Итоги работы Московского УФАС России за 2009 г. и задачи на 2010 г.

11 марта 2010 г. в РИА Новости состоялась пресс-конференция Руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Москве Владиминра Ефимова. 

 
 

      Добрый день, Уважаемые коллеги. 

    Я хотел бы рассказать об основных результатах деятельности управления за 2009 год и, соответственно, о тех задачах, которые мы поставили перед собой на 2010 год, и уже частично, начали их реализовывать, основным образом, основываясь на той проблематике, которая была выявлена нами в ходе контроля в рамках 2009 года. 

     Если говорить об управлении Федеральной антимонопольной службы, какие сферы мы контролируем, чем мы занимаемся, то таких сфер у нас 3. Главная наша задача - это контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, который делится в своей части на несколько вещей: это контроль за деятельностью естественных монополистов, контроль за деятельностью органов власти и контроль за экономической концентрацией; это контроль в сфере размещения государственного и муниципального заказа, и контроль за соблюдением рекламного законодательства и пресечение недобросовестной конкуренции. Федеральная антимонопольная служба также занимается контролем за стратегическими инвестициями, но данный функционал полностью реализуется центральным аппаратом ФАС, и мы в этой части контроля не осуществляем. 

     Если говорить по проблематике, которая интересует граждан, хозяйствующие субъекты, которые обращаются к нам с многочисленными жалобами на действия тех или иных субъектов, органов власти, то наибольшее количество обращений, порядка 40 % это жалобы на действия естественных монополистов, это жалобы связанные с нарушением порядка ценообразования, которые сводятся к следующему: тариф устанавливается регулирующим органами один, например для группы населения , а естественные монополисты, по-прежнему, применяют такой тариф, как прочие потребители, который в настоящий момент порядка 10-15 % выше нежели чем тариф для населения. Таких дел, к счастью, становится меньше, но, тем не менее, они имеют место. Второе по значимости и по количеству обращений, а также сейчас уже и по количеству дел, это обращения связанные с нарушением антимонопольных требований к торгам. 

     О чем идет речь? Дело в том, что у нас есть такая сфера как госзаказ, я про нее отдельно расскажу, и там вообще огромное количество жалоб мы рассматриваем, а есть еще такая статья, ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» К сожалению про нее не все знают, а может знают, но не хотят ее соблюдать. Речь идет о том, что когда отсутствуют законодательно регулируемый порядок проведения торгов или этот законодательно урегулированный порядок торгов носит общие формулировки, либо общие правила, необходимо еще соблюдать антимонопольные требования к торгам. Такие как запрет на установление преимуществ для одного участника торгов, запрет на создание условий, которые ограничивают доступ участников торгов. Яркий тому пример, это дело по Мослесхозу, которое рассматривалось еще мои управлением, когда я работал в центральном аппарате. Вроде и процедура была соблюдена по лесному кодексу, но были грубо нарушены антимонопольные требования к торгам., которые привели к тому, что в судах мы эти дела выиграли, и сейчас, мы судимся с Мослесхозом об отмене соответствующих результатов тех аукционов, которые были проведены 2 года назад. 

     В настоящее время очень много обращений связанных с проведением торгов по аренде недвижимости. Только недавно, 7 марта, вступил в силу порядок, утвержденный приказом ФАС России №67, который четко регламентировал проведение конкурсов и аукционов по аренде государственной и муниципальной недвижимости. Я напомню, что 1,5 года назад вступила в силу ст. 17.1 Закона о Защите конкуренции, которая своего рода носит революционный характер, потому что предписывает всем органам власти, ГУПам, бюджетным учреждениям передавать права на недвижимое имущество, находящиеся в государственной или муниципальной собственности исключительно по результатам торгов. До настоящего момента порядок проведения этих торгов законодательно не был урегулирован, были переходные положения, которые не позволяли четко проводить эти торги. И вот, 7 марта вступил в силу приказ ФАС, который детальнейшим образом эту процедуру урегулировал. Я надеюсь, это позволит сократить количество тех нарушений, которые у нас фиксируются и количество обращений, которые поступают в антимонопольные органы.

