимать показания соответствующего прибора учета, в том числе и если этот прибор не прошел проверку. Но как собственник должен это делать — это на его усмотрение, поскольку это его имущество. Любая организация, имеющая лицензию, может обслужить соответствующий прибор и провести у него проверку. Поэтому навязывание какой-то своей конкретной обслуживающей организации управляющей компанией незаконно, и делается это с использованием очередного постановления правительства города, которое мы сейчас также оспариваем.


— Навязывание заключается в том, что у меня в едином платежном документе появляется соответствующая строка? Ведь я могу отказаться, но для этого мне нужно сделать какие-то действия, я должен пойти в ЕИРЦ, написать заявление...


— Это раз, во-вторых, вам, скорее всего откажут, с чем мы сталкиваемся и что видим из обращений граждан. Все это мы считаем незаконным, как действия со стороны ЕИРЦ, так и — откуда вся причина, это нормативный акт города [постановление Правительства Москвы от 10.02.2004 № 77-ПП], который противоречит, как жилищному законодательству, так и антимонопольному, потому что там прямо говорится, что обслуживать счетчики должна управляющая компания. Причем это ниоткуда не вытекает, кроме как из этого постановления, и это требование абсолютно незаконно.


Более того, на наш взгляд, само по себе существование 77-го постановления Правительства Москвы незаконно, потому что оно устанавливает порядок расчета платежей за коммунальные услуги, а это — федеральные полномочия. И соответствующее постановление Правительства РФ уже разработано и действует в настоящий момент. Оно предусматривает несколько иной порядок расчета платы за коммунальные услуги.


Поэтому мы планируем в ближайшее время направить в прокуратуру города обращение с тем, чтобы прокуратурой города, если она поддержит нашу позицию, было вынесено постановление о немедленной отмене этого нормативного акта.


— Насколько я знаю, 8 октября у вас намечено рассмотрение дела по 77-му постановлению. Если по вашему обращению, прокуратура отменит постановление, то мне придется за антенну, за обслуживание счетчиков и за прочие навязанные, по вашему мнению, услуги платить по отдельным квитанциям? Жизнь-то, в принципе, усложнится...


— Нет. Дело в том, что, если вы не употребляете эту услугу, например, я уверен, что 70% горожан у нас не пользуются радио, и вместе с тем мы платим за него по 40 рублей в месяц. Мы, совместно с прокуратурой города, добивались исключения обязательного упоминания радио в едином платежном документе, после чего Правительство Москвы сделало запись, что это «прочие услуги», под которые ЕИРЦ продолжает включать радио.


Сейчас, помимо 77-го, есть дело в отношении ГУПа, который оказывает услугу по радио. Он заставляет, чтобы эту строчку исключить, платить дополнительно еще 60 рублей, и пока вы этого не сделаете, вам ничего не отключат и не исключат из расчетного документа, то есть, получается замкнутый круг. Один орган ссылается на одно постановление, другой — на другое, все образуют кольцо, и в итоге все равно надо за что-то платить. Мы считаем, что это неправильно и такого быть не должно.


Вместе с тем, отвечу на ваш вопрос: что произойдет, если довести это дело до конца. Произойдет следующее: те, кто хочет получать соответствующую услугу, получают ее и пользуются, и вполне могут оставить ее в своем едином платежном документе. Но для этого компания, оказывающая эту услугу, должна получить согласие. Ведь ни у кого не вызывает вопросов то, что необходимо заключить договор с МГТС на то, чтобы дома работал телефон, и после этого вам начинают доставлять счета. Нет такого, чтобы пришла МГТС, включила в какой-то коробочке телефон и прислала счет — теперь у вас там есть телефон, не пользуетесь — ваши проблемы.


Точно такая же картина и с радио: не хотите — не пользуйтесь, а деньги будьте добры заплатить. Поэтому мы и говорим: приведите, пожалуйста, те условия договора, которые существуют, те услуги, которые вы оказываете, в соответствие с действующим законодательством. И те граждане, которые не хотят получать эти услуги, не должны их и оплачивать. Сейчас у нас, условно говоря, вымогают эти деньги, по-другому не назовешь.


— Почему все происходит так медленно, ведь это 77-е постановление — от 2004 года, шесть лет оно как-то работало, и, как вы говорите, у нас вымогали деньги, и только сейчас процесс, может быть, подходит к завершению, к отмене этого постановления?


