Профилактика от Роскомнадзора

На площадке газеты "Вечерняя Москва"  представители Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу и УФАС по Москве 30 мая провели "профилактический" семинар  «Ответы на популярные вопросы представителей медиасообщества», к онлайн-участию в котором приглашались все регионы. SPbSJ.ru предлагает ознакомиться с текстовой версией основной части семинара.
 

Заместитель руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Николай Макаренко: "Для нас это значимая часть работы – профилактика. Но в работе по профилактике многое зависит от желания обеих сторон. Для нас это желание донести до медиасообщества основные требования к их деятельности, правовые аспекты.  Но с другой стороны, мы бы также хотели, чтоб у медиасообщества была заинтересованность и желание работать с нами, чтоб не допускать системных и наиболее частых нарушений законодательства. Для этого необходимо, чтоб вы знали и имели представления, что СМИ подвергнуты контролю Роскомнадзора. Мы также хотели бы больше активности со стороны медиасообщества в плане консультирования. Не так часто представители СМИ обращаются за консультациями. И, конечно, нужно быть в курсе изменений законодательства, которые происходят довольно динамично. Только в этому году появились такие вещи в законодательстве, как проблема фейковых новостей. К концу этого года должна быть решена проблема этого года относительно телевещания по субтитрированию. Недавно были внесены изменения в 4 статью Закона о СМИ".
 

Заместитель руководителя Московского УФАС России Павел Олейник"Мы все понимаем, что реклама - это иногда единственный способ заработка для СМИ. Существует большое количество систематических нарушений, которые мы ежегодно выявляем. Я хотел бы сконцентрироваться на нескольких нарушениях, которые стали систематическими в последнее время. Мы знаем, что сейчас в СМИ разрешена реклама алкоголя - пиво, вино и винные напитки, произведенные на территории России. Но, к сожалению, некоторые СМИ не учитывают, что подобная реклама запрещена для несовершеннолетних. За последнее время мы выявили несколько нарушений, среди которых журнал «Популярная механика». Журнал позволил себе рекламу алкоголя, за что был привлечен к ответственности. Вторая большая проблема для печатных СМИ – это превышение допустимого объема рекламы. Сейчас это составляет до 45% объема печатного издания.  Даже если журналы укладываются в это, потом идут коммерческие статьи и тем самым превышается допустимая норма. Если мы говорим о СМИ в интернете, то, пожалуй, сейчас они одни из самых законопослушных. Тут стоит напомнить, что реклама алкоголя в сети интернет запрещена полностью, даже пива и вина. Реклама букмекерских контор разрешена только в спортивных изданиях, зарегистрированных как спортивные издания, или на спортивных телеканалах".
 

Начальник отдела надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Асия Матюнина: "О вопросе регистрации СМИ. Все сетевые издания и СМИ любых форм распространения, предназначенные для распространения на территории РФ, регистрируются центральным аппаратом Роскомнадзора. Если субъекты находятся в разных федеральных округах, то это регистрирует ЦФО. Регистрация сайтов носит добровольный характер. Сайт может быть зарегистрирован как сетевое издание.  Сайт в интернете, не зарегистрированный как СМИ, средством массовой информации не является".
 

Заместитель начальника отдела надзора в сфере телевизионного вещания и радиовещания Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу Эмма Павлова: "Внесение изменений в записи о регистрации СМИ касается смены соучредителей, языков, тематики, территории вещания. Данная процедура проходит в том же порядке, что и регистрация СМИ. Но есть некоторые моменты, которые предусматривают лишь уведомление: изменение адреса редакции, периодичности выпуска, максимального объема. Уведомление пишется в свободной форме и направляется в тот орган, который выдал свидетельство. И если мы выявляем, что такое уведомление не было направлено, то за это предусмотрена уголовная ответственность по статье 13.23 КоАП РФ. О предоставлении конкретных документов: Для теле- и радиоканалов это продукция, произведённая редакцией, на которую вы обладаете всеми правами (или кто-то произвел для вас, и вы имеете права). Что касается печатных СМИ- тут любая продукция: печатный выпуск направляется в день выхода, электронная версия в течение 7 дней".
 

Асия Матюнина: "С периодичностью печатных изданий существует проблема. Если вы заявляете, что выходите каждый день, то действительно должны обновляется ежедневно. Если новости выходят только в будни, то надо писать 5 раз в неделю".
 

Николай Макаренко: "Относительно ограничений для учредителей, вещателей и главных редакторов. Сейчас мы сталкиваемся с такой проблемой, что нам необходимо запрашивать данные о должностных лицах, которые являются учредителями СМИ и одновременно работают в муниципальных органах власти. По законодательству муниципальные служащие – граждане РФ, однако не все так просто: эти должности могут занимать граждане других государств, имеющие соответствующие соглашения. Поэтому, в тех случаях, когда возникают подобные ситуации, следует смотреть устав муниципального учреждения, и если там написано, что должность может занимать только гражданин РФ, то такие данные предоставлять не нужно. Однако, если там это не отражено, то необходимо предоставлять паспортные данные. Относительно ограничений. Согласно статье 19.1 Закона о СМИ: учредителями не могут выступать иностранные государства, организации, иностранные граждане. Если лицо имеет двойное гражданство - это влечет за собой подачу заявления исковым органом о прекращении деятельности СМИ до устранения нарушений".
 