     Что касается развития этой системы, системы торгов, то здесь обращаю внимание на то, что уже с конца марта начнет функционировать портал «torgi.gov.ru». Это общероссийский портал, на котором будет размещаться информация о всех торгах по аренде недвижимости, которые проводятся на территории всей Российской Федерации. До конца этого года он будет проходить тестовую эксплуатацию, и до конца года на нем будет размещаться информация только о торгах в отношении федерального имущества. С 1 января 2011 года это уже будет общероссийским порталом в полном смысле этого слова, там будут все муниципалитеты, все субъекты РФ. Сделано это для того, чтобы создать единое экономическое пространство, чтобы любой предприниматель не был вынужден бегать и искать сайты маленьких муниципалитетов, которых у нас тысячи по стране, не бегал, не искал сотни тысяч муниципальных газет, которые порой даже не возможно найти в продаже, либо каким-то образом получить из них информацию. Все, что интересует предпринимателя, он сможет получить на этом портале. С 2011 года заработает в части, касающейся аренды. В течение 2011 года на этот же портал, на соответствующие подразделы будут переведены все торги, связанные с реализацией прав нашим государством. Это касается и приватизации, и продажи конфиската, и лесных ресурсов, и водных ресурсов, и недр. Соответствующие поправки ФАС внесла в рамках второго антимонопольного пакета, и сейчас, идет подготовка соответствующего программного обеспечения.

     Что касается примера, если вернуться к жалобам, которые поступают, на неправильную процедуру проведения торгов, то я могу рассказать о деле, которое завершилось буквально на днях. Дело в отношении Гормоста, который в хоз.ведении эксплуатирует все мосты, подземные переходы в г.Москве. При проведении торгов на аренду соответствующих площадей были допущены грубые нарушения. Там было порядка 17 лотов, решением комиссии ГУП Гормост был признан нарушившим ст.17, в части выставления требований, которые ограничили доступ участников торгов к данной процедуре. В настоящий момент, мы планируем, в случае, если предписание о расторжении заключенных договоров аренды добровольно не будет исполнено, обращаться в суд, с тем, чтобы восстановить нарушенные права недопущенных участников торгов.

    И последнее, что касается наиболее животрепещущей темы, с чем чаще всего к нам обращаются, это жалобы на недобросовестную конкуренцию. Речь идет о недобросовестном использовании товарных знаков, технологий, все чаще мы сталкиваемся с незаконным использованием олимпийской символики. У нас налажено взаимодействие с олимпийским комитетом, с правоохранительными органами, что позволяет нам рассматривать не только все факты, которые выявляются в рамках наших проверок, но и на основании поступающих обращений, которые мы незамедлительно рассматриваем в рамках соответствующих дел. Несколько дел было рассмотрено в прошлом году. Я думаю, чем ближе к олимпиаде, тем больше таких фактов будет выявлено.

     Если говорить о количественных показателях, то за прошлый год количество рассмотренных дел возросло почти в 1,5 раза. Это касается антимонопольного законодательства. Реклама и недобросовестная конкуренция остались практически на том же уровне. Но здесь вопрос связан главным образом с тем, что, то что касается недобросовестной конкуренции, в большинстве своем это дела, которые мы возбуждаем на основании обращений. И, соответственно, чем их больше, тем больше дел, чем их меньше, тем меньше дел. Здесь инициативности как таковой быть не может, потому что нам нужен тот, чьи права нарушены, кого обидели. Самостоятельно мы это выявить не можем.