— Я готов отвечать за тот период, который я работаю в своей должности. Здесь в любом случае нельзя принимать поспешные решения. Когда система работает, это самый простой вариант что-то разрушить. Поэтому, прежде чем принять решение, которое повлечет за собой изменения системы, нужно взвесить все за и против и понять, что же будет взамен. Именно этим и вызвана эта задержка.


— Каким-то образом люди могут компенсировать себе эти затраты? Вот я радио не пользовался, но платил по единому платежному документу. Потом отменят это постановление, более того, отменят, признав его незаконным, а я могу подсчитать, что заплатил много денег, может быть, даже несколько тысяч рублей за несколько лет действия этого постановления. Я могу подать иск против Правительства Москвы или против соответствующего ГУПа, которое оказывает мне эту услугу и является получателем этих денег?


— В теории вопроса — конечно, да, только здесь смысл в чем заключается? Если гражданин обращался с заявлением, например, в ЕИРЦ или в соответствующий ГУП о том, что не пользуется услугой, с просьбой не выставлять счета, и если эти счета по-прежнему выставлялись, то да, действительно, можно сказать, что с этого момента мне неплохо было бы прекратить предоставлять эту услугу и собирать с меня деньги. Есть основание предъявить в суд иск о том, чтобы эти деньги перерассчитали. Если же этого не было сделано, то попробовать можно, но вероятность положительного решения будет очень небольшой.


Плохая реклама

— Мы поговорили о ценах на продукты, это важная вещь, о коммунальных платежах, тоже важно. Какие еще дела в работе вашего ведомства занимают существенную долю?


— То, о чем мы говорили, касается только трети нашей работы, это работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в нашей стране, в данном случае — в нашем городе. Помимо данного закона под нашим контролем находится еще два закона — «О рекламе» и «О размещении государственного муниципального заказа».


Если говорить про закон о рекламе, то это, наверное, вопрос социально значимый. Все мы сталкиваемся с этим каждый день и, к сожалению, не все у нас в городе так хорошо, как хотелось бы. Идет достаточно большое количество нарушений, связанных с размещением недостоверной рекламы, недобросовестной рекламы, большое количество нарушений с рекламой лекарственных средств, БАДов (биологически активные добавки), очень часто мы видим размещение рекламы пива на улицах рядом с оздоровительными и культурными учреждениями, что запрещено законом.


В последнее время одна из проблем, просто бич в Москве, это размещение автомобилей, которые используются исключительно как рекламные конструкции. Против этого мы недавно проводили рейд совместно с ГАИ города, с Департаментом транспорта города, чтобы активнее с этим бороться. Потому что нарушений действительно очень много. Мы фиксируем 150-200 нарушений законодательства о рекламе в год. Понятно, что мы не можем пройти по всем улицам, поэтому призываем граждан помочь нам в этом. Если вы видите признаки нарушения законодательства о рекламе, пожалуйста, обратитесь к нам.


Это сделать очень просто — через наш сайт www.fas.mos.ru, либо по электронной почте, по обычной почте, у нас работает общественная приемная, куда граждане могут обратиться, все эти реквизиты можно найти на нашем сайте, и мы незамедлительно на это отреагируем. К сожалению, тем коллективом, который у нас есть, провести тотальную проверку всех улиц и дворов физически невозможно.


Что касается госзаказа, то здесь я, наверное, скажу всего пару слов. Это вопрос, связанный с допуском коммерческих организаций к распределению государственных муниципальных средств. Жалоб огромное количество. В прошлом году мы рассмотрели 1800 жалоб, а за этот год — уже 1600, поэтому к концу года, я думаю, будет практически раза в полтора-два больше, чем в прошлом. Здесь практика тоже очень хорошая: очень многие компании, которые незаконно снимают с участия в торгах, восстанавливаются в правах благодаря нашему решению и предписанию, и могут конкурировать в честной равной борьбе. Очень часто бывает, что тот, кого не допустили, побеждает и потом работает по госконтракту.


— Здесь организация активна, потому что речь идет о ее деньгах, а граждане не так активно сообщают о нарушениях, скажем, того же закона о рекламе?


— Очень много обращений поступает, связанных, например, с тем, что рекламируются какие-то услуги по телефону. Звонят домой, что-то предлагают. Я сам с этим неоднократно сталкивался, и мы возбуждали дела в том числе и по этим случаям.


— Это незаконно?


— Да, обязательно должно быть согласие гражданина, пользователя телефонной связи, на рекламирование каких-то услуг тем, кто распространяет эту рекламу. Без такого согласия распространение этой рекламы является незаконным, такие факты есть, в том числе и в достаточно крупной компании «Акадо», которая рекламирует свои услуги, обзванивая всех жителей города, предлагая подключиться. МГТС — то же самое, «Ростелеком» звонит, и еще многие, и в отношении ряда компаний у нас дополнительно возбуждены дела, и мы их сейчас рассматриваем.