Асия Матюнина: "О выходных данных. Самый большой перечень у печатных изданий. Часто отсутствует дата выхода в свет – должна быть конкретная дата. Список для указания выходных данных обновился с января 2019 года. Часто мы не можем найти в выходных данных ФИО главного редактора и учредителя. Действующим законодательством не установлено конкретное место, где вы должны указывать выходные данные: можно делать это в «подвале» сайта, или создать для этого определенную страницу. Единственное – это должно быть наглядно и доступно. Все выходные данные предусмотрены 27 статьей".
 

Павел Олейник: "Касательно количества тиража в выходных данных. Мы считаем, если СМИ завышает свой тираж, на который опирается рекламодатель при размещении рекламы, оно получает таким образом необоснованное преимущество перед другими СМИ, и получает незаконные прибыли. Так как рекламодатель считает, что рекламу его продукта увидит большее количество потребители".
 

Эмма Павлова: "Перейдем к федеральному закону 436 относительно знаков информационной продукции, которые закреплены на территории РФ. Их всего пять: 0+, 6+, 12+, 16+, 18+. На радиоканалах должно быть текстовое предупреждение. Можно конечно перефразировать, но должно быть понятно, о чем идет речь. Например, продукция на теле- и радиоканалах, где содержаться бранные слова и информация про половые отношения между мужчиной и женщиной, должны транслироваться после 21 часа. А информационная продукция, предназначенная для взрослых с 23 до 4 утра. Что касается журналов 18+, то они должны распространяться в запечатанном виде и в недоступных для детей местах".
 

Эмма Павлова: "Также знак информационной продукции на телеканалах подразумевает еще некоторые характеристики: каждая программа должна маркироваться отдельно, знак размещается в углу кадра, он должен быть больше или равен логотипу телеканала и держаться на экране не менее 8 секунд. Для всех остальных СМИ знак указывается в выходных данных. Если берется зарубежный контент, то не должен оставаться знак, который был там, например, 3+. В российском законодательстве такой знак не предусмотрен и не считается знаком информационной продукции. Также нельзя оставлять зарубежных знак и ставить рядом российский. Нужно не перекрывать, а ставить наш информационный знак. Также статья 4 закона о СМИ вообще запрещает в СМИ использовать нецензурную брань, продукцию порнографического характера, упоминание экстремистских организаций".
 

Николай Макаренко: "Когда СМИ берет информацию с официальных сайтов, они должны ее уточнять. И нужно быть ответственным, когда вы размещаете информацию о несовершеннолетних. Обязательно должно быть указание на то, что ФИО изменены. Очень много нюансов о персональных данных, которые размещаются в СМИ. Нужно взаимодействовать с теми организациями, которые размещают эту информацию".
 

Эмма Павлова: "Далее мы поговорим о законе о табаке. Самое страшное здесь - это штрафы: 100 тысяч на юридическое лицо. Старые аудиовизуальные произведения, созданные до 01.06.2014, предназначенные для взрослых и детей, оговариваемся, что такая продукция не должна вызывать у детей желание употребить табачную продукцию. Во вновь созданных визуальных произведениях табака вообще не должно быть, только если это не является частью художественного замысла. Реклама должна быть о вреде табака. Информация должна содержать сведения, что курение вредит вашему здоровью".
 

Асия Матюнина: "Перейдем к статье 15 о невыходе в свет СМИ более года. Если у вас есть СМИ, которое вы не выпускаете, следует направить уведомление. Образец уведомления размещен на сайте Роскомнадзора. Его можно скачать, заполнить, подписать и направить в соответствующий орган. Если данное заявление не будет направлено, то регистрационный орган вправе обратиться с заявлением о закрытии СМИ".
 

Эмма Павлова: "Все, что прописано в лицензии, вы должны соблюдать. Также к лицензионным требованиям относятся соблюдение статьи 19.1 закона о СМИ и предоставление в лицензирующий орган информации об операторах связи, которые распространяют ваш канал".
 

Выступающие на семинаре также ответили навопросы, задававшиеся слушателями в чате, но лишь на малую их толику. В завершение семинара было обещано, что на все вопросы будут даны ответы на сайте Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу.
 

Николай Макаренко: "Мы проанализируем и систематизируем вопросы, поступившие сегодня, и подготовим ответы, которые постараемся разместить вместе с материалами этого семинара".
 

В опубликованной 5 июня заметке о прошедшем семинаре, поясняется, что "в связи с большим количеством вопросов, все поступившие во время прямой трансляции вопросы будут обработаны дополнительно, а ответы размещены на сайте Управления Роскомнадзора по ЦФО". Сроки публикации, увы, не обозначены...

Запись трансляции вебинара