     Что касается контроля в сфере размещения государственного и муниципального заказа. В прошлом году в целом по системе был огромный скачок по количеству рассмотренных жалоб. Это касается и нашего Управления. За прошлый год было рассмотрено 1767 жалоб на действия (бездействие) заказчиков. Для сравнения скажу, что в 2008 году таких жалоб было менее тысячи, из них 784 жалобы были признаны обоснованными. Что касается, в принципе поступивших жалоб, то таких жалоб поступило еще больше, 2600 жалоб, просто часть из них была оформлена ненадлежащим образом и, соответственно, мы их как жалобы не рассматривали, но они были вынесены на внеплановую проверку, и нарушения там тоже были зафиксированы, везде где заказчики допустили нарушение при размещении госзаказа.

     Если говорить в целом о системе федеральной антимонопольной службы, то количество рассмотренных жалоб за прошлый год составило более 30 тысяч. И опять таки, если взять в сравнении с началом функционирования системы контроля за размещением госзаказа - это 2006 год, вся система антимонопольных органов, это центральный аппарат и все территориальные органы, рассмотрела всего 2,5 тысячи жалоб, то есть это сопоставимо с тем, что в настоящий момент рассматривается одним Московским управлением. Это говорит о том, что участники размещения заказов поверили в эту систему, они верят в ее эффективность. Это подтверждается и тем, что половина жалоб, в среднем по системе, обоснованны. Вместе с тем, к сожалению, мы сталкиваемся и с тем, что некоторые участники размещения заказов злоупотребляют своим правом на обжалование. Многократно обжалуют одни и те же действия, что приводит к тому, что мы вынуждены проводить комиссии, вызывать на эти комиссии заказчиков, и отказаться от рассмотрения таких жалоб мы не можем. Сейчас, чтобы такие жалобы искоренить, будут готовиться соответствующие поправки в законодательство о размещении заказов и серьезно обсуждается вопрос о введении государственной пошлины за рассмотрение данных жалоб. Речь идет о введении госпошлины только за необоснованные жалобы, то есть за те жалобы, которые признаны необоснованными, за те которые обоснованные, госпошлина будет разумеется будет возвращаться по аналогии с судебной системой, где госпошлина возвращается той стороне, которая доказала свою правоту.

     Говоря об административной ответственности в отношении госзаказчиков, количество административных дел возросло более, чем в 2 раза, количество собранных штрафов, также возросло более чем в 2 раза, и составило порядка 1,2 миллионов рублей. В этом году мы существенно активизируем эту работу. Мы предупреждали всех заказчиков, о том, что административная ответственность за нарушение законодательства о размещении госзаказа будет неотвратимой, что по всем фактам нарушения 94 закона, которые имели место быть они будут привлекаться заказчики к административной ответственности, чтобы такое количество нарушений шло к снижению и их количество сокращалось.

     Если посмотреть на структуру нарушений, которую мы выявляем, то основное количество нарушений сводиться к незаконному отклонению участников размещения госзакзаа, то есть заказчики, которые всячески пытаются отстранить, может быть «неугодных», где-то «неудобных» участников размещения заказов, порой придумывая самые неимоверные основания для отклонений. Тоже самое они пытаются сделать путем незаконных требований к участникам, либо к заявкам на участие в конкурсе или аукционе. Все это приводит к тому, что заказчики сокращают число потенциальных конкурентов, но, благо, сейчас, уже эти конкуренты научились обжаловать действия таких заказчиков и мы надеемся таких нарушений в скором времени станет меньше.