Чем больше будет обращений граждан, тем проще нам будет доказать нарушение, тем проще нам потом в суде, если дело дойдет до суда, отстаивать свое решение. И убедительнее будет результат.


— Вы сказали, что проводили совместно с ГИБДД рейд по поиску автомобилей, которые на самом деле являются рекламными конструкциями. Вы не можете отследить такие автомобили по всем улицам, потому что вас мало. Но сотрудники ГИБДД это могут делать. У вас есть какое-то межведомственное взаимодействие, чтобы сотрудник ГИБДД знал, что автомобиль, который на самом деле является рекламным щитом, стоит незаконно, чтобы он не проезжал мимо, а останавливался и хотя бы, может быть, пробивал номера по базе или фотографировал и отправлял вам? Можно как-то обязать их это сделать, потому что, мне кажется, тогда проблема решится за неделю?


— Насчет недели не получится, но такое взаимодействие есть. Уже сейчас оно работает и приносит свои результаты. Где-то 15-20 фактов подобных нарушений нам ежемесячно приходит именно от ГАИ города. Это касается не только автомобилей, но и случаев, когда на дорожном знаке либо на опоре дорожного знака размещена рекламная конструкция. Это тоже достаточно часто встречается и тоже запрещено законом о рекламе, причем в обоих случаях сотрудники ГАИ наделены полномочиями по составлению протокола, что они и делают. Они не просто фиксируют факт нарушения, они составляют протокол и направляют нам уже материалы на рассмотрение, а мы определяем размер штрафа и выносим соответствующее постановление, и при необходимости, если нарушение продолжается, выдаем предписание о том, чтобы прекратить соответствующее нарушение. А дальше уже намного более серьезные последствия за неисполнение этого предписания, вплоть до дисквалификации должностных лиц юридической компании, то есть, если предписание антимонопольного органа не выполняется, то директора можно на три года освободить от должности, запретив ему в принципе занимать руководящие должности в любой юридической организации.


— У нас по городу полно рекламы на столбах. Мне кажется, она не очень правильно размещена, какая-то самодельщина.


— Если на этом столбе, помимо рекламной самодельщины, висит еще дорожный знак, то выдадим предписание снять соответствующую рекламу. Ежели там просто столб, и на нем размещена какая-то рекламная конструкция, то, даже если она вам не нравится, здесь жаловаться нужно не нам, а в Комитет рекламы, который определяет место размещения рекламных конструкций и может с этим как-то бороться, если это незаконно.


— Опять же, в плане межведомственного взаимодействия, вы передадите такую жалобу, если она к вам дойдет, в комитет рекламы?


— Обязательно, более того, у нас при управлении создан специальный экспертный совет по рекламе, который проводит заседания не реже раза в месяц, и в рамках этого экспертного совета мы не только обмениваемся с коллегами опытом, проблемами, нарушениями, но и выстраиваем взаимодействие по оперативной передаче друг другу документов, свидетельствующих о нарушениях. Комитет по рекламе, ГИББД присылают нам... если мы видим в рамках поступающих обращений либо в рамках проводимых проверок нарушения, которые контролируют наши коллеги, то обязательно их информируем.


— Сколько людей работает в вашем управлении, доходят ли руки, чтобы отслеживать ситуацию в Зеленоград — все-таки у нас отдаленный округ?


— В управлении работает 105 человек. К сожалению, мы с трудом справляемся с тем объемом, который у нас есть, в силу уже наших физических возможностей, потому что, как я уже говорил, огромное количество жалоб по госзаказу, это по объему одно из первых мест в нашей работе, большое количество жалоб по рекламе и дел по рекламе, антимонопольное законодательство, но там каждое дело сродни пяти делам по другой сфере, потому что требует расследования, проверок, анализа, их меньше, но они намного сложнее.


Что касается Зеленограда, то, конечно же, доезжаем, проводим проверки, часто рассматриваем дела в отношении заказчиков города, компаний города, в том числе, бывает, вот тот же самый хлебозавод... Здесь удаленность небольшая, расстояние от МКАДа не является для нас причиной не осуществлять свою деятельность. Более того, наши коллеги по Московской области, регулярно осуществляя контроль по своей территории, помогают нам выявлять какие-то нарушения и на нашей территории тоже, а мы им — на их.


Александр Эрлих / Zelenograd.ru, 30.09.2010