     Если говорить в целом о системе госзаказа, то сейчас мы все чаще сталкиваемся с проблемой сговора на торгах, о которой также постоянно говорят заказчики. Мы активно включились в борьбу с этой проблемой. Сейчас у нас в производстве находится несколько дел, которые мы ведем совместно с правоохранительными органами, помогает нам активно в этом тендерный комитет г. Москвы. Я думаю, в ближайшее время будут уже подведены итоги этих дел и виновные лица будут наказаны. Но, если говорить о природе возникновения сговора на торгах, то природа на самом деле очень хорошая, она говорит о том, что заказчики потеряли возможность влиять на ход торгов, что раньше, когда писался 94 Закон, казалось несбыточной мечтой. Любого предпринимателя спроси, что раньше было в системе госзаказа, все скажут, не то, что условно говоря, победить, порой было сложно узнать о том, что происходит и том какие товары, работы, услуги закупаются. Сейчас, благодаря единому порталу, все могут узнать о предстоящих закупках. В том числе журналисты часто пишут о том, что заказчиками закупаются золотые кровати, дорогие машины и пр., что делает эту систему прозрачной, понятной и публично контролируемой, как контролирующим органами, так и общественностью. Что касается борьбы с самими сговорами то, во-первых, речь идет о возбуждении дел нами, а во-вторых, о скорейшем переходе на систему электронных торгов. С июля месяца переход на эту систему станет обязательным для федеральных заказчиков, с января следующего года для заказчиков субъекта. Сейчас, в Москве готовится соответствующий распорядительный акт, в соответствии с которым уже с июля, поскольку право по закону такое возникает, все заказчики субъекта г. Москвы будут также переходить на систему электронных торгов. Система которая позволит минимизировать, я не думаю, что совсем на 100%. ликвидировать, но существенно минимизировать количество сговоров на торгах, потому что никто, ни участники, ни заказчик не знают о том, кто же пришел на торги. Все участники торгов пронумерованы, соответствующим порядковым номером, и понятно о том, кто же именно принимает участие в торгах становится только после подведения итогов. Сейчас же, после того, как вскрывается конверт, все знают кто пришел и это позволяет участникам между собой договариваться. Такие факты мы фиксируем.

     Если говорить в целом об административной ответственности, о привлечении к административной ответственности и обжаловании наших решений в судах, картина выглядит следующим образом. За прошлый год наложено штрафов было порядка двух млрд., 1,9 млрд., по сравнению с прошлым годом, 2008 количество наложенных штрафов выросло в 5 раз. Сразу скажу, что по взысканным штрафам сумма существенно меньше порядка 10 млн. объясняется это тем, что все оборотные штрафы как раз на сумму почти 1,9 млрд. рублей были наложены у нас в 4-ом квартале 2009 года на наших крупнейших монополистов - это МОЭК, Мосэнергосбыт и Мосрегионгаз, и в настоящий момент, поскольку цифры более чем ощутимые, дела обжалуются в судах, но мы надеемся на хороший исход судебных разбирательств, потому что дела, аналогичные тем, которые ранее рассматривались в судах и Управление их выигрывало.

     Говоря о самих судах, картина выглядит достаточно оптимистично. Особенно это касается контроля за размещением государственного заказа, из тех более чем 1700 решений, которые мы приняли по результатам рассмотрения жалоб, только 50 из них обжаловано в судах, и только 1 отменено судом, все остальные оставлены в силе. По рекламе, из 107 решений принятых, 6 обжаловано в суд, 2 отменено, несколько хуже дела обстоят по антимонопольному законодательству - из 53 решений, 20 обжаловалось в суде, и 4 отменено, остальные также оставлены в силе, это с учетом переходящих показателей, которые у нас переходят из года в год.

     Говоря о мониторингах и исследованиях рынка, которые мы проводим, я выделили основные из них, те которые наиболее существенны для социальной составляющей граждан. В принципе, когда мы говорим о мониторингах, мы всегда стараемся определять те сферы, те направления, которые сказываются главным образом на потребителях, на том качестве услуг, на тех ценах, с которыми сталкиваются наши граждане.

    Одно из основных направлений, это мониторинг цен на лекарственные средства, мы его перевели из ежеквартального в режим ежемесячного. Вызвано это было тем, что в конце прошлого года наблюдался резкий рост цен на соответствующие лекарственные средства и мониторинг дал свои результаты. Одновременно с теми проверками, которые мы проводили совместно с Прокуратурой и Росздравнадзором, было выявлено около 100 нарушений порядка ценообразования, выразившиеся в превышении надбавок, установленных действующим законодательством как для розничной торговли, так и для оптового звена. И некоторые цифры на самом деле, просто ужасают. У одной из оптовых компаний, было выявлено превышение надбавки более чем в 9 раз. То есть, условно говоря, те лекарства, а в данном случае лекарства для лечения простуды, которые должны были стоить в аптеках по 20 рублей, отпускались в итоге, почти по 200 рублей, что соответственно было зафиксировано. Нарушения в настоящий момент устранены, и повторные проверки подтверждают факт неповторения данных нарушений. В рознице ситуация выглядит несколько лучше. Надбавки действительно где-то превышались аптечными пунктами и аптеками, но превышения этих надбавок носили небольшой характер максимум на 20 %, что несущественно сказывалось на цене тех товаров, которые регулируются. И опять таки все нарушители были привлечены к административной ответственности. При этом сумма тех штрафов, которые были уплачены, в настоящий момент составляет порядка 2 млн. рублей, но учитывая, что ряд дел находится в стадии административного расследования, эта сумма будет существенно выше.

   Что касается мониторинга цен на автомобильное и дизельное топливо и мониторинга цен на авиационный керосин, то здесь ситуация в последнее время немного стабилизировалась. Авиационный кериосин: цены выровнялись, и похожи на общемировые. Что касается цен на автомобильное и дизельное топливо, то, по мнению ФАС России, они все еще остаются несколько выше, чем должны быть, и здесь наши дальнейшие действия, главным образом, зависят от решения судов, которые мы ожидаем в ближайшее время. В зависимости от этого мы будем строить свою дальнейшую политику, возбуждать или не возбуждать соответствующие дела.

    Что касается сферы ЖКХ, то основная задача нашего мониторинга, это контроль за выбором способа управления. Последняя актуализация данных показала, что порядка 300 домов в г. Москве, это 1 %, цифра небольшая, но тем не менее 300 домов до сих пор не определились со способом управления, а органы местного самоуправления, не провели необходимых конкурсов. В ближайшие дни в отношении соответствующих управ будут возбуждены дела, и будет предписано провести тендер по выбору управляющих копаний.

    Очень сильно нас беспокоит ситуация с созданием ТСЖ, количество которых возросло за прошлый год на порядок. Многие из них были созданы, мягко говоря, с большими вопросами, многие из граждан просто даже не знали о том, что эти ТСЖ создаются. И условно говоря, при всей благой идее создания ТСЖ, потому что ТСЖ является одной из наиболее эффективных систем управления многоквартирным домом, ситуация выглядит сейчас не очень оптимистично. Но здесь вопрос больше касается Прокуратуры и все те обращения, которые приходят к нам, а к нам их пришло порядка 100, мы направляем в Прокуратуру для проведения проверок на предмет фальсификации тех документов, которые готовились в рамках создания ТСЖ.

     Если говорить о задачах на 2010 год, то они ставятся также, исходя из тех 3 сфер деятельности, которыми мы занимаемся.

    Что касается защиты конкуренции, то основная задача у нас остается - контроль органов власти. Это касается и мониторинга выбора способа управления, потому что от того, как этот способ реализовывается, проводятся или не проводятся конкурсы, зависит главным образом, то качество услуг, которые получают граждане. К сожалению, многие из нас до сих пор не знают за что мы платим деньги, какие услуги нам должны быть оказаны. Проведение же конкурсов, и заключение в результате этих конкурсов договоров управления, позволит увидеть: какие услуги должна оказывать управляющая компания, какая услуга сколько стоит в общей цене за квадратный метр, и механизм, который предусмотрен постановлением правительства № 75, позволяет не оплачивать те услуги, которые не предоставляются гражданам. К сожалению, сейчас, условно говоря, если подъезд не убирается, достаточно сложно предъявить какую-либо претензию к управляющей компании, потому что никто из нас толком не знает, сколько же стоит уборка наших подъездов в общей цене за содержание и ремонт многоквартирного дома.

     Второй, основной задачей станет контроль за выделением земельных участков под жилищное строительство. К сожалению то, что на настоящий момент представлено в рамках мониторинга Управления управами говорит о том, что жилье у нас не строят вообще, потому что управы отчитывается о том, что земельных участков не выделяется, но все из нас видят, что дома строятся, пусть меньше, чем раньше, но они строятся. Это говорит о том, что либо нас дезинформируют, предоставляют недостоверную информацию и в ближайшее время мы начнем проверки в отношении управ, с целью перепроверки этих сведений, либо, возможно, земельные участки предоставляются по иным схемам нежели , чем предусмотрено земельным кодексом, что тоже не допустимо. Это станет одним из основных наших направлений, потому что порядок в этом должен быть. У нас все регионы, вся страна давно перестроилась на новую систему предоставления земельных участков исключительно на аукционах, к сожалению, мы этого пока не видим в г. Москве.

    Что касается аренды недвижимого имущества, здесь будет продолжаться плавный мониторинг, который мы сейчас осуществляем, у нас достаточно плотно осуществляется взаимодействие с Департаментов имущества г. Москвы, я думаю, что больших проблем не будет, но учитывая важность, особенно для малого бизнеса этой сферы: аренды помещений, перезаключение договоров на новые строки и равнодоступность для всех желающих этих помещений, для ведения своего бизнеса, внимание мы этому будем уделять достаточно большое.

    Второй, по значимости, после контроля органов власти, для нас будет борьба с картелями. На наш взгляд, это самое опасное нарушение антимонопольного законодательства, которое приводит не только к искажению конкурентной среды, но и к поддержанию повышения цен на тех или иных рынках. К сожалению, это касается и договоров по дистрибьюции, договоров, которые заключают крупные производители с продавцами, где фиксируют цены, делают их рекомендованными или минимальными, что лишает возможности продавцов конкурировать между собой на розничном рынке, и позволяет в то же время договариваться крупным производителям между собой. Такую работу мы существенным образом активизируем, ряд задумок у нас уже есть, сейчас проводятся камеральные проверки на предмет выявления тех или иных соглашений, и надеемся к концу года нам будет, что показать и результаты деятельности в этой сфере будут продемонстрированы.

      Говоря о борьбе с картелями, можно, также, говорить и о контроля за органами власти. Самый страшный картель, на наш взгляд, это картель между органом власти и хозяйствующими субъектами. К сожалению, такие картели имеют место быть, когда органы власти, например, создают подведомственные ГУПы или иные структуры, которые получают преференции в своей деятельности. Мы такие ситуации фиксировали. Одно из дел, которое было рассмотрено, это дело в отношении Департамента жилищной политики г. Москвы, у которого есть несколько ГУПов и ГУ, которые оказывали платные услуги населению, причем взимание платы за эти услуги не предусмотрено действующим законодательством. И что самое на наш взгляд циничное в этой ситуации это то, что Правительство Москвы пытаясь организовать свою программу по доступному жилью молодым семьям, возложило эту функцию на Департамент жилищной политики, который реализовывает ее в итоге через подведомственные ГУПы делающие эту социальную ипотеку совсем не социальной - взимая дополнительно 5 % с остаточной стоимости кредита с каждого получателя этой социальной ипотеки. Учитывая ставку социальную, плюс 5 % уже получаем обычную рыночную ипотеку. А это подрывает саму идею создания социальной ипотеки. Сейчас, дело уже рассмотрено, предписание выдано, срок исполнения - конец марта, мы следим за его исполнением, По предварительным данным оно исполняется, об его исполнении мы обязательно разместим информацию на нашем сайте.

    Что касается контроля в сфере размещения государственного заказа. То здесь основная наша задача это увеличение числа инициативных проверок. В прошлом году их было достаточно мало, но мы оптимизировали работу внутри Управления. И в настоящий момент их количество растет. Уже за начало текущего года проведено более 30 инициативных внеплановых проверок, камеральных, сейчас проводится 2 плановые проверки, чего раньше не делалось. Я думаю, что до конца года многих из заказчиков уже в рамках инициативных проверок, а не по итогам рассмотрения жалоб проверим.

     Основной задачей, также, как я уже говорил, остается борьба со сговорами на торгах – с ситуацией когда участники размещения заказа договорившись между собой оставляют цену просто не изменой, снижение составляет минимальные пол процента или процент, в то время как на конкурентных торгах цена падает в среднем на 15-20 %. А также повышение эффективности применения мер административной ответственности к заказчикам, которые нарушают наше законодательство.

    Что касается контроля рекламы и пресечения недобросовестной конкуренции, то здесь основными направлениями будет являться контроль за использованием олимпийской символики. Данная работа с каждым годом перед олимпиадой будет иметь все большую и большую актуальность. Также мы намерены совместно с ГАИ решить проблему так называемых передвижных рекламных конструкций. Речь идет об автомобилях, которые все больше заполняют наши улицы. При этом использование автомобилей исключительно или преимущественно для рекламы является нарушением действующего законодательства. Уже сейчас ведется активная работа, возбуждено несколько десятков дел, часть автомобилей удалось убрать, часть дел находится на стадии судебных разбирательств.

     И одна из наиболее болезненных проблем в сфере рекламы, это проблема, связанная со звуком при распространении телевизионной рекламы. Я думаю, каждый из вас сталкивается с тем, что посмотрев очередную серию фильма, или информационного выпуска новостей, с началом рекламы вынужден делать звук тише, потому что телевизор начинает мягко говоря «кричать». К сожалению, не до конца урегулирован вопрос с законодательным механизмом фиксации данного нарушения. Мы планируем пойти через использование существующих способов замера шума, которые закреплены существующими нормативными актами. В ближайшее время такие дела будем возбуждать.

    И последнее на что хотелось бы обратить внимание, что есть еще такая задача, как адвокатирование конкуренции. Которая является для нашего управления и для службы в целом достаточно важной. В рамках адвокатирования конкуренции мы планируем дальнейшее развитие нашего Интернет сайта www.fas.mos.ru. Как я уже раньше говорил, у нас начала работу Интернет приемная, где каждый гражданин может в режиме реального времени направить обращение и не обязательно в данном случае нужно пользоваться услугами почты. Обращения мы рассматриваем и сначала работы, а начала Интернет приемная работать в октябре месяце, поступило уже несколько сотен таких обращений. Все они рассматриваются как и обычные поступившие по почте. На нашем сайте полностью вывешивается график всех дел, которые мы рассматриваем, мы приглашаем на наши заседания всех заинтересованных журналистов, соответствующее приглашение у нас тоже размещено на сайте. Можно присутствовать на тех дела, которые интересны, проходят они у нас в открытом режиме. Бывают исключения, но это единичные случаи, когда дела носят закрытый характер. Ээто касается тех случаев, когда в рамках рассмотрения дел озвучивается информация, содержащая коммерческую тайну. И такая практика у нас набирает обороты. Уже несколько раз в нашем Управлении на рассмотрении дел присутствовали те или иные печатные издания. И второе, что касается адвокатирования конкуренции. Хотелось бы 2 слова сказать про общественную приемную. 5 марта начала работу Общественная приемная Управления, которая будет давать разъяснения гражданам по вопросам деятельности нашего управления, граждане смогут пообщаться с представителями наших структурных подразделений, задать вопрос уже непосредственно тем специалистам, которые работают с обращениями граждан, которые возбуждают дела. Соответствующая информация о работе общественной приемной также есть на нашем сайте, работает она 4 дня в неделю и есть график дежурств, который установлен для наших структурных подразделений. Находится, она в здании центрального аппарата, но это вынужденная мера пока мы не решили вопрос с площадью у нас в Управлении. Это все. Что я хотел рассказать, готов ответить на все интересующие вас вопросы.